![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]()
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() В настоящий момент используются три основных технологии соединения деталей из ПВХ-тканей: швейная, клеевая и сварочная . В связи с недоступностью для широкого круга пользователей сварочной (требуется специальное, весьма дорогостоящее оборудование), подробнее остановимся на двух первых. Шить тентовые ткани (в русском языке они обозначаются чаще всего термином "тэза") желательно на промышленных швейных машинах (бытовые с тэзой свыше 650 гр не справляются), совсем хорошо на беспосадочных, с шагающей лапкой.Для облегчения продвижения материала под машинкой (тэза очень плохо скользит) используют лапки из фторопласта и (или) смазывание материала мыльным раствором непосредственно перед лапкой. Нитки лучше всего брать чисто синтетические: капроновые, лавсановые, нейлоновые (хлопчатобумажные и смесовые не обеспечивают необходимой прочности и быстро гниют), от № 40 и толще. Мононить применять не рекомендуется — ткань будет сечься по шву. Длина стежка от 2,5 мм и больше, длина забойки — 15–25 мм (тонкие ткани излишне интенсивной забойкой легко просечь). Для сшивания толстых тканей (от 600 гр) или значительного количества слоев тонкой необходимо использовать иголки по коже. При необходимости соединения деталей двойным швом строчки вести не ближе 2–3 мм друг от друга. Шов в тэзе от 600 гр и выше практически не течет при погружении в воду (хотя для большего комфорта швы на оболочке байдарки рекомендую проклеить). Возможность качественно клеить тэзу, особенно сложные по конфигурации швы, появилась 3–4 года назад, когда появились приемлемые отечественные клеи и ряд специализированных импортных. По сравнению с шитьем это значительно более прогрессивный способ соединения, дающий ряд преимуществ: герметичность соединения, значительную прочность (фактически можно добиться прочности шва, превосходящей прочность основного материала). И все же без ложки дегтя не обошлось и здесь — зависимость прочности шва от температуры и необходимость овладения значительным рядом технологических приемов. Наиболее доступные клеи (российские): "Сурел", "Десмокол"; импортные: "Винстик" (Финляндия), "Карма" (Южная Корея). Для сравнения приведу ряд характеристик в пятибальной системе.
Технология клейки одинаковая для всех приведенных марок: на две протертые ацетоном поверхности наносится клей и после 5–10-минутной (можно и больше, до нескольких часов) выдержки поверхности соединяются и прикатываются роликовой прокаткой с одновременным прогревом горячим воздухом (до 100–150 градусов). Прогрев необходим для пластификации и активации термопластичного клея, а также для достижения гарантированного (без микрозазоров) контакта в зоне шва. Импортные клеи позволяют заклеивать с удовлетворительным качеством без прогрева незначительные швы и точечные повреждения. Свежесклеенный шов (особенно это относится к нашим клеям) нельзя нагружать 12–24 часов и резко перегибать 6–12 часов (во избежание появления в шве складок и микропузырей). Для достижения термостойкости и повышения адгезии непосредственно перед работой в клей необходимо добавить отвердитель (наш — полиизоционат, 1,5–2 процента; импортный — десмодур, 3–5 процентов). Отвердитель не является неотъемлемым компонентом, но клеить без него нашими клеями не рекомендую (все развалится на солнце).Окончательную прочность соединение набирает через 24–48 часов.Клей с добавленным отвердителем необходимо использовать в ближайшие 48 часов. Для клейки воздуходержащих оболочек не рекомендую использовать отечественные клеи — низкая скорость схватывания ведет к образованию микротечей. "Айсберг" — торговля тэзой (корейской), тел 315-45-56 или 325-69-93 "Мнев и К" — изготовление лодок и баллонов (достаточно часто можно купить тэзу, клей, обрезки), тел 265-20-12 |
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © группа TAG, 1999. |