[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

район Кучерлинского озера 1. Справочные сведения
- маршрут
- определяющие препятствия
- состав группы
2. Общая смысловая идея похода
3. Изменения маршрута и их причины
4. График движения
5. Техническое описание
6. Обеспечение безопасности на маршруте
7. Итоги, выводы, рекомендации
8. Пути сообщения, подъезд
Аккемская стена, вид от метеостанции
при составлении отчета использовались рекомендации из сборника нормативных актов "РУСCКИЙ ТУРИСТ" на 1998 - 2000 год., Москва 1998 г.

СОКРАЩЕНИЯ ПРИНЯТЫЕ В ОТЧЕТЕ
п/п - предыдущий пункт
ок. - около
пхд - по ходу движения
чхв - чистое ходовое время
гзл - граница зоны леса
кр - крутизна
в. - вершина
пер. - перевал


фотографии:

1. река Тегеек
2. пер.Ю.Тегеек
3. пер.Иолдо
4. пер.Немыцкого
5. пер.Немыцкого
6. пер.Рига-Турист
7. оз.Аккем
8. пер.Звездочка
9. пер.Новосибирцев
10. лед.Менсу
11. пер.Титова
12. пер.Титова
13. пер.Титова
14. лед.Аккем
15. р.Аккем


фото А.Потапова



ОТЧЕТ
о лыжном походе IV категории сложности,
совершенном в районе Катунского хребта
в период с 9 по 24 февраля 2000 года.

Руководитель: Иванов Р.М.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

В период с 9 по 24 февраля 2000 года группа туристов из г. Санкт-Петербурга в количестве 8 человек совершила лыжное путешествие IV категории сложности в районе Катунского хребта.

МАРШРУТ:
пос.Тюнгур - р.Кучерла - р.Тегеек - пер.Ю.Тегеек (1Б) - оз.Аруколь - пер.Иолдо(1А) - р.Верхн.Кураган - пер.Немыцкого Юж.(1А) - оз.Кучерлинское - пер.Рига Турист(2А) - оз.Аккемское - пер.Звездочка(1Б) - лед.Текелю Зап.- пер.Новосибирцев(2А) - лед.Менсу - пер.Титова(2А) - р.Аккем - пер.Кузуяк(н/к) - пос.Тюнгур.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ АКТИВНОЙ ЧАСТИ МАРШРУТА: 290 км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:
16 дней; из них:
ходовых - 14
активная дневка - 1
вынужденная дневка - 1

ПРОЙДЕННЫЕ ПЕРЕВАЛЫ:
Вид препятствия Наименование Категория трудности Характеристика Путь прохождения
Перевал Юж.Тегеек 1Б 2870м. Снег Лед.С.Тигеек - р.Л.Абиак
Перевал Иолдо 1А 2920м Снег р.С.Иолдо - р.Ю.Иолдо
Перевал Немыцкого Юж. 1А 3050м Снег, фирн д.р.Верхн.Кураган - лед.Немыцкого
Перевал Рига Турист 2А 2850м снег, фирн, осыпь оз.Кучерлинское - р.Ак-Оюк
Перевал Звездочка 1Б 2900м снег, скалы оз.Аккемское - лед.Текелю
Перевал Новосибирцев 2А 3240м снег, скалы лед.З.Текелю - лед.Плоский
Перевал Титова 2А 3220м снег, лед,скалы лед.Аккемский - лед.Менсу
Перевал Кузуяк н/к 1530м снег р.Аккем - р.Кучерла

СОСТАВ ГРУППЫ
N Ф.И.О. год рождения обязанности в группе туристский опыт дом. адрес
1 Иванов Роман Михайлович 1975 Руководитель V к. сл.У,Прип.Урал III к.сл.Р Кольск.п-ов ул. Разъезжая 7-1, т.112-54-61
2 Благодыр Юрий Николаевич 1975 Фотограф Vк.сл.У, Прип.Урал IIк.сл.Р, Зап. Кавказ ул. Б.Морская 17-3
3 Симонян Георгий Валерьевич 1978 медик V к.сл.У,Прип.Урал ул. К.Заслонова 26-22
4 Потапов Андрей Николаевич 1979 зав. по снаряжению IIIк.сл.У Кольск п-ов IIIк.сл.У Зап.Кавказ пр. Пятилеток 19-26, т.440-09-27
5 Иванова Юлия Викторовна 1981 зав. по питанию III к.сл.УКольск п-ов Ул.Боровая 24 - 4
6 Бахтин Владимир Валерьевич 1975 Видео-оператор V к.сл. У,Прип.Урал ул. Б. Морская 6-13
7 Третяк Павел Викторович 1977 Ремонтник V к.сл. У,Прип.Урал Пр.Энтузиастов 53-265
8 Крылова Татьяна Генадьевна 1977 участник V к.сл. У,Прип.Урал Беговая ул. 5-185

2. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

Основная идея состояла в посещении нового, для группы, горного района в зимнее время. Мы хотели посетить самую возвышенную часть района, в том числе планировали восхождение на гору В. Белуха. Поход должен отвечать требованиям к походам IV лыжной и III горной категории сложности. Особый интерес вызывало то обстоятельство, что никто из членов группы ранее не бывал в лыжном походе в условиях высокогорья.

3. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ.

1. Вместо перевала Кони-Айры (2А), группа воспользовалась запасным вариантом - пер. Немыцкого(1А). Причинами послужили испортившаяся накануне погода, состояние снежного покрова и отсутствие технического описания перевала.
2. Группа отказалась от восхождения на г. Восточная Белуха в связи с физической усталостью части группы.






4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
ДЕНЬ ПУТИ ДАТА УЧАСТОК ПУТИ ПРОТЯЖЕННОСТЬ, КМ ЧИСТОЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ МЕТЕОУСЛОВИЯ
1 9.02 Пос.Тюнгур-р.Кучерла 19 t - 10°C, видимость 2 км, вечером ветер 8-10 м/с
2 10.02 Р.Кучерла-устье р.Тегеек 21,4 5ч 30 мин t -7°, облачно ветер 3-4 м/с
день переменная облачность
вечер облачно
3 11.02 Р.Тегеек-верховья р.Тегеек 14 5 ч 10 мин t -8°, 5 м/с, облачно; день: t-3°, солнечно, безветренно
4 12.02 р.Тегеек-пер.Ю.Тегеек (1Б)-оз.Арукооль 23,8 7 ч t -19°, безветренно, солнечно
5 13.02 оз.Арукооль - пер.Иолдо (1А)-р.Верхн.Кураган 25,2 5 ч 30 мин t -22°, облачно, ветер 2-3 м/с,
вечер облачно, безветренно
6 14.02 Дневка 2,8 40 мин t -14°, снег, видимость 200 м.
день снегопад
вечер снег облачно
7 15.02 р.Верхний Кураган - пер.Немыцкого(1А,) - р.Иолдо-Айры 24 7 ч 20 мин t-12°, безветренно, облачка
день солнечно
вечер безоблачно
8 16.02 р.Иолдо-Айры - оз.Кучерлинское 16,2 4 ч t -7°, облачно, ветер 10-12 м/с
день облачно, ветер
вечер облачно, безветренно
9 17.02 оз.Кучерлинское - пер. Рига Турист(2А,2850) - р. Ак-оюк 29,6 8 ч t -18°, солнечно, безветренно день, вечер то же
10 18.02 р. Ак-оюк - оз.Аккемское - оз.Аккемское - Томские стоянки(рад.) 31,6 10 ч t -17°, облачно, безветренно
день переменная облачность ветер 5-7 м/с
вечер облачно ветра нет
11 19.02 оз.Аккемское - пер.Звёздочка(1Б,2900) - лед.Текелю 12,2 5ч 45 мин t -15°, облачно, безветренно
день ясно ветер 2-3 м/с
вечер ясно, безветренно
12 20.02 лед.Текелю - пер.Новосибирцев(2А,3240) - лед.Менсу 17 6 ч 40 мин t -17°, ясно, безветренно день, вечер то же
13 21.02 лед.Менсу (подход под пер.Титова) 14,6 4 ч 10 мин t -21°, ясно, безветренно день, вечер то же
14 22.02 лед.Менсу - пер.Титова(2А,3220) - оз.Аккемское 22,4 7ч 30 мин t -23°, ясно, безветренно день, вечер то же
15 23.02 оз.Аккемское - р.Аккем 26,4 7 ч. t -20°, ясно, безветренно
день переменная облачность
вечер облачно
16 24.02 р.Аккем - пер. Кузуяк(н/к,1530) - пос. Тюнгур 13,2 6 ч. t -16°, облачно, ветер 3-4 м/с
день переменная облачность
вечер ясно, безветренно
в графе километраж указан эквивалентный километраж, подсчитанный по следующей схеме:
- весь километраж (по карте) умножается на высокогорный коэффициент 1,2
- перепад высот 1000 метров и более = пять километров по ровной местности
- преодоление препятствия 2А категории сл. = 15 км по ровной местности
При подсчете использовались материалы из сборника нормативных актов "РУСCКИЙ ТУРИСТ" на 1998 - 2000 год., Москва 1998 г.






