Алексей Чариков, 16.06.2001
При проведении лыжной экспедиции "Алтай - две горы" нашей группой использовалась любительская видеокамера Sony CCD340E формата Video 8 с десятикратным оптическим объективом. Среди основных внешних факторов, влияющих на работу видеокамеры и источников питания для нее, можно назвать температуру и влажность воздуха, в чем была возможность убедиться после неоднократного ее использования на Кольском полуострове и Карельском перешейке. Поэтому был предпринят ряд мер, направленных на противодействие нежелательным последствиям, связанным с этими объективными причинами. Эксплуатация видеокамеры проводилась в течение двадцати семи дней в условиях алтайской зимы, характерными чертами которой являются довольно низкие температуры и в целом невысокая влажность воздуха. По паспорту рабочая температура видеокамеры лежит в интервале от 0°С до +40°С. Практика показывает, что этот диапазон можно значительно расширить. Наиболее низкой температурой, при которой однажды велась съемка, было -40°С. Правда в этом случае после полутора минут работы "со скрипом", камера автоматически выключилась. Видимо, густота смазки на вращающихся деталях кинематики перешла через тот критический предел, при котором еще возможна бесперебойная работа аппарата. Соответственно, качество записи при этом тоже оставляет желать лучшего. Но при 20-30°С ниже нуля (типичная температура во время экспедиции) съемка проводилась постоянно и никаких технических проблем на вызывала.
В зимнем походе камеру лучше все время держать на улице или в холодном месте, занося в помещение и тем более расчехляя ее там как можно реже. Эта мера предохранит камеру от нежелательных резких перепадов температур с большой амплитудой, которые могут привести к нарушению работы кинематической схемы. Кроме этого исключается возможность конденсации влаги внутри аппарата. Если же последнее все-таки произошло, камеру в открытом виде можно аккуратно посушить над печкой или газовой горелкой.
С устойчивыми низкими температурами в течение длительного времени связана также проблема хранения и эксплуатации источ-ников питания для видеокамеры, поскольку при этом их емкость значительно снижается. Для увеличения времени работы аккуму-ляторов, их желательно держать как можно дольше в наиболее теплом месте. Во время экспедиции у нас (а я думаю, что и всегда так) самым стабильным источником тепла являлось человеческое тело. Поэтому аккумуляторы для видеокамеры пришлось носить ближе к телу в буквальном смысле, то есть на себе в специально сшитом бандаже, не снимая его практически ни разу за все 27 дней. С бандажом приходилось есть, пить, спать, дежурить, ходить в связке, спускаться дюльфером, строить снежные стенки и все прочее. Бандаж представляет собой небольшую сумку, укрепляющуюся на груди под анораком. В качестве утеплителя использован синтепон. Для кажлго аккумулятора существует отдельный карман на застежке-липучке. Аккумулятор из кармана вынимался только на время съемки, после чего возвращался обратно. Доставать его можно через горловину анорака, если не надета верхняя часть страховочной системы. При ее наличии и вообще для удобства рекомендуется в анораке на уровне бандажа сделать прорезь, застегивающуюся на "молнию" (как подрезной карман без мешковины). Чтобы на аккумуляторах не конденсировалась влага, их в карманах бандажа следует держать в полиэтиленовых пакетах. В нашей экспедиции использовались никель-кадмиевые аккумуляторы и щелочные пальчиковые батарейки. Одного аккумулятора Sony NP-33 емкостью 800 мАчас, трех аккумуляторов Sony NP-77 емкостью по 2400 мАчас каждый и комплекта из шести щелочных батареек TDK общей емкостью около 1000-1200 мАчас хватило с запасом на съемку 5 часов 30 минут "сырых" видеоматериалов в течение всей экспедиции.
Для возможности проведения съемки при снегопаде или сильном ветре была сшита специальная попона, закрывающая видеокамеру с четырех сторон. Попону можно изготовить из любой воздухо-непроницаемой ткани. Утеплителем может служить синтепон или флис. Необходимо сделать прорезь для руки и окошко с клапаном для доступа к функциональным кнопкам.
Видеокамера транспортировалась в самодельном дюралевом контейнере (так называемом "железном ящике"), оклееном изнутри тонким пенополиэтиленом. Габариты "железного ящика" подобраны в соответствии с размерами камеры так, чтобы последняя там не болталась.