[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

фото К.Бекетова
Константин Бекетов


схема (40 Kb)

фото:
  • верховья реки
  • в районе гряды Кемивара
  • затопленный лес
  • оз.Калмозеро
  • пор.Кривой
  • прохождение пор.Кривой
  • пор.Тахко-Падун
  • пор.Тахко-Падун
  • пор.Тахко-Падун, правая протока
  • в районе пор.Железные Ворота
  • пор.Олений



  • Описание водного маршрута по реке Чирка-Кемь.

    Сплав осуществлен в конце мая 1998 года при высоком уровне воды.

    Поезд №249 СПб-Костомукша прибывает на ст.Сонозеро около 7 часов утра.От станции до реки примерно 1,5 км по шпалам в северном направлении. За 1 час в две ходки перетащили груз к месту стапеля. Ширина реки 20 м, течение слабое. Удобное место для сборки судов - на правом берешу ниже ж/д моста, рядом с остатками старого деревянного моста. Примерно за 6 часов собрали суда (каяк и катамаран-двойку) и отплыли. Через 20 минут хода - первый несложный порожек, затем еще один - и через 1 час хода от начала сплава на правом берегу отличное место для обеда (стол и какие-то сооружения из деревянных хлыстов). Затем на реке еще серия небольших порожков, встречается большой многолетний завал, обнос левым берегом по хорошей тропе (100 м). Ниже встретится низкий деревянный мост, требующий обноса по правому берегу (30 м, тропа обноса плохая). Под мостом и сразу за ним - шивера. Затем течение постепенно замедляется, через 20 мин. хода - оз.Ниж.Шулгоярви. Впереди на левом берегу - хорошая стоянка.
    Протока в оз.Верхнее Шулгоярви (которое на самом деле нижнее) - почти без течения, берега болотистые. На озере на правом берегу изба. За озером долгое время сохраняет спокойное течение (обозначенных на карте 1:200000 порогов не существует; здесь и далее при ссылках на карту имеется в виду именно это общедоступное издание), затем небольшой порог, потом после плесов - изба на правом берегу. Река сильно меандрирует, встретится завал, требующий обноса 25 м по правому берегу (тропа). Река продолжает меандрировать, постепенно приближаясь к гряде Кемивара. Перед грядой цепочка несложных порогов, следующих один за другим (т.н. "препятствия под горой") - они проходятся с наплыва за 15-20 минут. На правом берегу ниже порогов - отдельные скальные выходы, берег высокий. Реку пересекает зимник (без моста). Ниже снова тянутся низкие, затапливаемые в паводок берега, встречается последний завал (обнос 20 м правым берегом). Через 3 км - изба на левом берегу перед озером с отметкой уреза 153 м. Изба стоит не на самой реке, а на берегу разлива, отделенного цепочкой кустов. Здесь прекрасное сухое место, добротная изба на 5-6 человек.
    Ниже избы при выходе в озеро - "полупроплываемый" завал. За озером (берега плохие, болото) - цепочка простых шивер, а дальше деревяный мост на зимнике. Через 1 час сплава - единственное на этом участке хорошее высокое место для лагеря, на правом берегу, примерно напротив оз.Лебединое. Здесь же изба, невидимая с воды.
    От этого места 30 минут хода до пор.Сухой, представляющего собой длинную шиверу между островами. Ниже тянутся разливы в болоте, затем довольно мощный порог и снова разливы, нарушенные шиверой после протоки в оз.Белое. Единственное сухое место на этом участке - на правом берегу перед остатками обозначенного на карте моста. Здесь стоянка рыбаков, столик и прочие атрибуты. Дальше огромные разливы, незаметно слева впадает Муезерка, единственный крупный приток в верхнем течении Чирка-Кеми. Разливы кончаются озером с высокими берегами и островами, здесь можно заночевать на песчаной косе справа по ходу.
    За этим озером снова участок разливов, и река впадает в Калмозеро, расположенный на нем пос.Тикша с воды не виден. За озером 3 км плес в болоте, затопленный лес, затем шоссейный мост, справа несколько домиков пос.Андронова Гора, на реке перекат, ниже плесы, болота до Челгозера. Реку пересекает большая ЛЭП. За озером несколько км широкий плес без течения, болото, а затем мост на новой, строящейся ж/д ветке в Костомукшу. Под мостом начинаются несложные пороги (Нахкопорог и Лоухипорог), за ними на прав.берегу - хорошпая изба. Через 1 км - деревянный мост, под ним порог, несложный. Дальше участок быстротока и первый серьезный порог на реке - Ковда. Большие стоячие волны, по большой воде проход слева вдоль каменной дамбы. Под порогом на левом берегу скалы, к ним несильный прижим. На правом высоком берегу - хорошие стоянки, но мало дров. От порога Ковда до следующего сложного порога - Кривого - 1,5 км быстротока с 2-мя небольшими порожками.
    В Кривом река делает поворот влево на 90 гр, огромные бочки у правого берега. Очень высокие (до 20 м) скалы по берегам, место весьма живописное. При выходе из порога прижим влево к отвесной 10-метровой скале. Посмотр левым берегом (правым труднее идти, но видно со скалы немного лучше). Проходим, стараясь перегребсти струю справа налево (уход от бочек), а затем слева направо (уход от прижима). Катамаран почти чисто выполнил этот маневр (слегка зацепили первую бочку), а каяк прошелся по всем бочкам и лег под порогом на сбойке струй. Спасы с воды.