5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1 день
пос. Тюнгур - р. Тикоюк


Выйдя с базы Высотник одеваем лыжи и за один переход 30 мин. доходим до развилки дорог в поселке Кучерла. Одна ведет в сторону д.р.Аккем, через пер. Кузуяк, а другая, нужная нам, вдоль поселка Кучерла и одноименной реки. По хорошо накатанной дороге за 2ч доходим до слияния основного русла с р. Берткем. Здесь дорога кончается, далее идет конная тропа, которая сильно петляет по лесу и на ней практически нет снега. Через переход (30 мин) доходим до охотничьего дома, возле которого делаем горячий перекус. Дом достаточно большой, есть печь, при необходимости можно переночевать. Пройдя после перекуса еще 4 перехода и за слиянием ручьев Кулагаш и Куйлю встаем на ночевку.

2 день
р.Тикоюк- р. Тегеек.


По прежнему движемся по тропе вдоль реки. Встречающиеся, по пути, притоки р.Тегеек, образуют наклонные наледи, их проходим пешком без кошек. За 5ч 30мин ЧХВ доходим до слияния р. Кучерлы и р. Тегееек, где встаем на ночевку. На всем пути вдоль р.Кучерла много сушин и можно достать воду.

3 день
д.р. Кучерла - р. Тегеек (подход под перевал Ю. Тегеек).


Начало подъёма по р. Тегеек осуществляем справа ПХД (по ходу) от русла, пешком по мало заснеженному склону кр. до 25°. 90 мин чхв до ГЗЛ (выше впадения лев. притока). Здесь долина выполаживается, а лес далее встречается островами. Движемся по руслу на лыжах, тропежка глубиной 20- 40см. Через 2 перехода по 40мин делаем горячий перекус на дровах и воде в районе правого притока. Два человека протропили около 1,5км вперед без рюкзаков до участка фирна. Двигаясь по руслу ручья кр. 5-10°преодолеваем две залесеных ступени кр. до 20°, подъём на которые затруднен из-за глубокого рыхлого снега. От перекуса до озера (которое побольше) 2ч 20мин чхв. Здесь разбиваем лагерь, есть вода.

4 день
р.Тегеек - пер. Ю.Тегеек (1Б,2870)- оз.Аруколь.


Перевал с р. Тегеек выглядит как классическое понижение в скальном хребте. От озера за 3 часа общего времени подошли под перевал (движение в лыжах). В цирк попадаем, пройдя маленькое озерцо, в которое с северных склонов в.3257 обрывается ледник. В цирке одеваем кошки. На перевал ведет широкий снежный лавиноопасный склон кр.25°- 40°. В западной части цирка, под скалами виден лавинный выброс. В 11 часов местному времени перевал находится в тени. Подъем осуществляем по линии падения воды, под скалу, на правый край седловины. Подъем то по фирну, то по снегу с тропежкой ступеней глуб. до 40см, самостраховка ледорубом, максимальная кр. в верхней части 40-45°, с соблюдением мер лавинной безопасности, занял 1час.
Спуск в р. Л.Абиак пешком прямо вниз, по снежно-каменистому кулуару кр. до 30°,шириной ок.15м. Глубина снега 30-50см. На дно за 30 мин. Отсюда спускаемся на лыжах по руслу. С места появления кустов и елок тропежка глуб.40см. В зоне леса движение петляет вдоль русла, обходя крупные и мелкие камни. Не доходя до впадения в р. Иолдо, траверсируем в Ю-З направлении, ловим охотничью лыжню и по ней, продолжая траверс, спускаемся прямо к оз. Аруколь. Здесь разбиваем лагерь, есть дрова. Спуск от пер.Ю.Тегеек к оз. Аруколь занял 3,5 часа общего времени.

5 день
оз. Аруколь - пер. Иолдо (1А,2920) - р.Юж.Иолдо


По охотничьей лыжне за 10мин до устья р. С.Иолдо, лыжня пошла дальше, а мы начинаем подъем по правому берегу р. С.Иолдо. По склону кр.20°, за 25мин пешком до ГЗЛ, снег глуб. 5-10, 30-50см. Далее на лыжах по руслу реки 2часа 20мин чхв с тропежкой "челноком" по глубокому, вязкому снегу + 15 мин по фирну до места впадения ручья из-под пер. Ц.Джалома. Отсюда поднялись на перевал за 2 часа чхв по пологому кулуару, кр. 10-15°, двигаясь в лыжах на характерное понижение перевала (глубина лыжни 10-30см). Перевальная седловина широкая снежная, посередине - тур, записки нет.
На спуске скальный выступ обходим слева. Снег рыхлый и его значительно больше, чем с обратной стороны хребта. Двигаемся по дну долины, кр.5-15°, глубина тропежки ок. 30см. Немного не дойдя до развилки с ручьём, ведущим к пер. Кони-Айры, Немыцкого, Обский, встаем на ночь возле островка леса, есть вода, сушин нет, снег глубокий - ок.2м.

