Совместно с  
Отчеты о туризме и активном отдыхе
  Активный отдых
Обзоры снаряжения
Пещеры Лен. области
  Туристические сайты


С радостью ответим
на любые вопросы
по работе сайта.


Махнём!ru / Отзывы туристов / Активный отдых
Велотуризм · Украина, Арабатская стрелка, Керчь, Крым, Щелкино
Отправились 18.08.2009 на 7 дней
03.12.2009 03:35  Юлия

Арабатская стрелка – Керчь: велопробег по бездорожью

Нитка маршрута:
Новоалексеевка – Геническ – Счастливцево – Стрелково – Арабатская стрелка – Соленое – Каменское – Щелкино – мыс Казантип – побережье Казантипского залива – Золотое – генеральские пляжи - бухта Широкая – озеро Чокрак – Курортное – Керчь

Участники:
Саша – организатор похода, веломеханик, фотограф.
Юля – завхоз, штурман.

Даты: 18 августа – 25 августа 2009 г.

Этот велопоход стал нашим вторым серьезным путешествием по Крыму на велосипедах, и к планировке маршрута в этот раз мы подошли довольно серьезно. Вспоминая прошлогодние мучения на Чатыр-Даге, мы пришли к выводу, что прохождение горных маршрутов с велосипедами – это занятие на любителя, с чем соглашаются даже некоторые весьма опытные велотуристы. Да и лично мне в горах гораздо приятнее в размеренном темпе лазить с рюкзаком, любуясь окружающим пейзажем, чем надрываясь тащить наверх велосипед, ради того, чтобы прокатить на нем несчастных 10 км., да и то только по самым незаковыристым тропинкам.
Но, в то же время, не хотелось делать и «асфальтный маршрут», поскольку для меня в походе очень важно как можно больше отдалиться от людей и надоевшей до чертиков цивилизации. Больше всего на свете хотелось забыть обо всем и на время погрузиться в буддистское спокойствие и созерцание красот окружающего мира.
С такими требованиями к планировке маршрута выбор был практически очевиден – Арабатская стрелка. Километры пути по практически безлюдной равнинной местности, уникальные природные ландшафты и возможность в любой момент окунуться в теплые воды Азовского моря сделали этот маршрут весьма популярным среди велотуристов.
Арабатская стрелка – одно из наиболее удивительных ландшафтных явлений, когда либо виденных мною. Она представляет собой песчаную косу длиной около 110 километров и шириной от 250 метров до 7 километров. Находится она между Азовским морем и озером Сиваш. Ее название происходит тюркского слова «арабат» - «предместье». У основания Арабатской стрелки, у берегов Крыма, рядом с соляным промыслом, находится старая, уже разрушенная турецкая крепость «Арабат». Она построена, как полагают, во второй половине XVII в., в южном основании Арабатской стрелки - в двух километрах к северо-западу от села Ак-Монай (Каменское).

Куда ни глянь - везде вода!
Куда ни глянь - везде вода!

Вариации на тему прохождения выбранного нами маршрута заключаются, в основном, в выборе конечной точки: можно ограничиться лишь велопробегом по песчаной косе и добраться до ближайшей железнодорожной станции по трассе, можно продлить удовольствие доезжая на велосипеде через многочисленные бухты и пляжи до Керчи, а можно крутить педали до самой Феодосии или даже Судака (а это уже 1-ая категория сложности велопохода).
Так как наша походная тактика заключается в совмещении активного туризма, фотосессий и просто приятного отдыха, то ни о каких категориях мы не задумывались. По времени рассчитывали примерно на неделю, так как. этим же летом ходили и в пеший поход по Карпатам, поэтому провести больше времени на морском побережье не позволяла работа. С таким расчетом у нас получалось без особых трудностей доехать до Керчи и даже посвятить целый день изучению городских достопримечательностей. В дальнейшем этот план и был успешно реализован.

18.08.
Итак, 18 августа с запасом в целый час до отправления поезда приезжаем на вокзал, как обычно вдоволь надышавшись выхлопными газами на проспекте Победы, окутанные мечтой поскорее уехать прочь из шумного душного города навстречу приключениям, жаркому солнцу и соленому морскому ветру. Грузимся в поезд без особых проблем. В ответ на попытки проводницы отправить нас за багажными квитанциями или содрать с нас денежку за провоз велосипедов машем у нее перед носом бумажкой, где черным по белому написано, что в упакованном виде имеем полное право возить велосипеды бесплатно. На этом проблема исчерпывается.

