[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

использованы фото из архива велоэкспедиции в Монголию
портреты работы К.Бекетова

Илья Гуревич собственной персоной Илья Гуревич

родился в 1971 г.
с 1988 увлекается туризмом
в декабре 1997 создал Петербургскую Федерацию Путешественников, председателем правления которой и является.
Заодно исполняет обязанности председателя велоклуба "ВелоПитер".
чемпион Петербурга по велотуризму 1997 г.

выиграл бы и последующие чемпионаты, да вот беда - их перестали проводить...





Илья Гуревич
- "...жители добродушны и отзывчивы. Но у них есть одна странность. Когда мы их спрашивали о дороге, по которой нам предстояло ехать, они всегда как-то странно улыбались, делали многозначительные жесты, говорили пространные фразы о вездеходах и зимниках..."





Илья Гуревич
- "...я отлеживался в местной гостинице в глубоких раздумьях. С одной стороны, голова все-таки не нога, и для велосипедиста не такой уж и важный орган. С другой стороны, когда голова кружится, можно упасть еще раз и повредить как раз ногу, и тогда ехать уже совсем будет нельзя... "





Илья Гуревич
- "...много лет назад, еще при коммунистическом режиме, недалеко отсюда, я, не имея пропуска, просился на несколько часов в пограничный городок. Тогда любезный пограничник мне ответил: "Да ты чего?! Вчера вот приезжал человек с документами, но я его все равно не пустил!"





Илья Гуревич
- "... когда-то здесь жили люди. Они разводили колючую проволоку, выращивали радиолокаторы и пасли стада вездеходов, скелеты которых до сих пор украшают местный пейзаж ..."





Илья Гуревич
- "... дорога то сама неплохая, да немцы мосты сожгли".
"Какие немцы?".
"Да они в этих местах отступали, вот и пожгли".
"Но ведь это 54 года назад было-то".
"Ну так и что ж? Мостов ведь не вернешь" ...







колесо Коли Сороко
щелкнув по этой фотографии, вы сможете во всей красе увидеть колесо с 40 (!) сломанными спицами - итог велоэкспедиции в Монголию


Интервью с Ильей Гуревичем.


Диагональный Мир: - Регалии впечатляют. А с чего все началось?

Илья Гуревич: - А сначала мы долго ходили в байдарочные походы. Водные у нас были довольно простые мероприятия, а впоследствии велосипедные - относительно сложные.

ДМ: - А по воде с кем ходил?

ИГ: - Просто с приятелями. Была байдарка Таймень, двойка. Вот на ней и начали двигаться. Сначала по Шуе прошли, потом по Суне, потом по Воломе. Все эти речки, которые идут с одной ж/д до другой. Потом были на Ю.Урале, на Мсте, как водится среди водников.

ДМ: - Лосево, наверно, не миновали?

ИГ: - Лосево, конечно. Мы там один раз классно перевернулись. Один приятель купил себе каноэ - он охотник, ему все хотелось, чтобы можно было встать и выстрелить. А мы тут же: счас, дескать, тебе класс покажем, как пороги проходить надо. И показали.

ДМ: - А в каком году произошел переход к велосипедам?

ИГ: - В 95-м, относительно недавно. Некоторое время я совмещал. Велосипед чем увлекает: за один поход можно оказаться в разных странах, даже на разных континентах, в разных климатических зонах. Это очень затягивает. А на автомобиле - летишь... как-то не то. Не то... Возможно, так как Котов - уже "то" (имеется в виду автоэкспедиция через весь Китай к подножию Эвереста).

ДМ: - Ты, пересев из байдарки на велосипед, сразу стал (простите, сейчас я употреблю гнусное модное словечко) позиционировать себя как "великий путешественник" - громкие проекты, далекие экспедиции?

