Совместно с  
Отчеты о туризме и активном отдыхе
  Активный отдых
Обзоры снаряжения
Пещеры Лен. области
  Туристические сайты


С радостью ответим
на любые вопросы
по работе сайта.


Активный отдых / Обзоры снаряжения

Примуса и горелки в туристских походах

Александр Хайтин, 16.06.2001
С некоторым отставанием от прогресса в этом году я впервые ходил в поход с газовыми горелками (ХХХ Coleman) вместо примусов. Поход был горный, IV категории и проходил на высотах от 2700 до 4500. Три года назад аналогичный поход был пройден с использованием примусов "Огонек". Таким образом, подобрался почти идеальный материал для сравнения свойств примусов и газовых горелок. Сначала напомним свойства примусов: во-первых, они работают на бензине. Бензин, как известно, вонюч и ядовит. Кроме того, даже применение проверенных пластиковых бутылок (лучшей известной мне тары под бензин), не всегда спасает от протечек, которые могут непоправимо испортить некоторые предметы снаряжения, спальник например.

В борьбе с протечками очень важно, какой тип бутылок выбрать. Если в походе I-III к .с еще можно использовать то, что под руку подвернется, то при подготовке более сложных походов необходимо тщательно отобрать бутылки и убедиться в их герметичности. При подборе типа бутылок перед зимним походом VI к.с. применялись самые разнообразные средства, в том числе бросание полных бутылок с 5 этажа и получасовая игра в футбол заполненной бутылкой. В обоих номинациях выиграла бутылка из под водки McCormick, что привело к сильному напряжению организмов участников похода, ведь надо было освободить достаточное количество посуды :).

Следующее всеми любимое свойство примуса это то, что его надо разжигать, преодолевая ожесточенное сопротивление. Некоторые примусы более упорны, другие более покладисты, но все равно разжечь примус это не слишком быстро и не слишком просто. Особенно ближе к концу похода, когда уплотнения уже не те, что были в начале и горелку успели пару раз чем-нибудь залить. Даже при идеальном раскладе разжечь примус меньше чем за 5-10 минут мало реально. Напоследок стоит сказать о том, что примус весьма небезопасен. Недавно при заправке примуса сожгли "Приют 11" и это лишь самый известный случай. Сколько людей и имущества пострадало от возгораний примусов, вряд ли можно сосчитать.

Совершенно естественно, что не все свойства примусов относятся к недостаткам. Есть и неоспоримые достоинства. Бензин дешев и доступен везде. Пустой примус вполне можно возить самолетом, а бензин докупать на месте. Бензин штука многоцелевая: можно костер разжечь, можно перед подклейкой подошвы поверхность обезжирить и т.д. Примус вполне ремонтопригоден, устройство чисто бензинового примуса настолько прозрачно, что починка примуса является вполне обычным делом. Примус можно заправлять, не дожидаясь пока выгорит весь бензин в бачке. Это имеет смысл делать тогда, когда израсходована половина или более бачка (естественно имеется в виду заправка холодного примуса до начала использования, а никак не доливка бензина в горячий примус). Дозаправка позволяет все время работать с полной мощностью, имея достаточное давление в бачке. Так как при работе примус по определению разогревается, то температура воздуха важна только в момент розжига, от нее зависит, как сильно и долго придется прогревать примус перед запуском. Но если уж примус зажгли, то дальше уже неважно, сколько сейчас -30 или +30.

Переходя к эксплуатации горелок необходимо понимать, что это вовсе не "улучшенный примус", а совсем другой предмет. Непонимание этого факта доставило нашей группе немало неприятностей, о которых ниже. Свойства горелок не так известны, как примусов, поскольку горелки начали использоваться в российском туризме всего несколько лет назад. Тем не менее можно отметить следующее: горелку не надо прогревать: открыл кран, поджег и все (поджигать ее приходится спичкой иди зажигалкой, так как общий опыт показывает, что пъезоподжиг работает только в идеальных условиях). Работающую горелку можно регулировать не хуже домашней газовой плиты, если надо можно дать мощный факел, если не надо, то маленький огонек. Так как газ, в отличие от бензина, не разрушает резину, то все уплотнения горелки гораздо более надежны, еще важнее то, что из-за охлаждения баллона при горении, резиновые прокладки нагреваются гораздо меньше, чем у примуса. Горелка весит меньше примуса, т.к. баллоны можно по большей части выкинуть, оставив на дозаправку (если есть желание этим заниматься) несколько штук, которые были использованы в последней части похода. Топливо для горелок упаковано изначально. Причем в герметичную и удобную тару. Горелка куда безопаснее примуса по многим причинам. Что происходит если сильно перегреть примус? Правильно: срабатывает клапан и из него бьет струя бензина. Что происходит при перегреве баллона? Выворачивает дно, и вся конструкция падает, но утечки горючего не происходит. Конечно, если еще нагреть, то баллон разорвет, но случайно такого добиться практически нереально. Есть у горелок и недостатки: баллоны приходится дожигать до конца, а это приводит к тому, что не всегда удается развить полную мощность, ведь при дожигании остатков газа мощность значительно падает. Значительные проблемы может вызвать транспортировка газа. Перевозить газовые баллоны запрещено везде: в поездах, автобусах и т.п., не говоря уже о самолетах. Причем, если запрет на перевозку баллонов в поезде скорее всего перестраховка, то возить баллоны в самолете действительно опасно. Учитывая то, что купить газ "на месте" практически невозможно, такая ситуация может вызвать серьезные проблемы.

