[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

обложка книги

Оглавление книги



версия для печати

Маршрут № 25


По реке Волхову и Староладожским каналам от города Кириши до города Петрокрепость (схема 7).

Протяженность - 230 километров. Число ходовых дней - 10. Сезонность - 10 мая-25 сентября. Категория сложности - I.

Волхов берет исток из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. В верховье река протекает по Приильменской низине, в среднем течении - в широкой затопляемой пойме и от селения Пчевжа до поселка Старая Ладога - в высоких крутых берегах. Длина Волхова - 224 километра. Ширина русла заметно меняется в зависимости от уровня воды колеблется от 100 до 200 метров, а в устье - до 600 метров. Река малоизвилиста. Судоходна она на всем протяжении.

Маршрут берет начало в городе Кириши железнодорожной линии Ленинград-Москва-Бутырская.

После постройки железнодорожной линии Ленинград-Сонково возникли станция Кириши и рабочий поселок. В годы Великой Отечественной войны он был полностью уничтожен фашистами. После войны здесь была сооружена ГРЭС, построены нефтеперерабатывающий комбинат и другие предприятия. Поселок стал быстро расти и в 1965 году был преобразован в город.

Выйдя на берег Волхова и собрав байдарки, следует идти вниз по течению, не заходя на фарватер. В 37 километрах от устья, на левом берегу Волхова, находится старинное село Гостинополье. Еще в XV веке оно стояло у начала волховских порогов на пути «из варяг в греки». Здесь проходили встречи новгородцев с заморскими купцами.

Поблизости от села расположена станция Гостинополье железнодорожной линии Волхов-Новгород. В годы Великой Отечественной войны пристань Гостинополье сыграла важную роль в снабжении блокированного Ленинграда. Осенью 1941 года продовольствие и боеприпасы перегружались здесь из вагонов на баржи, направлявшиеся через Ладогу.

Поблизости от Гостинополья, на острове посреди Волхова, сохранились постройки Островско-Введенского монастыря-памятника архитектуры XIX века.

На 23-м километре на правом берегу расположен город Волхов - важный энергетический и промышленный центр, крупный железнодорожный узел. В черте города путь преграждает плотина Волховской ГЭС - первенца плана ГОЭЛРО, вступившая в строй в декабре 1926 года. Постройка гидроузла резко улучшила условия судоходства на Волхове: раньше участок реки выше города на 10 километров преграждали пороги, теперь же о них напоминает только название расположенной на этом участке деревни Пороги.

Рядом с Волховской ГЭС и на ее базе в 1929 году был заложен первый советский алюминиевый завод. В сентябре 1932 года здесь впервые в стране был получен металл из отечественного сырья-тихвинских бокситов.

В годы Великой Отечественной войны воины 54-й армии отстояли Волхов. Осажденный Ленинград остро нуждался в электроэнергии. В мае 1942 года были вновь установлены три турбины с генераторами, демонтированными в сентябре 1941 года, когда к городу приближался враг. Линии электропередачи были разрушены, и Ленинград смог получить ток только в сентябре 1942 года, после прокладки кабеля по дну Ладожского озера.

В Волхове байдарки и снаряжение следует перевезти автотранспортом ниже плотины или договориться с капитаном одной из идущих вниз барж и на ней пройти шлюз. Через 7 километров на левом берегу покажутся дома поселка Старая Ладога (см. маршрут № 17). Ниже на том же левом берегу, у крутого поворота Волхова, виден большой холм «Олегова могила»-остатки древнего славянского захоронения. В устье Волхова на левом берегу стоит город Новая Ладога. Пройдя его, нужно повернуть налево, на запад, в Староладожский канал. О городе Новая Ладога и истории каналов см. маршрут № 17.

Недалеко от Кобоны на Новоладожском канале у основания косы расположена деревня Леднево. Здесь в годы Великой Отечественной войны находились Кобоно-Каредежский порт и железнодорожная станция Песчаная Коса. Дальше на пересечении с речкой Кобоной стоит село Кобона-начальный пункт, через который во время Великой Отечественной войны осуществлялась транспортная связь Большой земли с блокированным Ленинградом зимой по ледовой Дороге жизни, а летом-по малой озерной трассе.

Позиции фашистов находились в 10 километрах от трассы. Для защиты от вражеских бомбежек близ Кобоны было построено укрытие, а по дну Ладоги проложен трубопровод, по которому подавалось горючее.

На 38-м километре от Петрокрепости канал пересекает реку Лаву. По этой реке в XVII веке проходила граница Русского государства со Швецией.

Далее канал пересекает речку Шалдиху; здесь расположена деревня Нижняя Шалдиха. Южнее находится Путиловская возвышенность, известная месторождением силурийских известняков.

На 23-м километре канал пересекает река Назия, берущая исток в районе болот и группы озер. Южнее канала тянется полоса торфяных разработок - Синявинское и Назиевское торфопредприятия.

В январе 1943 года, на седьмой день ожесточенных боев, в районе станции Синявино и рабочих поселков произошла встреча бойцов Волховското и Ленинградского фронтов. Блокада Ленинграда была прорвана. В поселке Синявино, в 6 километрах от Петрокрепости, находятся две братские могилы, где захоронены советские воины, павшие в боях на Синявинских высотах.

Путь по каналу заканчивается в городе Петрокрепости (в прошлом Шлиссельбург), стоящем у истока реки Невы. Здесь, в 200 метрах от города, остров Ореховый делит Неву на два рукава.

В 1323 году новгородский князь Юрий Данилович поставил на этом острове крепость Орешек. В XVII веке она была захвачена шведами, но в 1702 году освобождена войсками Петра I и вновь возвращена России. Петр I назвал ее Шлиссельбургом-«ключ-город».

Со второй половины XVIII века крепость утратила военное значение и была превращена в тюрьму. В ее казематы были заточены многие борцы за свободу: писатель Н. И. Новиков, декабристы И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер, братья М.А. и Н.А.Бестужевы, народовольцы В.Н.Фигнер и Н.А.Морозов, большевики С.Орджоникидзе, А.А.Вермишев и другие. В 1887 году здесь был казнен брат В.И.Ленина Александр Ульянов.

Осенью 1941 года, когда гитлеровцы прорвались к истокам Невы, защитники Шлиссельбургской крепости не пропустили их на правый берег Невы и выдержали 500-дневную осаду. После окончания войны в крепости проведены большие реставрационные работы, и она стала музеем.

В городе Петрокрепости в послевоенные годы на базе старых судоремонтных мастерских вырос судостроительно-судоремонтный "завод. Петрокрепость - оживленная пристань на Волго-Балте. Из города можно рейсовым автобусом доехать до Ленинграда или ближайшей железнодорожной станции.

Возможен вариант прохождения всего Волхова от истока. Для этого маршрут надо начать от города Новгорода из района речной пристани или пляжа, при этом маршрут увеличится на 105 километров.



[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2001

Экстремальный портал VVV.RU