    Через 200 м спокойного течения пор.Тахко-Падун. Слив около 2 м через всю реку. По большой воде можно пройти правой протокой, отделенной скалой-островом. В протоке поворот на 90 гр. влево, прижим к скале. Здесь прошел катамаран. Каяк проходил слева от острова по краю колоссальной бочки. Хороший вид на падун открывается с высокой скалы правого берега, сложенной гнейсом и мрамором. Вид портят лишь дачи на левом берегу реки, над бывшей каменоломней. За порогом плес, река расширяется, на небольших островах отличные места для стоянки (у порога стоять негде, единственное место - на вершине скалы, здесь хорошая стоянка, но до воды очень далеко и высоко). Мы отплыли еще примерно 1 час вниз по течению (оно на этом участке весьма слабое, ощущается буквально только в одном месте) и заночевали на поросшей сосновым бором гряде, вдающейся в воду с левого берега. Чирка-Кемь имеет на этом участке высокие красивые берега, поросшие сосново-еловой тайгой. Высота берегов около 100 м. Кое-где виднеются салы, боковые ручьи стекают с них небоьшими водопадами. Места очень живописные. На левом берегу в лесу окопы и остатки землянок, в них много ржавых консервных банок финского производства, сохранившихся, похоже, еще с 40-х годов.
    Нами была предпринята пешая экскурсия в направлении г.Бол.Чуккури, прервавшаяся из-за дождя (в смысле, что до горы мы не дошли). Как только преодолели склон речной долины, начались почти сплошные вырубки, так что местность не особо интересна и живописна. В итоге мы 5 часов пережидали сильный ливень в лесорубном вагончике.
    От места стоянки на вышеупомянутом мысу до пор.Ледма 2,5 часа хода по широкому плесу, сужающемуся ближе к порогу. В самом начале проплыли отличную стоянку на левом берегу, дальше места постепенно ухудшаются, хотя кое-где виднеются небольшие скальные выходы. Левый приток Няугу плохо заметен из-за болотистых разливов.





    Порог Ледма состоит из 2-х ступеней. Первая простая, широкая; вторая представляет собой сужение русла с перепадом 1-1,5 м и высокими валами. Сразу за порогом слева отличное место (здесь мы обедали). До следующего порога 2 часа хода по плесу. Слева впадают Хяме и Растас ("Расташ" по местному). Незадолго перед их впадением справа п/х отрог горы Ремаж образует скалистую гряду. Ниже впадения притоков на правом берегу пара изб заброшенной деревни Чирка-Кемь. Здесь мы встретили рыбаков. По их словам, уровень воды в реке примерно на 1 м выше обычного весеннего.
    Пор.Кильба прост - это шивера. За ним на плесе на левом берегу жилая изба - здесь уже лет 10 живет мужик из пос.Боровой. В поселок за хлебом он ездит на мотоцикле по дороге правым берегом.
    Сразу за избой цепь простых перекатов, быстрое течение, затем несложный, но довольно длинный пор.Омос. После Омоса 500 м плес и довольно мощный порог Никутт (Нукутт), стесненный слева ряжевой дамбой. В пороге валы и довольно мощные бочки. В конце порога на прав.берегу уютная избушка, мы здесь ночевали. Утром два раза прокатились по порогу на разгруженном катамаране.
    Ниже цепочка несложных порогов один за другим почти без перерыва, и после островов - пор.Железные Ворота. От Нуккута 10-15 минут сплава. Надо отметить, что на карте порог Железные Ворота обозначен выше, а это место именовано "порог Вигитус". По словам же местных жителей, "Железные Ворота" - это вообще порог Кривой над Тахко-Падуном, что не лишено смысла, ибо там действительно участок ущелья. Выше обозначенного на карте "порога Вигитус" на правом коренном берегу напротив островов остатки барака (есть крыша, нет печки). "Вигитус - Железные Ворота" - довольно мощный порог в сужении, большие бочки слева. Ниже порога на плесе из воды торчит примерно 3-х метровая скала, с прибитым дорожным знаком "уступи дорогу!" Ниже на правом берегу развалины большого барака; на реке простой порог Ручей на повороте влево, а затем мощный и длинный двухступенчатый Рокк-порог (Роккони-порог). Через несколько сот метров река разделяется на 2 рукава, образуя боьшой остров "Ст.Сосно" (так написано на карте, что это означает - неизвестно). Идти лучше правой протокой. В ее начале на правом берегу очень хорошее место для стоянки с песчаным пляжами. В протоке несколько порогов, относительно несложных, но каменистых. Протоки сходятся, ниже плес, за ним острова (на одном из них изба), снова плес и снова острова с хорошими стоянками. Затем небольшой порожек и наиболее длинный на реке Олений порог. Осмотр его - тропой правого берега.





    В пороге система руслостеснительных дамб. Мощные валы, бочки. Впрочем, местные жители проходят порог вверх на моторках, чему мы были свидетелями. За Оленьим маленький порожек Лоухи и мощный горшок, сходный с Оленьим, но гораздо более короткий. Характерный ориентир этого порога - холм на левом берегу. За порогом перекат Ялгонь, ниже хорошее место на правом берегу. Отсюда до пос.Боровой 1 час хода по спокойной реке с заметным течением и прекрасными боровыми берегами. В поселке большой мост, за ним и перед ним множеством стоянок для разборки судов, но они в зоне доступа местного населения.
    Поезд Костомукша-СПб проходит через ст.Боровой рано утром; от реки до станции - около 2 км.



    [начало][навигация][ссылки]

    Copyright © группа TAG, 2001

    Экстремальный портал VVV.RU