6 день
Дневка


С утра пасмурно, тепло, идет снег, видимость ок. полукилометра. Начинаем движение, глубина лыжни 40-50см. Через 40 мин выходим в залесеную долину к развилке с ручьём, ведущим к пер. Кони-Айры, Немыцкого, Обский. Решаем остановиться, т.к. видимость совсем испортилась - гор не видно, валит снег. Организуем перекус, одновременно 2 человека уходят по дну долины - на разведку и прорубить лыжню, сориентироваться не удается из-за плохой видимости. Вынуждены ждать улучшения погодных условий. К 17 часам вечера видимость незначительно улучшилась. По-прежнему валит снег.

7 день
р. Верхний Кураган - пер. Немыцкого (1А,3050) - р.Иолдо-Айры


С утра погода значительно улучшилась. По набитой и засыпанной вчера лыжне поднимаемся за 30 мин до уходящего влево ПХД каньона, ведущему в цирк перевала. За 30 мин. по очень глубокому снегу (идем челноком, первый без рюкзака) траверсом доходим до скалы слева ПХД. Склон крутизной 15-20°. Далее каньон сужается (ширина 10-15 м), крутизна повышается до 20-30°, отсюда пешком, глубина до70 см. За 2ч 20 мин подъема попадаем в цирк пер. Немыцкого. Склон выполаживается. За 30 мин, обходя небольшие впадины и возвышения, выходим на относительно ровную площадку. По ней за 1ч в северо-восточном направлении доходим до предперевального взлета. Здесь снимаем лыжи. Склон представляет собой лавиноопасный кулуар крутизной 25-30° и шириной 8-15м. Справа и слева скалы. Снимаем лыжи и одеваем кошки. Выкинув лавшнуры, начинаем подъем.
Взлет ок.200м, местами проваливаемся по пояс, за 40мин выходим на перевальную седловину. В сторону р. Иолдо-Айры спуск кр. 5° в лыжах. Снег неглубокий, практически не тропим, ледник закрытый. За 2 часа спускаемся до оз. Дарошколь, где встаем на ночевку.

8 день
р.Иолдо-Айры - оз.Кучерлинское


От озера спускаемся в лыжах вдоль ручья. Тропежка 20-30см. Обходим завалы деревьев и камней, местами застывшие водопады. Пройдя ок.4км (2ч чхв) доходим до крутого ледяного спуска, который обходим слева ПХД по лесу и через 10 мин попадаем на озеро, образованное слиянием рек Иолдо-Айры и Кони-Айры. Отсюда, за 40 мин доходим до оз. Кучерлинского. За 1 час, кто в лыжах, кто пешком пересекаем озеро. На северной оконечности озера, на левом берегу есть туристская база (около 10 домиков, баня, юрта и хозяйский дом). На базе никого не было, но было очевидно, что хозяева недавно были и скоро вернуться. Мы переночевали в одном из домиков (печка, дрова, кровати с одеялами). К утру хозяева не появились, посему расценки нам не известны, но, говорят, лучше договориться заранее, а то потом цена может удивить.

9 день
оз. Кучерлинское - пер. Рига Турист(2А,2850) - р. Ак-оюк


Перейдя озеро, начинаем подъем в долину перевала по склону кр. 10-30°, заросшему взрослым лесом. Тропинку не нашли, но идти, в принципе, удобно. Крутизна здесь от 10° до 30°. Последний участок приходится тропить. До границы зоны леса дошли за 3ч. Далее одеваем лыжи и движемся по долине. Тропежки практически нет.
Пройдя перевал Рижский (н/к, хорошо видно снежную седловину) забираем севернее. Справа пхд остается ледник стекающий с пика Акоюк. Склон на всем протяжении подъема колеблется от 5° до 25°. На небольшой моренке организовываем легкий перекус Дойдя до северного склона долины Рига Турист подходим под перевал (3 чхв от ГЗЛ).. Перевальный взлет с этой стороны имеет юго-западную экспозицию, поэтому снега нет, склон осыпной, каменистый. Снимаем лыжи и начинаем подъем. Крутизна до 30°. Идем близко друг к другу так как из под ног сильно сыпет. Видна небольшая тропка. С половины подъема, для облегчения страдания, берем левее (севернее), что лучше по двум причинам: во-первых переходим на небольшой снежничек, идти по нему проще, а во-вторых пользуемся рекомендациями вычитанными из описаний, в которых говориться, что подниматься лучше на северную седловину перевала так как с нее проще спуск.
За час поднимаемся на перевал. Седло узкое осыпное. Посередине тур. С другой стороны экспозиция северная, поэтому много снега. Склон до конца не просматривается и характер снега не понятен, обвязываемся и одеваем кошки. За ледорубы вешаем одну веревку, спускаемся, последний с нижней страховкой. Снег местами глубиной до 35 см. Далее идем без веревок. Крутизна до 45°. На последнем участке спуска жесткий фирн, идем осторожнее. От седловины, за час, спускаемся до цирка, и немного отойдя ставим лагерь.

