Отчеты о туризме и активном отдыхе

Горными дорогами Северного Кавказа на ВАЗ 2114

Автотуризм · Россия
Отправились 29.08.2016
04.10.2016  Вадим
Маршрут: Воронеж – Должанская коса – поляна Азау – Аланский мужской мон. (п. Хидикус) – Верхний Фиагдон – Мидаграбинские водопады – Даргавс – Горная Саниба – вдп. Менделеева (Фуртоугский) – вдп. Ляжгинский – башенный комплекс Эрзи – баш. компл. Экикал – Вовнушки – храм Тхаба-Ерды – баш. компл. Таргим – Цой Педе – Урус-Мартан (Донди-Юрт) – Грозый – Воронеж
Сроки: 29.08 – 6.09.2016
Автомобиль: ВАЗ 2114, 2011 г., пробег на момент старта 110 тыс. км
Состав: М 27, Ж 24, ребёнок 4 года

Предисловие: Идея посмотреть наш Кавказ зародилась после поездок в Грузию, Армению и НКР. За границей, безусловно, прекрасно, но что-то подсказывало, что и в России есть красивые места. Конкретного плана не было. Рыть информацию стал, только когда выяснилось наличие ещё 4-х дней моего законного отпуска + выходные. Сказано – сделано. Полистал Интернет, набросал на 7-ми километровку карандашом козьи тропы. Поехали!

День 1. Врн – Должанская коса
Сделать крюк и заехать на море было исключительно желанием моего любимого штурмана. Прикинув, что море в этом году мы видели только Балтийское в начале марта в Калининграде и в конце июля возле Крондштата – из окна автомобиля, решил не упираться.
В 6:20 Маша забрала меня с работы, заправились и поехали. В Р-н-Д немного постояли в пробках возле рынка, купили мяса, овощей, вина. В 17:00 въехали на Косу. Должанская Коса – место специфическое. Раздолье для тех, кто под парусом. Заехали с наветренной стороны – грязновато и ветрено. С подветренной стороны – сплошняком кемпинги. Рассудив, что 800 рублей за два дня – приемлемая цена за наличие тени, стола, мангала и душа, сняли-таки беседку в кемпинге «Судак». Палатку поставили прямо внутри беседки, ибо грунт – мелкий ракушечник и плохо держит колья. А так – меньше ветра. После дороги и вечерней суеты шашлык особенно вкусный, море – ласковое, а сон крепок.

День 2. Море.
День «тюленьего» отдыха. Абсолютное ничегонеделанье, переворачивание с боку на бок, периодические заплывы и потягивание лёгкого алкоголя в кресле. Кстати о душе – вода оказалась… солёной. По этому случаю был изъят из недр багажника свой личный походный душ и 15 литров пресной воды. Так что будьте готовы…

День 3. Должанская коса – подножие Эльбруса.
В 1:30 ночи проснулся от хлопанья палатки на ветру. Вышел. Начиналась буря. Накануне МЧСовцы (их база прямо на Косе) на катере объезжали пляжи и предупреждали. Собственно, оставаться не было смысла по причине того, что уже начало ветром сносить со стола миски, кружки и прочие вещи, а тент на палатку натянуть при таком ветре не представлялось возможным. Покидали вещи в багажник и поехали досыпать в ближайшую лесополосу за посёлок. Мне быстро надоел неудобный сон в машине и в 4:15 я направил колёса в строну гор. В этот день много времени потеряли на поиск электрика – перестал работать прикуриватель. Предохранитель был визуально целым. Оказалось, что просто перегорел так, что это не видно. Будем умнее в другой раз. В 18 встали чуть не доезжая поляны Азау. Было холодно и мокро. Очень хорошо чувствовалась разница между морем и горами.