19.08.
Прибываем на станцию Новоалексеевка около 7 утра, стоянка 2 минуты. За это время надо успеть выкинуть из вагона упакованные рамы, колеса и сумки с вещами. Пакуемся и заранее выносим все в тамбур. Развернуться негде, проводница недовольно морщится, но нас это, в общем-то, уже не касается. Процесс сборки велосипедов на перроне вызывает живой интерес у местных жителей. Стараемся не обращать внимания на уставившихся в упор зевак, цепляем на багажник свои баулы и направляемся в сторону трассы, которая должна привести нас к долгожданной цели.
Сутра дорога была окутана густым туманом, из-за чего поначалу было даже довольно прохладно, но очень скоро стало жарко и душно. Начало пути, в общем-то было мало примечательным: для того чтобы добраться до диких уголков природы всегда приходится большую часть первого дня ехать по более или менее оживленной трассе, прежде чем дорога из асфальта превратится сначала в раздолбанное подобие асфальта, затем в засыпанную кое-как щебенкой пыльную дорогу и, в конце концов, в узкую грунтовую колею или тропинку. Правда в данном случае схема отдаления от цивилизации оказалась еще сложнее. Асфальтированная трасса в районе Генической Горки превращается в широкую дорогу, вымощенную плитами со старого аэродрома – покрытие весьма специфическое, но все же в десятки раз лучше «стиральной доски», которая начинается на подъезде к Арабатской стрелке.

"Стиральная доска"
"Стиральная доска"

Пока мы ехали по трассе из-за тумана трудно было разглядеть то, что находилось за обочиной дороги, - только какая-то белая мгла вокруг, но когда моим глазам открылся вид на озеро Сиваш – моему удивлению не было предела, я вообще долго не могла взять в толк что же это такое. До самого горизонта простиралась пятнистая равнина, местами поросшая желтой травой или коричневыми водорослями, а местами покрытая неровной белой кромкой слои. И только тщательно вглядываясь в это земное полотно можно было различить то тут, то там маленькие лужицы воды. И это называют лиманом?! А что самое примечательное, я наконец поняла от куда брался этот едкий запах, уже давно преследовавший нас на нашем пути. Оно, это самое озеро, и воняло. На Арабатской стрелке, когда соленые болота Сиваша будут рядом на протяжении более ста километров запах сероводорода станет уже совершенно привычным, но первое впечатление от него едва ли назовешь приятным. Уже дома я прочитала, что Сиваш местные называют Гнилым морем, что и не удивительно :). Но все-таки посмотреть на эту чудо-гадость было весьма интересно.

Начало пути
Начало пути

Ехалось в первый день легко и с азартом, первые 20 км. пролетели почти незаметно. В с. Геническая Горка ошарашили своим появлением отдыхающих, искупались в Азовском море, купили на рынке фруктов, захватили с собой трубки и очки для ныряния, пополнили запас воды и отправились дальше. Забавно было видеть вдоль дороги указатели местных пансионатов и баз отдыха с чисто советскими атавистическими названиями в стиле «база отдыха Монтажник», «Электрик», «Сварщик» и т.п. Кажется, на этом побережье были увековечены все почетные пролетарские профессии.
Последний населенный пункт на Арабатской стрелке – село Стрелково, после него дорога вдоль Арабатской стрелки разветвляется, но в конце концов любая из них приводит к последнему оплоту цивилизации, примерно в 10 км. от Стрелково – страусиной ферме. Но наше желание посмотреть на толпу страусов было пресечено тем, что, как оказалось, на месте этой самой фермы находится пансионат, на территорию которого с велосипедами нас не пустили. Пришлось дать 5 грн. охраннику, чтобы он их «посторожил», а мы пошли разведывать насчет страусов. Увы, в столовой пансионата нам сообщили, что страусов сейчас на ферме всего 3 – оставили на расплод, а посмотреть на них можно за 80 грн с человека, от остальных остались лишь яйца и отбивные, которые мы можем искушать по 50 грн. за порцию. Нам стало очень жалко страусов и их несчастные яйца, и кушать мы, естественно, ничего не стали, а купили водички да поехали восвояси.
Участок Арабатской стрелки в окрестностях с. Стрелково еще хранит в себе остатки цивилизации – здесь относительно часто проезжают машины, поднимая в воздух огромные облака пыли, что раздражало меня просто неимоверно. Западная сторона Арабатской стрелки со стороны Азовского моря представляет собой огромный пляж, состоящий из мелкого ракушечника и песка. На побережье очень много рыбаков и туристов-дикарей на машинах или даже с целыми фургонами. По всему берегу Азовского моря примерно через каждые 300 метров располагалась чья-то стоянка с палатками, тентами, раскладными стульчиками и даже занавешенными туалетными кабинками. Но за страусиной фермой плотность расположения дикарей заметно снижается, а вскоре признаки человеческого присутствия пропадают вовсе. На первую ночевку мы стали в нескольких км. от страусиной фермы, проехав за день в общей сложности около 100 км.

