![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() ![]() Константин Бекетов кого пинаем: "Вертикальный мир" "Экс" "На Грани" |
![]() |
![]() Смысл сонета ты не донес, Итак, у нас в стране в последние годы появилось несколько журналов, освещающих туризм, альпинизм, всяческие "экстремальные" виды спорта. Многообразие подобной прессы не ограничивается вышеперечисленными изданиями, просто в Петербурге, откуда я все это вещаю, именно эти журналы наиболее заметны. Сразу, чтобы потом к этому не возвращаться, отвешу низкий поклон в сторону старшего поколения: во времена советские имелось два издания данного направления - журнал "Турист" и альманах "Ветер Странствий". Альманах остается для меня наиболее авторитетным изданием в своей тематике; за 25 лет своего существования (испустил дух в 91-м, позже была неудачная попытка возродить издание в совершенно ином формате) он вобрал в себя столько полезной, интересной и просто приятной для глаза информации, что останется непревзойденным еще лет 25... (сетевые издания не в счет - с них и спрос особый, и разговор о них отдельный). И это, заметьте, при вынужденной бедности оформления. Во многом, впрочем, на мое субъективное суждение накладывает отпечаток элементарная ностальгия. Вернемся к суровой современности, оторвавшись от сладких воспоминаний. Начнем обзор с "Вертикального Мира", как самого "старого" нового журнала. Появившись в середине 90-х, издание долго не имело конкурентов и оказало огромное влияние на умы - далеко ходить не надо, поднимите глаза к верхней строке броузера; название нашего сетевого журнала родилось из попытки расширить геометрию любимого и тогда почти единственного русскоязычного печатного outdoor-контента. Так много умных слов я только что написал неспроста: далековат был "Вертикальный Мир" от народа. Берешь, бывало, номер в руки и соглашаешься со Щербаковым, что "другая жизнь в цвету". Со временем перекос этот был подправлен, стали появляться материалы и "про наших". Крупный неустранимый недостаток журнала - обилие рекламы и явно заказных статей. Требовать иного не гуманно - деньги-то на издание из ниоткуда не берутся... Профессионалы любят ругать "Вертикальный Мир" за якобы плохой дизайн (не знаю, как насчет плохого, а вот странный бывает - чего стоил кочевавший из номера в номер стремный способ писать черным текстом по темному фону и светлым по светлому); при этом на непросвещенный взгляд простых читателей, для которых вообще-то и делают журналы, он остается наиболее красочным и солидным представителем отечественной outdoor-прессы. В двух десятках номеров, увидевших свет с основания журнала, было немало интересных статей; из наиболее запомнившихся - с ходу - "Австрийский экстрим с русским акцентом", художественный рассказ про спасработы в Шотландии, "Два каскада с Франсуа Дамилано" про ледолазание. И еще много всякого... Нового номера я сам еще в глаза не видел, а только читал анонс - тот самый, который здесь опубликован. Что же касается предыдущего номера, то в нем лично меня больше всего привлек рассказ Александра Давыдова "В поисках утекшей воды" (хорошо написано, легко), большой редакционный материал про Путораны и статья Валерия Бабанова "Кангтега" (в последней впрочем, впечатляет само достижение, а не статья). Особенность "Вертикального Мира" в том, что это журнал картинок. И в меру литературы. Полезной информации там мало: констатация "крутых" фактов, броские интервью, фотографии - супер, но никогда не показывающие какой-нибудь конкретики (помните в упоминавшемся выше "Ветре Странствий"? - "... на фото слева хорошо видно, что порог заканчивается в месте впадения..."). Объять необъятное действительно бывает трудно... Питерский "ЭКС" с самого начала декларировал свою противоположность такому стилю: "многих смотрят - нас читают!". Вот такое кредо определил главный редактор. За прошедшие год с небольшим (это если не считать журнальчик "Экстрем", от которого, похоже, нынешний "ЭКС" открещивается) увидело свет 7 номеров журнала. Обложка постепенно стала цветной (раньше редактор предлагал читателям самостоятельно раскрашивать черно-белый журнал фломастерами). На обложке написано: "приключения, путешествия, экстрем". Но вообще-то "ЭКС" альпинистский журнал (и даже лучший в России альпинистский журнал). Это вообще особенность нашей outdoor-прессы: пишут на обложке о своем неимоверно широком кругозоре, но 70-80% материала все равно составляют туризм и альпинизм. Лично меня это только радует - знай наших! - ибо всяких там вэйкбордов я не знаток и не ценитель, но вот поклонники этих так называемых экстремальных видов спорта могут и взбунтоваться. Самый большой недостаток "ЭКСа" (еще раз, внимание! - ПО МОЕМУ МНЕНИЮ) - патологическая любовь к публикации хвалебных отзывов о себе. Начинает напоминать московскую газету "Вольный Ветер", которая в наш обзор не попала, поскольку достойна отдельного рассказа, да и в Питере ее не продают. В двух словах, чтобы было понятно, о чем судачим: есть такая заслуженная-перезаслуженная туристская газета, ей в этом году исполнилось 10 лет, публикует массу полезной информации именно по тематике спортивного туризма (и еще почему-то очень любит бродяг, путешествующих по принципу Виктора Цоя: "...