День 4. Поляна Азау – Хидикус - В. Фиагдон
Рано утром пришла акклиматизация. Всем маленько поплохело. Оно и понятно – 3 климата за 3 дня. Сделав необходимые мероприятия и поспав ещё пару часов, начали собираться. На полянку пришли кони. Почти ручные. Очень хотели познакомиться и подходили вплотную. Самый наглый даже пытался попробовать на зуб чехол от термоса и уголок палатки.
На склон самой высокой горы Европы решили подниматься на французских подъёмниках, ибо в красный старый вагончик набивается много людей и неудобно фотографировать. Цена вопроса – 1300 р/чел. С непривычки на верхней станции начала кружиться голова – за полчаса набрали почти 2 километра высоты. 1 сентября везде снег. Вершина, к сожалению, закрыта облаками. Чуть показалась, но в полной красе так и не довелось увидеть.
Теперь путь лежал в Северную Осетию. Хотелось, конечно, разведать горную дорогу из Ардонского ущелья в Фиагдонское через Верхний Унал, но в связи с туманом и непрекращающимся дождём, решил не рисковать и поехать напрямую. Куртатинское (оно же Фиагдонское) ущелье очень красиво. По пути водопадики, лики Сталина, памятники. Возле перевала Кадаргаван река Фиагдон прорезала глубокий, около 60 м каньон. Здесь находится мини-зоопарк с медведями и леопардом. Цена символическая, а виды красивые. Рекомендую. В селе Хидикус находится Аланский Успенский мужской монастырь. Это новострой – ему всего 15 лет. Примечателен тем, что это самый высокогорный монастырь на территории РФ. Заночевали в В. Фиагдоне – 1500 руб. за простенькую двушку. Кстати, очень советую попробовать местные пироги – в конце поселка слева, после магазина пекарня. 250 руб. за большой пирог с сыром и зеленью.