20.08.
Утром следующего дня нас ждал ранний подъем, очень классная рассветная фотосессия и километры пути по бескрайним просторам Арабатской стрелки.

Рассвет у Азовского моря
Рассвет у Азовского моря

Многие, кто был на Арабатской стрелке, жалуются на однообразие и скучность ландшафта. Ну не знаю, кому как, но мне там скучно не было, это уж точно. Скучать не давала, в первую очередь, воспетая в отчетах каждым велотуристом «стиральная доска» - песчаная дорога, доведенная автомобильными колесами до состояния такой себе «пупырчатости». У меня есть подозрения, что и машина чувствует себя на таком рельефе не очень хорошо, а вот велосипед ежесекундно шлепает своего наездника по мягкому месту, и никакие «памперсы» в велотрусах не спасут вашу попу от огромных синяков. Поэтому, одним из развлечений во время поездки стал поиск среди множества параллельных дорог той, которая обладает наименьшей степенью «пупырчатости», и соответственно, наименее травмирует пятую точку.
Надо сказать, что местами поиск был весьма удачным – удавалось найти узкие тропинки между двумя водоемами, где грунт был немного влажным и плотно спрессованным, так что ехать по нему было одно удовольствие. По такой гладкой дорожке нам даже удалось удачно скрыться от приставшего к нам щенка немецкой овчарки. Правда счастье было не долгим: через несколько километров дорога резко оборвалась и мы со своими велами уперлись в вязкое и, как я уже говорила, ну о-о-о-чень неприятно пахнущее болото. Ехать назад было обидно, и мы решили, что вымазаться по колено в болоте и заодно загнать этой болотной грязючки в механизмы велосипеда будет гораздо менее обидней, поэтому пошли напролом. В итоге чумазые и вонючие мы таки выползли все на ту же «стиральную доску», которая, казалось, не закончится уже никогда.