10 день
р.Ак-оюк- оз.Аккемское - оз.Аккемское - Томские стоянки (радиально).


С утра собравшись и одев лыжи, по плотному насту, лавируя между моренными валами, доезжаем за 2 часа до ГЗЛ. Здесь обнаруживаем тропинку ведущую к озеру, спускаемся к Аккему (левее пхд ручья стекающего с долины Рига-Турист). Через 300 метров бочки КСС, где регистрируемся. Далее проходим мимо ГМС и через километр встаем лагерем. Общее время 3 ч. Дальше часть группы идет организовывать заброску.
Заброска
От ГМС по озеру доходим до места впадения р. Каракоюк (50 мин). У южной оконечности оз.Аккемское проходим трос - летняя переправа. Далее неширокая замерзшая речка и выходим на второе озеро. По нему до конца. Здесь одеваем кошки. В кошках, по льду реки доходим до ледника. Русло с перепадом высоты около 120 метров. Далее обходим слева ПХД две крупные трещины и выходим на ледник. По леднику идем ближе к левому краю ПХД, наст, кр.10°-15°. В месте где ледопад Северной стены переходит в ледник поворачиваем на восток. Левее ПХД от ледопада небольшой взлет крутизной около 25° преодолеваемый по морене проходим за 20 мин, далее 1 км по леднику, еще один снежно-каменистый взлет около 20° и мы у Томских стоянок. (Будка, есть спальные места кое-какое снаряжение и аптечка). Перекусываем, оставляем заброску и тем же путем вниз. Время на подъём ГМС - хижина "Томские стоянки" 4ч10мин. Время на обратный путь 2ч30мин Всего потратили 7 часов.

11 день
оз.Аккемское - пер.Звёздочка(1Б,2900) - лед.Текелю


Подниматься в цирк перевала лучше всего вдоль русла небольшого ручейка и втекающего в оз. Аккемское точно напротив ГМС. Здесь подниматься и легче и быстрее, чем по руслу обозначенному на карте Алтая изд. Москва 1990г. За 2ч доходим до цирка перевала. Справа, виден стекающий массив ледника (на выше указанной карте его нет) пер. Семинарский, а пер. Звездочка находится в левой ПХД части цирка. Мы поднимались в кошках по полоске фирна чередующемся с небольшими россыпями камней, находящемся между сыпухой слева и скальным участком справа. Крутизна составляет 20-25°. Время подъема 1ч 30 мин. Седловина шириной 25-30м. Турик в центре.
Греясь на солнышке одеваем обвязки и разбиваемся на связки. Спуск проходит по третьему каньону слева считая от основного. Снег рыхлый, под ним камни. Временами проваливаемся по колено. Крутизна склона около 30°. После 70-100 метров спуска снег начинает чередоваться с фирном. Выходим в основной кулуар. Здесь рыхлый снег под ломающейся коркой фирна, что замедляет спуск. Глубина около 50см. Внизу по склону просматривается скальный сброс. Крепим основную веревку слева ПХД за скалу на крючьях. Дюльфером проходим скальный участок крутизной 70-75° продолжительностью 6-9 метров. Выдернув веревку спускаемся до ледника Текелю по снежнику крутизной 25-30°. Пройдя по леднику 300-350 м встаем на ночевку. Потраченное время на спуск 2ч 15мин.