есть чем платить, но я не хочу..."); в российской глубинке газету читают, поскольку про "ЭКС" там даже не слышали, и присылают иногда в редакцию любовные письма, которые публикуются на первой-второй страницах, практически полностью эти страницы и заполняя. Мне лично газета нравится, но от ее бумаги очень сильно пахнет "застенками советских МКК". Плюс бродягами - бред какой-то... Так вот, про "ЭКС". Безусловным хитом последнего номера считаю письмо читателя со словами: "...Ну, думаю, и уроды - все эти туристы-профессионалы. Где бесшабашное веселье, сопровождающее в путешествии меня?" Что тут ответить... Помните, в "Бриллиантовой Руке", - " - на его месте должен был быть я... - напьешься - будешь!!!". Веселись, дорогой друг! Тебе поможет в этом обложка последнего номера любимого журнала, где изображен голый мужик с лавинной лопатой вместо члена. Созвучные слова просто так не появляются, это из подсознания прет... Ладно, хватит прикалываться, обсудим содержание. Поскольку "ЭКС" - плод профессионального труда талантливых людей, в нем масса хороших статей. Хороши были историко-альпинистские экскурсы Сергея Шибаева; всякий разный юмор (блеск - текст про байдарочный походик по Великой и поэма про Альпинистку и Водника в одном из прошлых номеров). Новый номер... Он не стал откровением. Такое ощущение, что все это уже где-то читал (я даже знаю, где - в Интернете). Материал номера ровный, но нет выдающихся высот. Или они снивелированы вторичностью изложения. Сразу отметаю упреки в том, что мол, Интернет малодоступен, а "ЭКС"... Вы читаете мои слова? - значит вы в Интернете!!! И баста. Итак, байки "Клуба Хронических Водников" - взято с одноименного сайта. Не обсуждается. "Последний сезон века" - редакторский текст про Безенги. Товарищ! - прочти подробности на www.mountain.ru (да и вообще, поскольку главный редактор журнала работал в альплагере "Безенги", порой хочется переименовать издание в "экс-БЕЗЕНГИ"). Заглавная литературная вещь вот уже двух номеров подряд - рассказ Дениса Урубко "Крутой лед". Учитывая, что между выпусками этих номеров прошел не один месяц, воспринимается как два отдельных рассказа: один с оборванным концом, второй со странным началом. Стиль рассказа - "Затянувшееся Месснерианство"; поясню - это когда написано весьма не плохо, хоть и не шедевр, речь идет про горы, рассказ от автора, который крут немеренно, да еще и философ-одиночка вдобавок... Классический отрывок (это Д.Урубко, не путать с "Хрустальным горизонтом"): "День угасает. Надо начинать спуск. Долины зовут меня к теплому покою, томной и сладкой безопасности. Здесь, в царстве снега и скал, на пределе, положенном всему живому ледяным дыханием стратосферы, я - никто." Райнхольд! Ау! Вот ты уже и отец-основатель литературного жанра... Что в 7м номере "ЭКСа" запомнилось? Больше всего то, что украинский чемпион Мира в лазании на скорость в свободное от тренировок время торгует на рынке. Или наоборот. Уж коли "Экс" претендует на нишу интересного простым альпинистам альпинистского журнала, то имело бы смысл публиковать какие-нибудь полезные описания маршрутов, районов, схемы... На Западе это развитая практика - даже с нынешним расцветом Интернета - ведь не потащишь на маршрут ноутбук, а вот выдранную из любимого журнала схемку - запросто! Пока такого в "ЭКСе" нет, так что, как говорится, не пойман - не кайф. Потираю в предвкушении руки - переходим к "На Грани". Самый молодой журнал из перечисленных. Ух, мы его сейчас! Итак, декларируется широта охвата: На Грани вообще, но на деле, как обычно - на 70% альпинизм на грани (опять же, как по мне - так это как раз и здорово). Плюс любимая тема - кайтинг. Зато цветной журнал. Раньше очень хороши были редакторские вступления на первой странице. Теперь редактор сменился. Перед редакцией стоит задача ... как бы пооптимистичнее? - трудновыполнимая: сделать окупаемый журнал. Вот и колбасит: от "грязного турья" до выставки портретов Новых Русских. И рекламы снегоходов "Бомбардье". Так это ведь только за бугром на таких снегоходах Файнес ехал к полюсу... А у нас - мимо кассы. В "National Geographic" тоже есть реклама автомобилей "Форд". И много чего почитать-посмотреть. В "На Грани" есть реклама "Бомбардье". И пока почти все... И последняя мелочь: опечатки желательно свести к минимуму. Или это новые нормы русского языка для тех, кто вчитывается в рекламу канадских снегоходов, ибо может таковые себе позволить? Что в новом номере заинтересовало? Если честно, то только маленькая картинка, "сграббленная" из Интернета: как выглядит загар представителей разных увлечений. Очень жаль на картинке программиста. Напоминает многих друзей... И напоследок про странный эпиграф. Не забыли еще? Понимайте это так: пусть уж лучше такая пресса, какая есть, чем никакой. То же относится и к написанному только что мною - много всякого гнусного наговорил, но ведь мог и чем похуже заняться, с моим-то характером. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
Copyright © группа TAG, 2000 |