День 5. В. Фиагдон – Мидаграбинские вдп. – Даргавс – Горная Саниба – вдп. Менделеева (Фуртоугский) – Ляжгинский вдп. – Гули.
Вчера левым колесом был пойман саморез. Утро преподнесло сюрприз: умер насос. Хотя В. Фиагдон – достаточно крупный поселок, с развитой инфраструктурой, шиномонтажа там нет. Заехали к МЧСовцам. Насос нашелся. Первый раз в жизни латал колесо с помощью ремнабора. Очень классная штука, оказывается. Держит до сих пор. В начале Фиагдона вправо вверх уходит грунтовка на перевал. В Фазикау дорога раздваивается – правее – на Джимару, через мост – на Кармадон. Возле Джимары дорожка уходит через мост и упирается в погранзаставу. Никого нет. Спокойно объезжаем вокруг и едем дальше. Через 1,5 км стоит табличка, гласящая о запрете проезда на авто дальше. Для искушенных: после этой таблички есть проблемный участок, метров 250 где-то, проходимый только на полноценном лифтованом внедорожнике. Зато при наличии такой техники вполне можно подъехать непосредственно в цирк и до водопада останется подниматься минут 10. Всего я насчитал 7 водопадов по разным сторонам цирка. Они носят сезонный характер и, соответственно, их количество и объём могут меняться. Примечательны из них два – Большой Зейгалан и Зейгалан. Точную высоту никто не измерял, но с большой долей оправданности Большой Зейгалан – самый высокий водопад в России (с ним спорит Тальниковый) и входит в десятку самых высоких в Европе. Примерная высота – 650 м. Надо сказать, что этот водопад ниспадает двумя ступенями, верхнюю не видно глазом ни с какого ракурса, только на фото, сделанных с высоты. Специально лазил к подножию «меньшего брата» (надо сказать, сомнительное удовольствие – по траве крайне скользко и пару раз вылавливал себя почти как Мюнхаузен) – в надежде увидеть верхний каскад. Зато открывается фантастический вид на долину. На обратном пути на погранзаставе появились люди, и мы спокойно зарегистрировали своё присутствие. Самое интересное было то, что по другую сторону ворот заставы ждала очереди проезда Мазда-тройка. Так что если аккуратно – видимо, можно и на относительно низких машинах проехать.
После водопадов поехали в Даргавс. На окраине села расположен самый крупный некрополь на Кавказе. 95 (97) склепов, куда на протяжении нескольких сотен лет приносили умерших или люди сами приходили умирать. Например, больные чумой. В Интернете очень много интереснейшей информации об этом месте. От себя скажу, что отнёс Даргавс в категорию «must see» - «обязательно к просмотру». Вход стоит 50 руб. с носа. Также есть боевая башня, на которую можно подняться. Если вы очень впечатлительны – внутрь склепов лучше не заглядывайте, потому как сухой горный воздух хорошо способствует мумификации и кое-где лежат не просто сухие косточки, а с мясцом и одеждой, несмотря на то, что трупам по паре-тройке сотен лет. Кое-где даже подванивает мертвичиной.
Сделаю небольшое отступление и поделюсь важной информацией. Может я плохо искал, но ничего не нашел о наличии дорог от Даргавса в сторону федералки М29 или, тем паче, в сторону Военно-Грузинской дороги перевалами. Самая распространенная информация – что после всем известного сошествия ледника в 2002-м году дороги Даргавс – Гизель нет ни через Кармадон, ни через Кобан. Не смогли дать ответ и профессиональные джиперы возле Мидаграбинских водопадов, которые 2 недели ездили по СО, но заезжали тоже через Фиагдон. В В. Фиагдоне разговаривал на эту тему с МЧСниками. Их территория. Сказали, что машину очень жалко, непременно надо возвращаться обратно. И только один из них сказал, что можно – его друг на Приоре проезжал. На что остальные 8 человек покачали головой и сказали, что лучше вернуться. Так вот информация, которой нет нигде: После Даргавса вы упираетесь в Т-образный перекрёсток (и в некрополь). Налево через мост та самая убитая дорога на Кобан, про которую говорил МЧСник. Едем направо. После с. Кани дорога под острым углом упирается в другую дорогу. Нам налево-вниз. Через километр эта дорога раздваивается – прямо – на Гизель (между двух скал, называемых Кармадонские ворота) и федералку, соответственно, если кому надо. Направо – на Горную Санибу (даже указатель есть). Перед Санибой неприметная дорожка влево-вверх. Указателя нет. Едем туда. 6-7 км подъём, 12 спуск. И выходим на Военно-Грузинскую дорогу между Чми и границей. Налево 400 метров – пост ДПС и развилка на Ингушетию. Эти горные дороги, конечно, не М4, и даже не М5, но всё спокойно проезжаемо на не сильно низкой легковушке.
Возле некрополя спросил у местного человека про дорогу, о которой я упомянул выше. Человек представился Владимиром и сказал ехать за ним. Давно живёт в Осетии. Сам русский. Знает каждую тропку. Абзац выше – благодаря нему. Про Кармадонские ворота сказал, что не будь этих скал – ледник ушел бы ещё на много километров, вплоть до Гизели, стерев всё на своём пути. Показал место гибели группы С. Бодрова. Такой грот-пещера с речкой, высотой метра 1,5. Сказал, что до ледника высота была гораздо больше, а ледник именно туда унёс тела, заполнив собой огромное пространство. Под нами метров на пятнадцать – асфальт, который был до схода, а мы стоим как раз на том, что вынес ледник. Сказал, что родители Бодрова каждый год приезжают на это место. И вроде как даже скоро должны поставить памятник. Владимир живёт в Горной Санибе (на некоторых картах – Старая Саниба, например, в Яндекс-картах). Вообще было очень удивительно в горах увидеть нечто подобное. Как оазис в пустыне. Можно сказать, курорт местного значения, популярное здесь место. Например, с Владикавказа сюда очень охотно ездят. Видно, что село не бедное. Скорее даже не село, а дачные участки. Свежайший воздух, кристальная речка с высоким содержанием серебра, красота. За то, что Владимир сэкономил нам много времени и топлива, он попросил одну услугу: сфотографировать его дом, в котором он сдаёт комнаты отдыхающим и написать про него в Интернете, что с удовольствием и делаю. Так что если вам захочется спокойного отдыха в горах в современном стилизованном особняке с ванной в 15 квадратов и старинным оружием в гостиной за смешные деньги (1000 р/чел в сутки) – пишите, дам координаты. А тебе спасибо, Владимир Гребёнкин!
В Горной Санибе также обитает один высокопоставленный человек, который для села вложил много средств. Отреставрирована церковь, памятник воинам. Мини-зоопарк. Беседки с мангалами. Фонтанчик. Цветники. Огромный крытый зал для праздников. Строится теннисный корт. Всё бесплатно. Хочешь мясо пожарить – пожалуйста, приезжай с друзьями, пользуйся беседками, туалетами, мангалом. Всё бесплатно. Всё для людей.
Через 40 минут уже были на посту на въезде в Ингушетию. Всё очень доброжелательно и вежливо. Цель визита? Туризм. Добро пожаловать! Через несколько десятков метров после въезда есть туристический указатель. Сверните влево и по крутой дорожке поднимитесь пару километров. Увидите некоторое подобие сада. Вам туда, влево. Очень красивый водопадик попросту называющийся Менделеева, а по-местному - Фуртоугский. Второй по величине в Ингушетии, высота 12 метров. Отобедали в этом чудесном саду, бок о бок с коровами. Следующий пункт – водопад Ляжгинский. Высота 18 м, ширина – 5м. Достаточно мощный. От стоянки идти неспешно где-то минут 35-40. Чтоб сделать хорошие кадры надо помочить ноги. Тропа к водопаду оборудована. В сложных местах – лестницы и перила. По пути есть несколько мест для стоянок. Заночевали, проехав за село Гули (Гюли) возле каких-то древних сооружений, свернув в сторону Хяни.