ИГ: - Нет, началось все банально - мы поехали на велосипеде в Прибалтику. Я проехал 100 км на чужом велосипеде и дал себе слово, что никогда больше на эту двухколесную бандуру не сяду. У нас не было ни рюкзаков своих, ни палаток толковых, - ничего не было. Колеса все время прокалывали по пути. На велосипеде никто не катался - просто вдруг решили поехать, в первый раз.
Но уже через год мы побывали в Крыму, в Карпатах и на Кавказе. С того момента и понеслось...
Но самый взлет был в 96-м. Мы поехали на полуостров Мангышлак. Сначала там дорога идет, колея; потом она кончилась, до гор доехали и финишировали в Ашхабаде. Было море самых разных впечатлений. Начиная от техники вождения с грузом (еды дней на шесть, это еще не так плохо. Хуже - воды на двое суток). Мы тогда еще новичками, в общем-то были.
Вообще, велотуризм чем хорош - все время чувствуешь себя новичком. Поехал впервые в пустыню - все в новинку; на следующий год поехали в степь - опять все по новой. Потом в Таиланд поехали - там вообще все по другому. Палатку на термитник поставили. Не знали, что они днем спят, а ночью буйствуют. Площадка ровная...
Вот такие ситуации - постоянно приключения. А когда постоянно приключения - это приятно.
В 97-м решили поехать в Египет. К нам в клуб (не ВелоПитер тогда еще, а просто в городской велоклуб) пришел человек с телевидения, с 50-какого-то канала. Ему хотелось снять фильм о велотуристах. Говорит: поехали в Египет? Вдруг ни с того, ни с сего две фирмы дают одна снаряжение, другая оплачивает перелет - за рекламу. И мы летим в Египет! Вот тогда и появилась тяга к "громким делам". Состав в клубе, в группе разношерстный. Я - финансово-обеспеченный человек, а вот другие - нет. Они часто говорят: если ты, Илья, найдешь нам спонсоров для очередной поездки, мы поедем. Я думаю, мы будем продолжать серию "громких" путешествий, пока не встанем на профессиональную основу.

ДМ: - Что ты под этим подразумеваешь?

ИГ: - Ходят слухи, что некоторые люди умудряются зарабатывать как-то на своих походах, на своих фотовыставках, к примеру... Хочу оставить свое кораблестроение, стать путешественником, этаким Васко де Гама.

ДМ: - То есть светлая мечта - переход в "профи"? Заниматься велотуризмом и более ничем?

ИГ: - Нет, я себя ощущаю все-таки человеком более широких интересов. Вот у нас есть сервер "Малые города России", например. К велотуризму очень косвенное отношение. Хороший такой проект для чьей-нибудь PR-акции. Фильм один раз сняли, про Израиль. Два человека едут по Израилю на велосипедах - такая вот подача материала. Сейчас новый проект. На будущий год 10 лет, как не стало СССР. Сейчас ищем каналы на телевидении, чтобы снять фильм: как было в каждой республике, что сейчас, как шли они к этому. Совершенно никакой политики! Была такая вот банановая (вернее, дынная) республика Туркменистан. Кадры хроники - труженики села, хлопок убирают! Как было на самом деле - пара фраз. И сейчас - кадры съемки, которые мы и снимем.

ДМ: - Вы хотите объехать все 15 республик на велосипеде?

ИГ: - Нет, конечно. Это совершенно другого уровня проект, придется брать машину. Это более-менее реальный проект, на котором можно было бы заработать денег, в отличие от велотуризма. На велотуризме можно заработать себе велосипед, можно дорогу окупить как-то... Может, и будет какая прибыль, но это все несерьезно. Кто-то рекламу в "ВелоПитере" размещает... по мелочи.

ДМ: - А следующий велосипедный "великий проект" уже созрел?

ИГ: - Следующий... Байкал пересекать пора! В прошлом году там москвичи ходили. До этого какие-то западники прошли.

ДМ: - В смысле, на велосипедах по льду?

ИГ: - Я думаю так - от нового Уояна идет зимник (правда, про него пока информации нет - действует ли), дальше по долине Баргузина, дальше в узком месте пересекаем Байкал до Ольхона. Затем до Листвянки опять по льду.

ДМ: - Много приходится тренироваться, готовиться к сложным велопоходам?

ИГ: - Возможно, я выскажу крамольную мысль, с точки зрения других видов путешествий. В велопутешествиях не нужен особо высокий уровень подготовки. Любой практически человек может проехать на велосипеде много километров. Мы тренируемся весной, летом ездим. А осенью, например, отдыхаем. Я на первое место для себя ставлю не сложность путешествия а его насыщенность. В конце концов велосипед не догма; если другие способы будут давать тот же эффект... Важен стиль путешествия, интересно общаться с местными жителями. Вот, например, врач в Монголии получает 50$. Интересно поговорить с ним - много это или мало?

ДМ: - Организация путешествий отнимает много времени?

ИГ: - У нас в команде специально обученная девушка - она профессионально ищет спонсоров для экспедиций, ведет предварительные переговоры. Причем даже получает за это зарплату. Своего рода менеджер проекта. Я занимаюсь уже более детальной проработкой самого путешествия.

ДМ: - Вы в последние годы ходите более-менее одной командой - как собрался костяк этой компании?

ИГ: - Компания собралась спонтанно. У нас только Коля Сороко - из старых монстров велотуризма, последний из могикан. Компания у нас хорошая!