12 день
лед.Текелю - пер.Новосибирцев(2А,3240) - лед.Менсу


В лагере одеваем кошки и обвязываемся. За 3 перехода по 30 мин, пешком, по фирну закрытого ледника, выходим на седловину пер. Новосибирцев, кр. подъема 5-20°. Седловина перевала платообразная. Отсюда открывается очень красивый вид на самую высокую часть Катунского хребта (массив Белухи, пер. Новокузнецких туристов, в. 20 лет Октября и др.).
На спуске 4 веревки по 50 м. Первые три веревки крепление на ледорубах (последний участник с нижней страховкой), по снежнику шириной 30-20м, кр. 30-40°. Последний участок третьей веревки (7-8 м) снег рыхлый, под ним обледенелые камни, выводит на скальный участок. Четвёртую веревку крепим за выступ слева ПХД. Этот участок самый сложный (если здесь подниматься). Скалы крутизной до 70° и продолжительностью 30-35 м. Далее склон снежный, кр.30-20° около70 м до дна цирка. Время затраченное на спуск 3ч30мин.
(В цирке, пока перекусывали, проанализировав перевальный взлет с этой стороны, мы решили, что возможно спуск с перевала Новосибирцев может проходить не по кулуару которому мы спускались, а по снежнику расположенному немного южнее (150-200 м) от начала нашего спуска. Для подхода туда нам нужно было слегка приспуститься и траверснуть склон на север. Скалы хотя там и присутствуют но они намного меньше по протяженности и крутизне, чем на нашем варианте, да и склон проще. Так же, на разведке, мы видели в том месте сооружение похожее на турик, но не придали увиденному значения. Из всего сказанного можно сделать вывод, что, скорее всего, подняться со стороны лед. Менсу на Новосибирцев рациональнее по снежнику расположенному южнее основного кулуара.)
По долине спускаемся в лыжах, кр. 10-15°, практически не тропим. Последний участок перед выходом в долину ледника Менсу - снежно-каменистый кулуар шириной 20-25м протяжённостью около 300м и крутизной до 30° доставляет наибольшие хлопоты. Преодолев его, кто пешком кто на лыжах (иногда кувырком), выходим к месту где заканчивается ледник Менсу (он же Сапожникова). Здесь встаем на ночевку. От перевала до лагеря 2 часа общего времени.

13 день
лед.Менсу (подход под пер.Титова)


На ледник поднимаемся в лыжах. Первый участок жесткий фирн, местами лед, кр.20° продолжительностью около 100 м. Обогнув несколько трещин движемся дальше. Склон выполаживается до 10-15°, и еще через 150м выходим на плато ледника. Почти сразу открывается вид на г. В. Белуха и пик Делоне. Придерживаясь правого ПХД края, за 2ч 30мин, доходим до ледопада Менсу. Движение проблем не составило. Снег глубиной 5-10 см, видимых трещин нет. Не доходя до ледопада 500 м. поворачиваем на север, в сторону пер. Титова. Склон, где ледник, стекающий из цирка Титова, сливается с ледником Менсу крутизной около 25° и продолжительностью 300-400 м (фирновый) проходим траверсом в лыжах за 40 мин.. Здесь у правого ПХД края ледника у большого камня перекусываем. Далее, по-прежнему в лыжах, движемся в сторону перевала. Фирн, местами неглубокий снег. Крутизна от 20° до 5°(постепенно выполаживается). Ледник закрытый и представляет серьезную опасность (пару раз под нами обрушивалось снежное прикрытие). Последний участок, от перекуса под перевал, прошли за 1ч 20мин. Здесь встаем на ночь.

14 день
лед. Менсу - пер. Титова(2А,3220) - оз. Аккемское


Перевал Титова (Аккем) расположен в отроге Катунского хребта, отходящего на север пика Делоне, в плече вершины 3430. Перевал пользуется большой популярностью, особенно в связке с пер. Турист. Соединяет левую ветвь ледника Сапожникова с верхним цирком ледника Родзевича. Ориентация склонов "восток-запад".
В лагере одеваем кошки и разбиваемся на связки. Отходим под перевальный взлет с тропежкой 20-25 см. Сам перевал небольшое понижение в гребне. Седловина напоминает букву W. Склоны перевала сн. лд. Высота около 300метров. Поперек склона проходит бергшрунд, который забит снегом. Крутизна до бергшрунда 30°. Выше бергшрунда 45° до камней. От камней до седловины 60°. Потребовалось две перильные веревки:
· от бергшрунда до скал
· от скал до седловины
Лидер в кошках использует ледоруб. Страховка на ледобурах, на седловине можно на ледорубах или за забитый крюк. На подъем затратили 2,5 часа. Седло небольшое, с трудом разместилось 8 человек.
Спуск - первые 20 метров кр. 50° (перила). Далее по снежно каменистому склону крутизной 30° до подножия 1 час. Далее за 30 мин. до Томских стоянок, где организовываем перекус.
После перекуса по уже известному пути до прежней ночевки (500 метров от озера Аккем).

15 день
оз.Аккемское - р.Аккем


Первые 2-2,5 км. от ночевки движемся по буранному следу оставленному работниками станции. Далее, вдоль р. Аккем идет хорошая конная тропа. По ней движемся до места впадения в Аккем р. Текелю, здесь делаем перекус. Перекусив движемся по тропе преимущественно по левому ПХД берегу реки. По пути встречаем охотника ищущего лошадь, а также проходим охотничью избушку (дрова, печь). На ночевку встаем не доходя до слияния р. Аккем и р. Араскан 300 м.(есть вода и сушины). Как потом оказалось, это наиболее близкое к пер. Кузуяк и удобное место для ночевки. (Далее тропа идет по березняку чередующемся с полями.)