День 6. Гули – Эрзи – Эгикал – Вовнушки – Тхаба-Ерды – Таргим – Гойты
У меня никогда не было предрассудков. Всегда скептически отношусь к Средствам Массовой ДезИнформации. 4 года вообще не смотрю телевизор. Однако иногда читаю, в том числе и в Интернете. Видел даже такое высказывание: «Ингушетия – самый не туристический регион Кавказа». Всякие родственники и знакомые, даже близко не бывавшие на С. Кавказе нагнетали обстановку. В подкорке мозга отложилось – 05, 06 и 95-й регионы самые неспокойные. Маше родственники тоже жужжали в уши. Следствием этого была излишняя осторожность – мы съезжали в Ингушетии и Чечне на ночёвку с трассы без свидетелей, заезжали подальше, нас не было видно с дороги, мы не голосили и не вопили, и даже фонарями пользовались исключительно по делу, а не вывешивали фонари для освещения лагеря на весь вечер как обычно. Не знаю, насколько это было оправдано, и сейчас улыбаюсь, печатая эти строки, но так было. И даже двум доверенным людям высылал скриншоты экрана с точкой ночёвки на карте. Было ли страшно? Нет. Клал ли я нож в палатку? Да. Было ли это паранойей? Нет. Из своих более 250 ночевок в палатке через раз я забирал нож в палатку.
Проснулся рано. У подножия горы бараны ещё спали в загоне, прижавшись плотно друг к другу и поджав колени. Ночью было 7-8 градусов по ощущениям. Сходил на ближайшую башню, подтянулся в проём. Солнце вставало быстро, тень двигалась почти на глазах. Собрали вещи, поели и двинулись обратно по уже знакомой дороге, потому как накануне пропустили по причине опускавшихся сумерек очень значимую достопримечательность – башенный комплекс Эрзи. Подъём к башням аккинского общества очень крут. Честно, был удивлён возможностями своей машины – подъехали прямо к башням. Очень красиво! Хорошая сохранность. И никого! Нет, был один человек, сторож этих мест. Он вел коней с холма. Пообщались немного. Звал на чай. Приятный мужик. Башни просто бесподобны!
Следующим пунктом был башенный комплекс Эгикал. Это уникальный музей под открытым небом. Он входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного заповедника. Строительство здесь велось по циклопической технологии – без раствора. Один из богатейших аулов позднего средневековья, опустевший лишь «благодаря» Берии и Сталину в 30-40-х годах ХХ в. Окрестности Эгикала, а также берег р. Гулой-Хи – излюбленные места отдыха местного населения. С друзьями и семьями – повсюду пикники.
Башни Вовнушки – финалисты конкурса «Семь чудес России». Очень необычные строения. Выглядят как естественное продолжение скал, на которых они построены. Подъём к подножию не лёгок, но он того стоит. За въезд в эту часть заповедника берут плату – 100 руб. с взрослого человека, но с нас взяли 100 за двоих. Всё официально – через терминал и с чеком. Я ошибочно предполагал, что южная Ингушетия – это либо горы, либо посёлки. Ущелье Гулой-Хи – не такое. Пожалуй, лучшее место для палаточного отдыха. Прекрасные многочисленные поляны, река и горы. Что ещё нужно? Мы, к сожалению, ограничились лишь обедом на одной из полянок, ибо впереди ещё Чечня.
Тхаба-Ерды – возник в VIII-IX вв., что даёт основание называть его древнейшим христианским храмом на территории РФ. (Да, такая вот ирония судьбы – в мусульманском регионе). Он вплоть до депортации коренного населения был культурным и духовным центром горной Ингушетии. Крыша новая, черепичная. Старая была утрачена в ходе второй Чеченской войны.
Таргим – башенный комплекс, представленный 4-мя боевыми и 4-мя полубоевыми башнями. Находится несколько в отдалении от дороги, так что мы, за один день повидавшие итак изрядное количество башен, довольствовались обзором при помощи зума фотоаппарата.
Далее дорога уводит на север по очень живописному Ассинскому ущелью. В Нестеровской взяли баранины, а уже въехав в Чечню – свежих и дешевых овощей и фруктов. Ночлег нашли не сразу. Сперва свернули в сторону Сунжи, но берег реки представлял собой сплошные карьерные разработки, а в единственных кустах уже были люди. Заночевали в посадках, метрах в 300 от дороги на Гойты.