ДМ: - Ну ладно, мы все вокруг да около, а собирались поговорить о Монголии. О вашей последней выходке - велопоходу по этой славной стране.

ИГ: - Идея принадлежала Виктору Шульцу, только сам он всех перехитрил и не поехал.
Честно говоря, о Монголии я твердо знал только одно: это страна совершившая под чутким руководством Старшего Брата (СССР) великий скачок из феодализма в социализм. Мы довольно живо представили себе, что бы это могло обозначать, и решили все необходимое везти с собой из дома. Результатом паковки продовольствия, ремнабора, снаряжения и аптечки стали огромные рюкзаки, смотреть на которые было просто страшно.

ДМ: - А как вы добрались до Монголии? Далеко все-таки, даже не велосипедах...

ИГ: - Добраться до Монголии можно легко и непринужденно. Для начала мы сели на поезд Питер - Москва и доехали до порта пяти морей. Поменяв вокзалы, засели в шикарный поезд Москва-Барнаул, где с пользой для здоровья провели 57 часов. Далее проехали подкидом до Бийска, всего-то за 4 часа, а в нем нас ждал автобус, который сыграл заметную роль во всем дальнейшем походе. Вместе с группой товарищей из 18 туристов горников из Тулы мы сели в этот гроб на колесах и отправились в горы. Проехать нам предстояло чуть меньше 600 километров… Когда первые 90 км по равнине автобус прошел за 3 часа, я почувствовал неладное. Сомнения мои усилились, когда отметку в 150 километров мы достигли через 6 часов. Автобус ломался, бился в конвульсиях, перегревался, началась ночь, и пошел дождь. Я расстелил пенку и лег спать в проходе между чьих то ног. Через час, не выдержала Аня, и мы стали спать на полу вместе. Коля с другой Аней примостились у передней двери в очень удобной позе. Анина голова находилась прямо у смердящего движка, а Колина нога упиралась в дверь на высоте почти полутора метров над полом. На одной колдобине автобус тряхнуло, и Коля ногой выбил стекло. Через 19 часов и 40 минут автобус остановился в 25 километрах ниже Кош Агача, поселка, до которого нам надо было добраться. Пользуясь случаем, мы выползли из нашего транспорта и решили продолжить путь своим ходом.

ДМ: - На своих-то - оно надежней будет...

ИГ: - Не скажи. Некоторое время мы ехали просто припеваючи, без всяких проблем. Минут, наверное, 20, пока у Коли Сороко не сломалась пополам ось педали. Запасной оси у нас не было и Коле пришлось еще километров 20 пилить на одной педале до поселка Кош-Агач. Педаль нам удалось заварить, но соосность она потеряла. Как результат - первые три дня она периодически заклинивала, что, впрочем, не мешало Коле ехать в перевалы, а потом из нее извлекли шарики и она еще прошла более 900 км...

ДМ: - Тяжело получить монгольскую визу?

ИГ: - Забавно. Все про монголию я понял во время попытки позвонить в консульство на предмет визы. На все мои вопросы консул отвечал только положительно:
красная линия - путь по Монголии; зеленая - Чуйский тракт
- Не нужна ли виза в Монголию?
- Да!
- Что да? Нужна?
- Да!
- А как ее оформить?
- Приезжайте оформим!
- Но для этого, наверное, нужны какие-то документы?
- Да!
- Что да? Какие?
- Анкета!
- А можно ли ее получить?
- Да! Приезжайте выдадим!
- Но ведь мы в Питере, а вы в Москве, может быть ее можно по факсу нам отослать?
- Да!
- Так, мой номер факса, на который надо отослать анкету…
- Приезжайте выдадим!
- Так по факсу же договорились?
- Да! Так приезжайте выдадим!
Почувствовав, что на посылке анкеты консула заклинило, мы послали в Москву гонца в виде Ани, и она сумела таки получить заветные анкеты и оформить визы сразу за нас всех.
В Монгольской глубинке нет электричества, газет, транспорт не ходит, мобильные телефоны не работают и даже междугородних автобусов не предусмотрено. И хотя местное население хорошо говорит по русски, шанс, что очередная информация о террористических актах, взрывах, падениях курсов, обострениях отношений, и тому подобном услышана не будет, очень велик. Должен сказать, нам вполне удалось убежать из повседневного информационного ада. Первая новость из России (о взрыве боеприпасов на складе под Питером) догнала нас аж на 15 день пути. Впрочем, тогда мы уже вернулись обратно на российскую территорию.
Столб с надписью "РФ" стоит на пограничном перевале Дурбэт-Даба. Высота 2 километра, так что можно представить себе наше состояние. Россия кончается и начинается Монголия. Велосипедист сильнее всего может почувствовать разницу между нашими странами по состоянию дорог.
Илья Гуревич на окраине монгольского города Строительство дорог в Монголии дело всенародное. Это значит, что любой человек имеющий автомобиль может построить свою собственную трассу, например, ведущую от его юрты, в город. Так как весь запад Монголии покрыт степями, большого труда на постройку дорог не требуется. Стоит машине один-два раза проехать по степи и на ней остается не зарастающий след. По дну долин зачастую идет по десять и более таких колей, а расстояние между крайними может достигать нескольких километров. Конечно, качество такой дороги с точки зрения велосипедиста весьма сомнительное. Никто, не убирает с нее камни, не выравнивает поверхность. За то на наезженных колеях часто образуются песчаные "лужи", попадая в которые велосипед начинает выписывать "кренделя". Особенно хороша монгольская дорога на спуске. Ее профиль приобретает волнистую структуру огромной "стиральной доски", на которой велосипед скачет, вытрясая из седока всю душу, и стремясь что-нибудь себе сломать. Для полноты картины следует отметить, что весь наш путь лежал по высокому плато, которое перерезалось хребтами Монгольского Алтая. Таким образом, спусками и подъемами мы были хорошо обеспечены. Первый подъем - у Колиного велосипеда пополам ломается ось педали. Первый спуск - у нас становится на четыре спицы меньше. Впрочем, вскоре мы приноровились к местным "трассам", и в случае, когда ехать по ним становилось совершенно невозможно, сворачивали прямо в степь. Под колесами велосипеда степь кажется мягкой, но и она покрыта камнями, ехать по которым не большое удовольствие.