Известен случай, когда группе горных туристов было необходимо провезти газ (более 15 баллонов по 450 г.) самолетом. Надежды на то, что удастся пронести этот газ мимо контроля незамеченным, не было. Поэтому были приняты меры: все баллоны были обклеены этикетками от банок с красками, на днище баллонов были нанесены мазки краски (как это обычно бывает на банках). На контроле, когда банки были обнаружены, было заявлено, что это краска, которую везут тетушке, потому что там она в страшном дефиците. Как ни странно, этот блеф увенчался полным успехом.

Высокая надежность горелок привела к тому, что они делаются неремонтопригодными и практически неразборными. То есть если у вас таки что-то сломалось, то легкого ремонта не будет. Чинить в горелке, правда, почти нечего. В этом смысле приведенный ниже случай довольно уникален.

К сожалению я уже приобрел личный опыт ремонта горелок. В походе мы впервые использовали горелки (Coleman) вместо привычных примусов. При использовании горелок было сделано две ошибки:

1. Мы накрывали котел с горелками стеклотканью до земли
2. Под один котел ставилось две горелки

Два этих вполне естественных при использовании примусов действия дали неожиданный и крайне неприятный эффект: горелка перегревалась, пластиковый клапан баллона плавился и полностью забивал приемную трубку горелки. В итоге получалась наглухо забитая горелка и баллон, который не закрывался клапаном. То есть стоило свинтить горелку, как газ начинал выходить из баллона. Когда эта случилось впервые, нам стало очень грустно. Остаться с одной горелкой на 7 человек не только неудобно, но и весьма рискованно - второй отказ и придется есть сухие супчики и прочие сублиматы. Потому начался ремонт горелки. Для начала тонким сверлом, которое было сделано из швейной иглы путем отламывания края ушка, был высверлен пластик из центрального и бокового каналов. Этого, однако, оказалось мало. Поэтому горелку пришлось полностью разобрать, для чего был выбит ограничитель (заклепанная в корпус трубка). Целью разборки было удаление всех резиновых деталей. После этого корпус горелки прокалили на другой горелке в попытке выжечь пластик, который не удалось высверлить. Как ни странно, это удалось сделать - после остывания выяснилось, что теперь горелка продувается, т.е. топливные каналы от баллона к форсунке освободились. После сборки горелка заработала нормально. Но позже был замечен побочный эффект: отказ аварийного клапана. Этот клапан должен срабатывать, если горелка падает набок, и отсекать газ, чтобы избежать опасности пожара. После нашего варварского ремонта этот клапан себя никак не проявляет. Видимо в нем использовались пластиковые детали. За время похода такую процедуру пришлось проделывать трижды. По ходу дела были обдуманы разные гипотезы о причинах поломок: от некачественных баллонов и слишком сильного навинчивания горелки на баллон до влияния фаз Луны и дурного взгляда. Наиболее вероятным представляется все же перегрев. Не совсем ясно, как можно использовать горелки в ветер, не накрывая их стеклотканью. Есть, конечно, мысль накрыть котел с горелками коротким куском стеклоткани (чуть выше ручки регулировки), но это надо еще пробовать.

Еще одна особенность горелок: это сильное влияние температуры воздуха на работу горелки. Так как баллон с газом охлаждается по мере горения, то при низкой температуре окружающего воздуха сжиженный газ в баллоне перестает испаряться и горение прекращается. Для эксплуатации горелок при низких температурах предлагаются специальные химические грелки. Подразумевается, что эту грелку надо прогреть в кипящей воде, после чего в течении 1-2 суток запасенное тепло можно использовать. Увы, при температурах ниже - 8-10 грелка становится практически бесполезна, т. к. хранит тепло не более 2-3 часов. Горелки с подключением баллона через шланг лишены описанного недостатка: при их использовании в холод баллон кладется сверху на нагреваемый котел, что позволяет нагревать баллон теплом собственно горелки. Для розжига любого типа горелки в очень холодную погоду можно погреть баллон снаружи спичками или зажигалкой - газ закипает и давление в баллоне поднимается.

В общем, применение в туризме разнообразных газовых горелок - это явный шаг вперед, по сравнению с использованием примусов, но этот шаг требует внимания и аккуратности. К сожалению, простое правило "примусов в походе должно быть не менее двух, а один примус это вообще не примус" пока что вполне переносится на газовые горелки. Удобство, простота и безопасность эксплуатации горелок, на мой взгляд, вполне окупают немногие имеющиеся проблемы.

Горелки Примуса
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
Легко зажигается Дорогое и достаточно редкое топливо Дешевое и распространенное топливо Топливо ядовитое, с сильным запахом, имеются трудности с упаковкой
Удобная и простая регулировка мощности Трудности с перевозкой самолетом Ремонтопригодность Долго и непросто разжигать
Высокая надежность Изрядные проблемы при низкой температуре воздуха (для горелок, навинчивающихся на баллон) Возможность дозаправки Небезопасен при эксплуатации
Малый вес При перегреве баллона или горелки полностью выходит из строя Устойчивая работа при низких температурах Регулярные утечки топлива через прокладки и резьбовые соединения
Хорошая упаковка топлива Трудности с утилизацией пустых баллонов   Ограниченный диапазон регулировки интенсивности горения
Хорошая безопасность использования     Большой вес


Расход газа можно грубо принять 50-60 г. в день на человека при минимально бережном расходовании газа. При этом имеется некоторый запас, т.к. при таком расходе удавалось несколько раз топить воду из снега и льда, а также в отдельных случаях обогревать палатки.

Газ расходовался на завтрак (каша + чай), обед (бульон) и ужин (каша + чай). Все, что надо было варить, варилось в автоклаве (объем 400 мл. на человека). Вода под чай и бульон кипятилась в открытой посуде (500 мл. на человека).
Реклама









    © 2017 Диагональный мир
    Положение об авторских правах · Напишите нам
    Архив сервера: Спортивный туризм · Альпинизм · События