16 день
р.Аккем - пер.Кузуяк(н/к,1530) - пос.Тюнгур


От ночевки за 1,5 часа доходим до развилки: одна тропа идет вдоль р. Аккем (на пасеку) другая уходи на пер. Кузуяк. По петляющей тропе за 2ч. 30 мин. Поднимаемся на перевал. Здесь перекусываем. Это тропой постоянно проходят пастухи и охотники. Летом проезжают Уазики. Спускаемся на лыжах до поля. Отсюда хорошо наезженная дорога идет до Кучерлы и далее в Тюнгур. К 6 часам въезжаем на территорию тур базы "Высотник".






6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ.

Все опасности, с которыми может столкнуться группа при прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:
1. Лавинная опасность.
2. Опасность срыва на крутом склоне.
3. Обморожения, травмы и т.д.

6.1 Прохождение лавиноопасных участков
Во время прохождения нитки маршрута лавинная опасность является проблемой, и с ней необходимо считаться. Мы не раз наблюдали сход лавин, (одна очень крупная прямо по "бутылке" Аккемской стены, причем без видимых причин) и практически во всех цирках наблюдали старые лавинные выносы.
Во всех случаях группа выбирала наиболее безопасный путь, пользуясь известными рекомендациями (см. примечание). Использовали информацию из описаний и старались проходить лавиноопасные склоны в первой половине дня. С собой имелось 2 лавинных лопаты, 3 лавинных зонда и в обязательном порядке у каждого участника имелся промаркированный лавшнур.

6.2 Обеспечение безопасности на крутых склонах
При подготовке к походу были проведены скальные и ледовые занятия, а также выезды на лыжах. На контрольном выезде было тщательно проверено снаряжение, которое предполагалось использовать .
Склоны крутизной до 30° проходились на лыжах или пешком с самостраховкой лыжными палками. Более крутые склоны проходились с использованием альпинистского снаряжения. Мы применяли его на всех перевалах (кроме пер. Иолдо и пер. Кузуяк). Из специального снаряжения у нас имелось: 2 основных веревки, вспомогательная веревка 50 м, несколько расходных петель, айсбаль, ледорубы, 10 титановых ледобуров, 8 швелерных крючъев, карабины. В комплект снаряжения каждого участника входило: жумар или аналог, устройство для спуска, прусик, самостраховка, обвязка + беседка, кошки. Все снаряжение использовалось в полной мере. Первоочередной задачей при прохождении локальных препятствий ставилось безопасность. При возможном аварийном прохождении группа отказывалась от преодолении препятствия.
Хорошее владение лыжной техникой практически у всех членов группы позволило быстро преодолевать спуски. На крутых участках спускались траверсом. Четко распределенные роли ведущего и замыкающего позволяли не растягиваться, и все участники находились в пределах видимости (особенно при плохой погоде).

6.3 Травмы, обморожения и т.п.
Серьезных травм за время путешествия не было. У каждого участника имелся индивидуальный перевязочный комплект, имелась групповая аптечка со всем необходимым. Большинство состава группы участвовали в различных соревнованиях, где отрабатываются различные критические ситуации возможные в походе (в том числе и с транспортировкой пострадавшего в волокушах).
Погодные условия нам благоприятствовали, сильных морозов не было, поэтому опасность обморожений была невелика. У всех были ветрозащитные маски, проверенное теплое личное снаряжение (см. список снаряжения.). Со всех точек маршрута были проработаны варианты выходов в населенный пункт.

7. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

Поход пройден в установленные сроки без отклонений от основного маршрута. Группа один раз воспользовалась запасным вариантом и отказалась от восхождения на г. В.Белуха.
Маршрут позволил получить всем участникам похода разнообразный опыт по лыжному и горному туризму. Движение часто проходило по закрытым ледникам, выветренным наледям рек. Погода была, чаще всего, солнечная, ясная и морозная. Ввиду благоприятной погоды снежные стенки вокруг палатки не практиковались. Район можно охарактеризовать значительным оледенением и неравномерным распределением снежного покрова.
Следует обратить внимание, что при движении по д.р.Кучерла и д.р. Аккем можно было бы обойтись без лыж, а в случае движения вверх это было бы и легче и удобней, но с другой стороны: двигаясь по притокам тех же долин часто лыжи являются первой и последней опорой в мире снега, глубина которого местами достигает двух с половиной метров (рыхлый слой). Глубже всего пришлось тропить на участке: р. С.Иолдо - пер. Иолдо - пер. Немыцкого Юж. (до 60см). Движение в лыжах по закрытому леднику представляется более безопасным. В пользу лыж можно вспомнить, что при спуске по д.р.Аккем за 22,5 км движения мы отстали всего на 5 мин от стартовавшего одновременно "Бурана".
Основную сложность перевалы 2А имели как на спуске (пер. Рига-Турист, Новосибирцев), так и при подъёме (пер. Титова). Для крепления перильной веревки группа использовала ледорубы и выступающий рельеф, при подъёме на пер.Титова использовались ледовые крючья; при спуске с пер. Звездочка крепление веревки с помощью скальных крючьев.
Существенным недостатком явилось отсутствие тех. описания пер. Звездочка (1Б), подход к которому осуществляется не по руслу ручья, а прямо с Аккемского озера. (некоторую информацию о перевалах можно получить в ПСО на оз. Аккем).
Прохождение ледника Менсу в зимних условиях можно использовать как полудневку.
При подходах и спусках с перевальных долин требуется обладание хорошей лыжной техникой. Короткие склоны для перехода из основной долины в перевальную (например из долины р. Кучерла в долину р. Тегеек) непродолжительны по длине но чаще всего сильно заснежены, что исключает хождение пешком, сильно завалены лесом, местами очень крутые (небольшие обрывы до 70°).

Выявленные неточности ориентирования:
- на карте горного Алтая изд. Москва 1990 года перевал Рига Турист указан неправильно. На самом деле, он соединяет те же долины что и пер. Буревестник.
- не обозначен ледник стекающий с северных склонов юго-восточного отрога горы Ярлу (орографически правее пер. Семинарский 1Б).
Лучше проводить на Алтае походы более высокой категории сложности, так как походы низкой категорийности не позволяют побывать в технически сложных, но очень красивых цирках массива Белухи. Использование примусов и палатки в условиях зимнего Алтая возможно при качественном личном снаряжении. (Примуса использовались только для приготовления пищи).
Если повезет и попадете на Алтай в урожайный год, от кедровых шишек отбоя не будет.

8. ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ПОДЪЕЗДЫ.

Подъезд проходил в два этапа: железнодорожный и автомобильный. По железной дороге оптимальным по времени оказался вариант: поезд №157 ЭР-200 до Москвы, отправляющийся по четвергам в 12.05 (мы уехали на нем 3-го февраля) и прибывающий в Москву в 17.12; затем поезд №096 до Бийска, который уходил в этот же день 3-го февраля в 21.55 с Казанского вокзала Москвы и прибывал в Бийск как поезд №624 6-го февраля в 17.35 по московскому времени. Стоит отметить, что местное время отличается от московского на +3 часа, т.о. мы прибыли в 20.35 по местному. Далее указывается местное время. В Бийске нас приютил местный туральпклуб "Авант" (ул. Радищева, 18/1). Ребята пытались организовать нам транспорт до Тюнгура, поэтому целый день 7 февраля мы провели в ожидании. Однако, к сожалению, с транспортом не вышло. Пришлось добираться своим ходом, а именно: 8-го числа на рейсовом автобусе с бийского автовокзала (рядом с ж/д вокзалом) до Горно-Алтайска (отправление в 10.30, прибытие около 13 ч), а там после долгих переговоров с местной автомафией по поводу цены мы сняли микроавтобус Toyota с прицепом до места назначения. На базу "Высотник" мы прибыли около 21 ч. и утром 9 февраля вышли на активную часть маршрута.
Выезд был сложнее и дольше. 24-го февраля вечером мы вышли на базу "Высотник", где остались и отдыхали, а также поджидали попутную машину. Ждали мы до вечера 26 февраля. Машина - тоже Toyota, но покрупнее и без прицепа, разместились нормально. Около 17.30 выехали с базы и попали в Бийск к открытию вокзала (27-го числа 5.30).
По железной дороге добирались на четырех поездах: экономя время и деньги, но расходуя собственные силы. Далее указывается время московское. Вначале до Барнаула поездом №698 Бийск-Барнаул (отправление 11.30, прибытие 15.43). Из Барнаула мы уехали в 19.50 на поезде №608 до Омска, в Омск прибыли в 8.55 28-го февраля. В 13.57 сели на поезд №055 Красноярск-Москва. В Москве были 1 марта в 5.35. Из Москвы ближайший поезд оказался в 19.18 (№120). На нем доехали до Петербурга, прибыли на Московский вокзал 2 марта в 4.45.



[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000

Экстремальный портал VVV.RU