Болотца на Арабатской стрелке
Болотца на Арабатской стрелке

Вторым развлечением во время езды стало постижение основ прикладной энтомологии, то есть общение со здешними насекомыми. Учитывая болотистый характер местности, насекомых здесь были просто тучи. В самом буквальном смысле. Рой противных маленьких желтых мошек преследовал нас повсюду. При езде они залетали в нос, в рот, в глаза и в уши, так что приходилось на ходу ежеминутно плеваться, сморкаться и чесаться, что тоже не оставляло времени для скуки :).
Нельзя не вспомнить и про беспощадно палящее солнце, мгновенно высасывающее из тела последние капли влаги и сил. Вообще, многие говорят, что из-за жары лето – не самый подходящий сезон для велопутешествий по Арабатке, но ведь если так судить, то лето – вообще не подходящий сезон для путешествий, в особенности по Крыму, где от жары никуда не деться. Но если уж очень хочется совместить туризм с купанием в теплом море, не остается ничего кроме как закинуть язык за плечи и терпеть, терпеть, терпеть.
Но и это еще не все. Кроме маленьких назойливых мошек дополняли радости жизни и местные мухи-цокотухи, очень больно кусающие за любые оголенные части тела. С каждым укусом меня передергивало, как от электрошока, и рука рефлекторно тянулась прихлопнуть эту подлую тварь. Пару раз такие передергиванья чуть не закончились падением.
В конце концов к полудню вся эта чехарда с местной природой нас изрядно измотала и мы остановились на привал. Пообедали, искупались в море, соорудили тент из карематов, легли отдохнуть в теньке и благополучно уснули. Проснулись около 4-х часов дня и поняли, что срочно надо паковаться и ехать: воды осталось очень мало, жара не спадала и до вечера кровь из носу нужно было добраться до противоположного конца стрелки в село Соленое, где можно было бы пополнить запас воды.
Большим сюрпризом для нас стало появление оазиса прямо посреди всей этой бесконечной пустыни в виде каких-то казарменного вида построек с отчетливыми признаками присутствия человека. Рядом красовалась табличка «Сдам комнату. Вода мин. и др.». Это нас обнадежило и мы смело зашли во двор. И тут случилось то, чего я совершенно не ожидала: на меня зарычали и громогласно залаяли две не привязанные немецкие овчарки. А вот хозяев не было видно, что не предвещало ничего хорошего. Я заслонилась велосипедом и замерла на месте. Наконец из дома вышел парень и обстановка, слава Богу, разрядилась.
На просьбу продать нам воды он печально покачал головой, и сказал, что нету – давно не завозили. Зато, если мы можем подождать, он добродушно согласился съездить к местному роднику и набрать для нас воды там. Мы от предложения не отказались и с благодарностью приняли воду. Правда потом оказалось, что вода эта имела странный зеленоватый цвет, не менее странный запах и была очень соленой на вкус. Мне невольно пришли в голову мысли о холере и сальмонеллезе. На протяжении следующих часов я мучалась решением дилеммы: что хуже не пить вообще или пить эту зеленую гадость.
Около 7 вечера, судя по километражу на велокомпьютере, мы должны были уже подъезжать к Соленому, но никаких признаков поселка на горизонте не наблюдалось. Усталость и жажда давали о себе знать и преодолевать каждый метр по бесконечной «стиральной доске» становилось все тяжелее. С водой нас выручил встречный автомобилист, у которого мы поинтересовались сколько еще ехать до поселка. Он сказал, что на машине доехал минут за 10, мы же плелись туда еще час. В итоге еле успели в местный магазинчик, быстренько затарились едой и водичкой и покрутили педали дальше.
От поселка отъехали всего несколько км. и решили ночевать на пляже, так как солнце уже почти село. Палатку ставили в темноте, были изъедены комарами, и очень уставшие отрубились до следующего утра. Итоги дня: 75 км. на велокомпьютере, отбитая пятая точка, болючие укусы мух и комаров, дикая усталость и обалденные впечатления.

21.08
Следующее утро не принесло долгожданного облегчения: дорога от Соленого до Каменского по сути представляет собой ту же «стиральную доску», только еще и усыпанную щебнем, который вообще превращает езду на велосипеде в настоящую пытку. Через 5 км. увидели Арабатскую крепость – сохранились только нижние части стен, видны очертания земляного вала и рва, когда-то окружавших крепость.

Арабатская крепость
Арабатская крепость

Дальше попытались узнать дорогу у местных. Большинство советовало ехать по трассе вдоль водоканала, но возвращаться из объятий природы на загазованный асфальт не очень хотелось, поэтому с помощью указаний одного дядьки все-таки поехали по грунтовке, и не ошиблись. Ехать было куда более спокойней и приятней, чем когда мимо тебя ежесекундно пролетают на бешеной скорости автомобили, а воздушные потоки, поднимаемые фурами и автобусами вообще чуть ли не сносят с трассы. Правда обратной стороной медали стала произрастающая в этих местах колючка, которая принесла нам в общей сложности четыре прокола за весь поход.
К середине дня приехали в город Щелкино, перевели дух, и получили порцию цивилизации в виде вкусного обеда в местном кафе. Ближе к вечеру спустились в с. Мысовое, издалека полюбовались на мыс Казантип, но в сам заповедник заезжать не стали, а покатились в юго-восточном направлении вдоль побережья Казантипского залива. Здесь наблюдалось еще более плотное, чем в начале Арабатской стрелки, скопление отдыхающих-дикарей с машинами и палатками типа «шатер», так что найти уютное свободное место для ночевки оказалось непросто. Кроме того, на пляжах было еще довольно много народу из местных пансионатов. В итоге забили на все и остановились просто на пляже, искупались, немного пофотографировались на закате и пораньше улеглись спать.