ДМ: - Вы на каких велосипедах путешествовали?

ИГ: - Я на горном, а остальные - по старинке, на "Туристах". Только мой новый байк KHS мог позволить себе разогнаться по степи на спуске до 55 километров в час, оставляя остальных членов команды далеко позади. Правда, когда мы вернулись в Россию и ехали по Чуйскому тракту, уже я не мог их догнать.

ДМ: - Да, нет в мире совершенства, это точно... И каков был ваш маршрут?

ИГ: - Мы за пару дней добрались до "областного центра" (области в Монголии называются Аймаками) города Баян Ульгий.
монгольские юрты Приближение любого населенного пункта в Монголии можно определить по возрастающему количеству скелетов и костей, устилающих степь. Удивительно, но эта удручающая картина ни чуть не портит настроение местным жителям! Однажды, набирая воду из родника, и стараясь не смотреть на разбросанные повсюду головы и кости лошадей, мы разговорились с тремя местными парнями. Обрадовавшись встрече, они вынесли из машины 30-литровый бидон с кумысом, и принялись нас угощать. Настроение в тот момент в команде совсем не располагало к веселью, да и что-то есть среди белеющих костей, мы явно не могли. Для местных жителей же кости и черепа животных - это все что угодно, только не напоминание о смерти. Наиболее предприимчивые даже используют их в качестве строительного материала вместо кирпичей. Например, надо нарастить стенки арыка - нет проблем! Берутся коровьи черепа, обмазываются глиной и складываются вдоль берега. Выглядит это все не очень весело. Впрочем, через несколько дней мы привыкли к такому наполнению пейзажа и спокойно ставили палатки в приглянувшемся нам месте, откидывая валяющиеся кости животных ногой.
на въезде в Баян-Ульгий Баян Ульгий - большой по местным меркам город. Центр явно строили советские архитекторы, поэтому чувствуешь себя здесь как в одной из бывших республик. Единственная разница, что окраины застроены юртами и домами из самодельного кирпича. Самым интересным городским объектом является базар. Нашему удивлению не было предела, когда мы увидели, что все продовольственные товары, разве что кроме хлеба, привезены из России! Более того, популярностью пользуются многие питерские продукты! Берешь в руки, скажем, кетчуп, а на нем адрес: Петербург, Бухарестская улица! Приятно! Многие продавцы говорят по-русски, но и с теми, кто языка не знает, мне вполне удавалось договориться. Например, надо купить три хлеба по пятьсот тугриков. Подхожу и говорю: "Уч чурек беш юз". Меня понимают и дают то, что прошу. А фраза просто составлена из слов, которые я запомнил, путешествуя по тюркоязычным странам. "Уч" - это по-узбекски "три", "чурек" - по-туркменски "хлеб". "Беш" - все мы в свое время читали пятирублевую купюру, где было написано "Беш сом, или Беш Сум", ну и, наконец, "Юз" - если мне не изменяет память, в Турции обозначало цифру сто. Не знаю, то ли я, проговаривая свои фразы-загадки выразительно жестикулировал, то ли тюркоязычные казахи, составляющие большинство населения Ульгия, действительно меня понимали, но я всегда получал то, что хотел.
озеро Толбо-Нуур После Ульгия мы стали закладывать большую петлю по Монгольской земле мимо красивейшего и совершенно безлюдного озера Толбо-Нуур. Должен сказать, что Долбаный Нур - озеро потрясающей красоты, Лежит оно в окружении гор на высоте 2075 метров. Вода, в этой связи, не слишком теплая, особенно с учетом того, как она в этот Нур попадает: об этом красноречиво свидетельствуют лежащие вдали ледники. За то ночью водоем похоже ведет довольно буйный образ жизни. Около нашей палатки какие-то здоровенные рыбы пол ночи били своими хвостами, наводя нас на мысли о недопустимости путешествий без рыболовных снастей.