День 7. Гойты – могильник Цой-Педе – Урус-Мартан.
Ещё каких-то пару лет назад Город Мёртвых Цой-Педе входил в список самых труднодоступных достопримечательностей РФ. Причиной тому – близость границы с Грузией. До 2014 года требовалось разрешение от ФСБ. Официальный запрос обрабатывался до месяца. Только с этой бумагой и пускали. Теперь всё относительно просто – всего лишь 2 раза переписывают документы на полицейских постах и 2 раза – на пограничных. Ну и машину досматривают поверхностно при закрытых вперёд и назад воротах. Под дном зеркалом тоже водят. Погранцы, кстати, русские все. На последней заставе уже ожидает приятный прапорщик с журналом учёта и рацией. Здоровается за руку и называет по имени-отчеству. Инструктирует о дальнейшем пешем передвижении и рамках дозволенного. Карабкаться довольно высоко. Состоит из 42 склепов, двух сторожевых башен и двух святилищ. В склепах множество человеческих костей, которые здесь лежат столетиями. Колоритное место. По виду отличаются от Даргавса и Эгикала. Кстати, по дороге, в Аргунском ущелье есть две башни, задней частью которых является скала.
В Урус-Мартан приехали по совету родственников. Достопримечательность – частный этнографический музей Донди-Юрт. Адрес знает гугл-карты. Хозяин с хозяйкой специально приехали из-за нас. Адам Сатуев – известный человек. Почётный Гражданин Чечни, на минуточку. Уже почти 50 лет собирает различные артефакты. Крайне интересный музей, рассказ и замечательные люди. За экскурсию отдали 1000 руб. Ночевать остались там же, в одном доме с хозяевами, только на другом этаже. Для нас – бесплатно, т. к. родственники, которые были здесь пару месяцев назад, подружились с ними. Вообще остаться можно всем. За умеренную плату – есть ещё два домика. Как раз был повод приготовить уже сутки маринующуюся баранину. Приготовил с овощами. Коренным чеченцам очень понравилось  Короче, крайне рекомендую Донди-Юрт к посещению.