22.08
Сюрпризы следующего дня начались возле с. Песочное, которое свое название полностью оправдало. Более-менее укатанная дорога вдоль пляжа превратилась в абсолютно непроезжую песчанку, по которой пришлось идти пешком примерно в течение часа, таща велосипед за собой. Потом дорога как-то ушла вправо и мы потеряли из виду море, заехав при этом в лес, где нас атаковали несметные полчища саранчи. Живые и неживые особи, каждая размером с указательный палец, облепили дорогу и все вокруг. Такое впечатление, что мы попали в какую-то саранча-ленд. Пугаясь наших велосипедов они отскакивали из-под колес в разные стороны, и далеко не всегда удачно. Они то и дело больно били по ногам, иногда и по рукам, а когда врезались со всего маху в живот и ли в шею, было уж совсем не до шуток. Приятного, конечно, мало, но опять же - впечатление потрясающее! Кто знает, удастся ли еще когда-нибудь увидеть целый фонтан выпрыгивающей из-под колес саранчи?
Так мы ехали до поселка Золотое, откуда предстояло подняться на небольшое возвышение над морем и снова проехать несколько километров по безлюдным пляжам до озера Чокрак и пос. Курортное. Вид, открывшийся нашим глазам с возвышения над Золотым, превзошел все мои ожидания! К морю выходили небольшие, но удивительно красивые бухты, окаймленные причудливыми скалами. Нетронутые человеком песчаные пляжи с мелкими ракушками и прозрачная морская вода, играющая на солнце серебряными бликами, делали эти места похожими на настоящий рай на Земле.

Дорога у самого синего моря
Дорога у самого синего моря

В одной из таких бухт мы переждали полуденный зной, поныряли с масками и сделали несколько фото на память об этих чудесных местах. Снова поднявшись вверх поехали в направлении озера Чокрак, известного своими лечебными грязями. Этот участок маршрута был самым захватывающим и живописным: слева все время было видно море и сменяющие одна другую скалистые бухты, а справа за горизонт уходила бескрайняя степь, выжженная беспощадным крымским солнцем. Погода все дни похода была чудесная – на небе ни облачка, правда побочным эффектом стала неимоверная 40-градусная жара, временное облегчение от которой приносило лишь купание в Азовском море. Дорожное покрытие тоже не создавало проблем – по гладкой хорошо укатанной грунтовке можно было катить сколько угодно почти без усталости.
На ночевку остановились немного не доезжая озера Чокрак. На спуске оба ударились педалями об камень торчащий из травы посреди тропинки. Позже заметили, что слетел велокомпьютер, но попытки поиска в районе злосчастного камня ни к чему не привели, так что все данные по километражу пройденного маршрута были безвозвратно утеряны.
Место ночевки и морское побережье сплошь было усеяно высокими валунами, которые в лучах заходящего солнца приобретали незабываемые фантастические очертания. Но и тут нас постигла неудача: как следует сфотографировать эту красоту помешала заевшая кнопка фотокамеры, так что пришлось ограничиться лишь несколькими снимками на память.


Море, солнце и велосипед
Море, солнце и велосипед


23.08
На рассвете полюбовались сверху видом на озеро Чокрак, отделенное от моря лишь тонкой полоской пляжа. Внизу, возле самого озера, понаблюдали за людьми, принимающими грязевые ванны. Довольно забавная картина: кое-кто просто сидел в луже грязи, а несколько человек прогуливались по берегу все с ног до головы обмазанные влажной, блестящей на солнце темно-серой субстанцией. Нас возможность принять грязевые ванны как-то не соблазнила и мы покатили дальше, в сторону Керчи. Эту часть маршрута ехали в основном по асфальту, постепенно привыкая к индустриальным пейзажам.
При попадании в цивилизованный мир в нас проснулось непреодолимое желание помыться в пресной воде и надеть чистые, не пропитанные потом и дорожной пылью вещи. В Керчи потратили довольно много времени на поиски подходящей гостиницы. Одни отели не подходили нам из-за слишком высоких цен, другие же были похожи на бомж-притоны и останавливаться там как-то не улыбалось. В итоге все же нашли очень неплохой вариант на окраине города – трехзвездочная гостиница Меридиан, где за двухместный номер с горячим душем мы заплатили 180 грн., учитывая выделенное место для велосипедов на стоянке и даже завтрак. Меня очень порадовали раскрашенные в яркие цвета многоэтажки рядом с гостиницей. Вот если бы все дома в мегаполисах были такого цвета, думаю, словосочетание «индустриальный пейзаж» имело бы совсем иное значение.