Далее через перевал Дэд Хабойтын Даба, долину реки Сагсай гол, к реке Кобдо-Гол. Места эти совершенно не похожи на ту Монголию, которую я представлял себе сидя дома. Полноводные реки и глубокие озера как-то не вязались с образом бесконечных выжженных степей. вдали - Монгольский АлтайЕдинственное, что соответствовало нашему стереотипу, так это многочисленные юрты, в которых живут местные кочевники. Кочуют теперь они на грузовичках, но все остальное, как и много сотен лет назад, осталось вполне традиционным. Юрта все также состоит из толстых деревянных прутьев обмотанных войлоком, в центре ее стоит маленькая печка, которую топят сушеным навозом, вокруг играют многочисленные дети. Внутри юрты, вопреки ожиданиям, чисто, все стены устланы цветастыми коврами, а кровати могут задергиваться занавесками. Интересно, что из юрты, если она стоит рядом с городом, может выйти вполне современно одетая девушка в шортах и белой футболке. С другой стороны, к ней может подъезжать верхом на лошади старый аксакал в ватном халате и сапогах. Городские юрты бывают электрифицированы, а их обитатели даже имеют возможность смотреть телевизор.
в долине Кобдо Завершив петлю по горам западной Монголии, мы вернулись в Ульгий, где взяли курс на север, в Россию. Пожалуй, сильнее всех хотели домой Аня Орлова и велосипед Коли Сороко. У Ани обострилась хроническая болезнь, а велосипед Коли за поход потерял более 40 спиц. Аня практически перестала что-либо есть и питалась одним активированным углем, а Колин велосипед ежедневно ремонтировался с "хирургическим" вмешательством в конструкцию заднего колеса. Так как такого количества запасных спиц у нас с собой не было, то механику приходилось сплетать новые спицы из только что поломанных старых и ставить их обратно на колесо. Тем не менее, ехали мы довольно быстро: помогало желание вернуться в Россию и распространенный в горах мираж. Представьте себе, что вы едите по колее к перевалу. Вдали хорошо виден перевальный взлет, а до его начала дорога явно спускается вниз. Понятно, ехать вниз должно быть легко, однако почему-то приходится переключаться на пониженные передачи. Только оборачиваясь назад, можно заметить, что вместо спуска мы забираемся по довольно крутому подъему! Зато как приятно обнаружить, что за время "спуска" ты заехал почти на пол перевала вверх! Россия нас встретила пейзажами чуйской степи, которая очень похожа на степи монгольские, и уважительными взглядами наших пограничников. Они помнили команду перед отъездом: чистую, с белым цветом кожи, на блестящих велосипедах. Теперь же их взорам предстали пропыленные, сгоревшие на солнце туристы, на потрепанной технике. Досматривать нас, конечно, не стали.

ДМ: - Как выглядит российско-монгольская граница?

эта музыка будет вечной... ИГ: - Интересно, что с Монгольской стороны на линии границы вообще ничего нет. С нашей, по крайней мере, забор с воротами и домик с двумя дембелями Первые же монгольские строения находятся аж в 5 километрах ниже! Поймав момент, я спросил, что с нами будет, если мы просрочим монгольскую визу? Ответом нам послужила шутка: "Останетесь в Монголии навсегда". Тогда я не понимал, какое это может быть страшное наказание...

ДМ: - Кстати, мы так и не назвали имена участников экспедиции. Родина должна знать своих героев!

ИГ: - Запросто! Это Илья Гуревич - руководитель, Николай Сороко, Анна Кононова и Анна Орлова.


Подробнее о Монгольской Экспедиции и других деяниях Ильи Гуревича:
сервер ВелоПитер



















[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000