День 8-9. Урус-Мартан – Грозный – Ростов-на-Дону – Воронеж
Грозный – колоритный город. Парадный. Не сказать, что прям нечто какое-то, но очень чист и приятен. К сожалению, программу по Грозному выполнить не удалось. Во-первых, назавтра был День Республики и всё везде чистили и драили. Включая, например, фонтаны, которые были осушены для чистки. Во-вторых, был понедельник. Оказалась закрытой смотровая площадка на башне Грозного-сити. А кафе на 32-м этаже отеля открывалось только с 12-ти. Однако, погуляли. Грозный-сити, Сердце Чечни, проспект Путина, ул. Шерипова (въезд в резиденцию Р. К,), кафе Глобус, церковь Михаила Архангела и еще чуть-чуть. На выезде – «Грозненское море». Фонтан и этот (самый большой в мире) не работал. Повод вернуться. Тем более, мы не успели на озеро казенной-Ам. Так что в Чечню я когда-нибудь приеду ещё. Самое большое субъективное впечатление мечеть Цердце Чечни на проспекте В. Путина и, как специально, через барьер – реку Сунжа – ц. Михаила Архангела на проспекте Ахмата Кадырова. Про мечеть все наслышаны, какая она замечательная. Удалось посетить, правда, только туалет при этой мечети – он тоже весьма впечатляет. Так вот. По другую сторону реки стоит православная церковь – главная из двух в городе. Во дворе бегают кролики и фазаны, вход охраняет человек с автоматом, туалет – типа «дыра в полу», в сараях при церкви живут волонтеры(?) и их одежда сушится на верёвках между сараями. Фонтан перед церковью навскидку в 100 раз меньше, чем перед мечетью, а парковой зоны и парковки вообще нет. Как-то так.
В 11:00 выехали из Грозного. В 7:20 следующего дня были в Воронеже, потратив из этого времени 1 час 40 мин на пробку перед Р-н-Д и преодоление этой пробки на окружной через сам город и 2 часа 45 мин на сон на свежем воздухе, т. е. ходовых часов получилось 16, вместе с заправками и кофе.

Расходы на поездку составили: Подготовка – 2666 руб., бензин – 10305 руб., всё остальное – 13517 руб. Итого – 26488 руб. за 8 полных суток + сколько-то немного денег на связь.
Пробег: 3950 км
Штрафы: 250 руб. – 1 шт. за превышение скорости на 22 км/ч


Послесловие. Люблю я таки маршруты, где нет толп туристов. Ты, машина и природа. Полнее окунаешься что-ли, чувствуешь. Более тесный контакт с местным населением. Больше разговоров по душам. Приглашения на чай, на обед, на ночлег. Поездка очень понравилась. Думаю, я придумал достойный вариант очень коротенького отпуска. При наличии проходимой машины и времени можно достаточно долго ездить по Кавказу, это факт. Но и на ВАЗ 2114 за короткий промежуток времени мы охватили несколько интересных, значимых достопримечательностей. Про дороги. Федералки хорошие все. Горные дороги – либо ремонтируются – если по её направлению живёт много людей, либо просто по большей части находятся в обычном горном хорошем состоянии (ну, скажем, 30-40 км/ч на легковушке). Так что рекомендую подобный маршрут, если у Вас маленький отпуск и ваш город находится примерно между Смоленском и Самарой и не севернее Москвы. Про ФСБ. Спустя ровно месяц после моего запроса в свободной форме пришла бумага на почту. Если кратко – пропуска не выдаются.
Как-то так. Всем интересной жизни!
326



© 2024 Диагональный мир
Положение об авторских правах
Обратная связь
Архив сервера
Спортивный туризм
Альпинизм
События