Веселые дома в г. Керчь
Веселые дома в г. Керчь

Вечером того же дня съездили на маршрутке посмотреть на крепость Ени-Кале, расположенную в северо-восточной части города. «Ени-Кале» переводится как "Новая крепость". Она была сооружена для защиты Керченского пролива в последний период турецкого владычества в Крыму - в начале 18-ого века (примерно 1703 г.). Ени-Кале в те времена имела важное стратегическое значение — расположенная в самой узкой части пролива крепость, вооружённая мощными пушками, контролировала проход кораблей между Азовским и Чёрным морями. Самые интересные сохранившиеся части крепости – это стена с воротами и тремя остроконечными башнями, на которые периодически возят поглазеть толпы туристов на автобусах. Но при этом за сохранностью крепости и её чистотой никто не следит, так что внутри полно мусора и пахнет тоже не очень хорошо. В былые времена крепость Ени-Кале занимала территорию площадью около 2,5 га, и в её состав входили: два пороховых склада, арсенал, жилые дома, водяной резервуар, баня и мечеть, - остатки этих построек можно найти в окрестностях, но в основном это лишь части стен и фундамента, представляющие интерес разве что для историков.

Крепость Ени-Кале
Крепость Ени-Кале

Завершилась экскурсионная часть этого дня подъемом по огромной лестнице на гору Митридат к руинам античного города Пантикапей, основанного в VII в. до н.э.
И наконец на закуску, в последний день похода перед посадкой в поезд мы решили съездить на велосипедах к крепости Керчь, известной так же как форт «Тотлебен», расположенной на мысе Ак-Бурун. Её уникальность состоит в том, что крепость, занимающая около 400 га, совершенно не видна ни с моря, ни с суши - все 300 построек тщательно скрыты за земляными валами. Во времена русско-турецкой войны 1877 г. это была одна из лучших и наиболее оснащенных крепостей России.
С 1907 года крепость была исключена из действующих, ввиду переноса границ империи и превращена в огромные военные склады. В Великую Отечественную войну в крепости стоял немецкий гарнизон, сохранились даже надписи на стенах. После войны крепость оставалась секретным объектом и использовалась под военные склады. Есть одна мрачная страница в истории крепости - в советское время здесь находилась гауптвахта Черноморского флота, считавшейся одной из самых жестоких. Сохранились остатки камер и карцеров.
Подземные ходы крепости Керчь – до сих пор источник многочисленных легенд и страшных историй о колодцах-ловушках, многоэтажных подземельях, многокилометровых тоннелях… Их тут действительно великое множество; практически все сооружения, - батареи, капониры, казармы, пороховые погреба, - сообщаются друг с другом подземными переходами – потернами. Самый большой из них - 600-метровый тоннель, соединяющий форт «Тотлебен» с береговыми батареями.
Мы подъехали к крепости по грунтовой дороге, и совершенно беспрепятственно осмотрели различные постройки, колодцы и тоннели. Встретили на территории еще парочку шнырявших в поисках приключений туристов и целую группу россиян, руководитель которых нам настоятельно порекомендовал «не высовываться», так как крепость до сих пор охраняется и самовольный вход туда запрещен. Эта информация нас весьма удивила, так как по официальным данным в настоящее время крепость передана в веденье Министерству культуры Крыма и вроде как закрытым объектом больше не является, но в нашей стране все, как обычно, не так-то просто. Через некоторое время, уже пытаясь найти дорогу обратно, мы таки наткнулись на сурового дядьку-охранника с не менее суровой собакой. Пришлось состроить невинные физиономии и сказать, что, дескать, так и так, едем на велосипедах в Керчь, случайно забрели, заблудились. Дядька конвоировал нас до охраняемого выхода, откуда вела замечательная асфальтированная дорога в город, и мы довольные и счастливые поехали в направлении вокзала, чтобы успеть спаковать велосипеды перед посадкой в поезд.
Так закончилось еще одно путешествие, подарившее нам море сумасшедших впечатлений, ярких эмоций и красивых фотографий, а также бесценный опыт познания окружающего мира, единения с природой и общения с людьми.











    © 2016 Диагональный мир
    Положение об авторских правах · Напишите нам
    Архив сервера: Спортивный туризм · Альпинизм · События