![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() Водные спортивные походы В.Лысенко ![]() 2. Состав группы и максимальный туристкий опыт участников 3. Лоция маршрута -р.Гаумыш -р.Джиалису -р.Ходжаачкан -р.Сох 4.Итоги путешествия, выводы и рекомендации ЛОЦИЯ Р.ГАУМЫШ, ДЖИАЛИСУ (99.8 KB) ЛОЦИЯ Р.ХОДЖААЧКАН (39.7 KB) ЛОЦИЯ Р.СОХ (17.5 KB) |
![]() |
![]() о водном путешествии шестой категории сложности по р.р.Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай) совершенном в июле 1988г. Руководитель группы: Предлагаемый водный маршрут 6 категории сложности начинается на Алайском хребте и проходит по территории Киргизии и Узбекистана. Общая длина маршрута около 210 км, водной части - 173 км (до кишлака Газнов) или 180 км (до 1-го Головного Бургандийского гидроузла). Пешая заброска на маршрут осуществляется из Хайдаркена через перевал Гаумыш Восточный (1А, 4075м). Сплав начинается на высоте 3700м сразу после спуска с перевала. На 30 км длины Гаумыш теряет 1036м высоты, т.е. средний уклон Гаумыша 35 м/км. Средний уклон Джиалису (на последних 6 км) - около 30м/км, Ходжаачкана - 21 м/км, Соха (на участке до г.Сох) - 13 м/км. Средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты). Расход воды в р.Сох у г.Сох во время нашего путешествия (в июле) составлял 150 м3/сек. Цвет воды в июле был тёмно-серым (вода несла частицы грунта). Сплав по Гаумышу начинается с порога-шиверы 4-5 категории сложности с очень узкими проходами (мало воды). Затем идёт каньон "Завальный" 5-6 к.с., где несколько каменных завалов-непроходов. Следующий каньон 6 к.с. также имеет 30-метровый непроход. Затем следуют порог 5 к.с. и каньон 6 к.с. длиной больше 1 км, в котором множество обливных камней, "бочек", мощная струя (а в начале каньона - много больших камней). Следующий струйный порог 6 к.с. заканчивается абсолютным непроходом - большие камни полностью перегородили реку. В пороге много обливных камней, "бочек", большая скорость течения. Далее следует суперпорог 7 к.с. (так мы оценили препятствия особой сложности, непроходимые на обычных катамаранах, но теоретически имеющих возможность быть пройденными на особо устойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей), заканчивающийся непроходом. Затем идёт порог 6 к.с., в котором много больших камней, мощная струя, есть непроходы. И, наконец, следует самое опасное препятствие Гаумыша - трёхкилометровый Нижний каньон 7 к.с. с огромным уклоном (около 50 м/км), водопадами (до 5м высотой), валами и "бочками" высотой 3м и скоростью реки 25-30 км/час. Заканчивается каньон непроходимым участком. Нижний каньон Гаумыша мы не проходили. Далее следует порог 6 к.с. длиной около 1 км, который постепенно переходит в порог 5 к.с. Им и заканчивается сплав по Гаумышу. Далее следует пешая заброска вдоль р.Джиалису на 6 км (или более), и сплав продолжается уже по Джиалису. Сначала идёт порог 5 к.с., затем струйный порог 4-5 к.с. длиной почти 1 км (здесь отличное место на берегу для стоянки и есть стройматериал для судов). После этого река входит в двухкилометровый Нижний каньон Джиалису 7 к.с., в котором в изобилии большие камни, мощные сливы, "бочки", водопады. Вода - "бешеная", есть непроходы. Этот каньон мы также не проходили. После Нижнего каньона следует порог 5 к.с. длиной почти 2 км, и сплав по Джиалису завершается. Гаумыш и Джиалису, сливаясь, образуют новую реку - Ходжаачкан. Сплав по ней начинается с преодоления шивер 4 к.с., затем следует порог Долматова 5-6 к.с. с отдельными мощными сливами. После кишлака Ходжаачкан (на левом берегу) идёт порог 5-6 к.с. с мощными сливами, валом и прижимами. А затем следует почти десятикилометровый Большой (Выходной) каньон Ходжаачкана, первая половина которого, оцениваемая нами 7 к.с., представляет собой непрерывное чередование 2-3метровых валов, сливов и "бочек". Вода "клокочет", скорость реки около 25 км/час. Обнос каркасов судов и гондол осуществляется по хорошей тропе, которая после кишлака Чакуш идёт рядом с рекой. В середине каньона река несколько успокаивается, следует участок 5-6 к.с. Затем идут пороги 6 к.с. и выходная часть каньона 5-6 к.с. (здесь основная сложность для сплава - большая скорость реки). Сплав по Ходжаачкану заканчивается. Реки Ходжаачкан, Арча-Баши и Ак-Терек образуют реку Сох. В отличие от сплава по Гаумышу, Джиалису и Ходжаачкану (нам известна лишь одна неудачная попытка пермяков в 1983г. сплавиться по Ходжаачкану), сплав по Соху до нас уже был осуществлён, как минимум, двумя группами. Поэтому описание Соха дадим лишь вкратце. Ниже кишлака Зардалы идёт Верхний каньон Соха 6 к.с. с двумя непроходами. Затем - вплоть до конца кишлака Аугул - идёт шивера-порог 5-6 к.с. (основная сложность для сплава - большая скорость реки). А от фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между ними) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 - для больших. Ниже щели 5 вплоть до г.Сох идёт набор препятствий 5 и 6 к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы). После г.Сох река разбивается на протоки, и последние препятствия (4-5 к.с.) встречаются перед кишлаком Умбара - в месте, где строится плотина будущего водохранилища. Далее река спокойна. Сплав можно закончить или в кишлаке Газнов, или в совхозе "Бурганди" непосредственно перед 1-ым Головным Бургандийским гидроузлом, откуда вода Соха уже течёт по трём каналам. Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР. СОСТАВ ГРУППЫ И МАКСИМАЛЬНЫЙ ТУРИСТКИЙ ОПЫТ УЧАСТНИКОВ:
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ЛОЦИЯ МАРШРУТА I.Река Гаумыш.
Через 3 км после щели 5 (начиная с препятствия 40) вплоть до г.Сох идёт набор препятствий V и VI к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы).
В месте попадания в канал - преп.54 VIсупер к.с.: вал и "бочки" выше 3м, вода бурлит, но из-за низкого мостика (низкой высоты проёма гидроузла) h"0,5м - непроход. Через 20 км центральный канал снова разделяется на несколько каналов - здесь (в Сарыкургане) находится 2-ой Головной гидроузел. Сох как река прекращает своё существование. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
Комментарий автора в 2001г.: Препятствия, оцененные нами как VII к.с. соответствуют 6 к.с. современной европейской классификации, VIсупер - 5++. Идти нужно летом, в большую воду, и маршрут будет не менее опасен, чем Брахмапутра или ущелье Ронду на Инде. Впрочем, желающим идти в суперсложное ущелье Ронду на Инде или на Брахмапутру я бы рекомендовал сначала пройти маршрут по Гаумышу (начиная, скажем, с препятствия 10, или Джиалису), Ходжаачкану и Соху летом. Это в три раза дешевле маршрута по Инду и в тридцать раз дешевле маршрута по Брахмапутре, а острых ощущений, удовольствия, самоутверждения и удовлетворения от прохождения получите не меньше. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
Copyright © группа TAG, 2000 |