[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

обложка книги

Оглавление книги



версия для печати

Маршрут № 33


По реке Ижоре от станции Антропшино до города Колпина (схема 9).

Протяженность - 31 километр, число ходовых дней - 1-2. Сезонность - май.

Ижора берет начало из родника у деревни Скворище и впадает в Неву слева на 34-м километре. Длина ее - 76 километров. Большая часть бассейна - луга, пашни, кустарник, леса нет. В верховьях русло сильно зарастает. Дно каменистое, местами песчаное, на порогах - из плитняка с нагромождением валунов. Берега в основном луговые с редким кустарником и одиночными деревьями.

Начинается маршрут от станции Антропшино железнодорожной линии Ленинград-Витебск. От платформы надо пройти вдоль полотна (от Ленинграда) до железнодорожного моста через Ижору (500 м). На левом берегу ниже моста есть удобная площадка для сборки байдарок. Вначале река причудливо вьется в низких берегах, поросших кустами ивы и ольхи. Изредка попадаются одиночные деревья. Вскоре русло делится на две протоки, огибая большой остров (проходить можно любой).

В районе железнодорожной линии Ленинград-Новгород на правом берегу расположен большой дачный поселок. Начиная от первых домов, в русле встречаются подводные камни-одинцы. Дальше путь преграждает мост на проселочной дороге с узкими, низкими пролетами и ниже-железнодорожный мост. Оба моста надо проходить с предварительным осмотром. После мостов река делится на две протоки, правая - более полноводная, но в ней больше камней.

После поселка путь преграждает разрушенный железобетонный мост - плотина с метровым сливом. Байдарки и груз надо обнести по левому берегу (10 м). В деревне Анколово под мостом на шоссе-короткий порожек с нагромождением камней. Ниже деревни берега повышаются до 8-10 метров, встречаются небольшие порожки, разделенные плесами, и одиночные камни. У водозаборной станции река перегорожена каменной перемычкой. Обнос справа 10 метров. Ниже берега еще более повышаются. Особенно высок левый - до 20 метров. В 1941 году по нему проходила линия обороны. От нее остались обвалившиеся траншеи и взорванные доты.

Местами коренной берег отступает, и Ижора вьется в низкой пойме. Кое-где в береговых обрывах видны выходы голубой кембрийской глины, песчаника и известняка. Это, пожалуй, самый живописный участок реки.

Около здания фабрики «Сельхозтехника» Ижора круто поворачивает на запад и делает большую петлю. В начале поворота в русле множество камней, и в низкую воду здесь необходима проводка судов.

На пересечении Московского шоссе стоит деревня Ям-Ижора (15-й км). Ям-старинное название селения на почтовом тракте, жители которого выполняли ямскую повинность-перевозили на своих лошадях почту, должностных лиц, казенные грузы.

В 1919 году в районе Ям-Ижоры были остановлены войска Юденича, а в 1941-м - фашистские армии. В память о сражениях в Великую Отечественную войну установлен обелиск: «Здесь 2/VI 1942 года доблестные воины Ленинградского фронта штурмом овладели мощными укреплениями врага». За мостом на шоссе течение становится медленнее, берега ниже. Маршрут заканчивается в городе Колпине у плотины. Отсюда можно на автобусе доехать до вокзала.

В Колпине расположено старейшее предприятие ленинградской промышленности-Ижорский завод, построенный в начале XVIII века для нужд флота и положивший основание городу. На Ижорском заводе был изготовлен броневик, с которого 3 апреля 1917 года В. И. Ленин произнес историческую речь в Петрограде у Финляндского вокзала.

Рабочие завода геройски сражались в гражданскую войну в рядах Красной гвардии. Памятник на берегу Ижоры у плотины напоминает о бойцах, отдавших жизнь в борьбе за дело революции.

В годы Великой Отечественной войны район Колпина был местом ожесточенных боев с наступавшими гитлеровцами. Неувядаемой славой покрыли себя бойцы Ижорского батальона, грудью стоявшие на защите родных рубежей.

Недалеко от города, в нескольких метрах от насыпи Октябрьской железной дороги, стоит монумент «Ижорский таран». Надпись на нем гласит: «На этих рубежах в 1941-1944 годах стояли насмерть и победили воины Ленинградского фронта и ополченцы Ижорского завода».

Маршрут можно продлить, если обнести байдарки или объехать территорию завода и спуститься вниз по Ижоре до Усть-Ижоры.

Здесь 15 июля 1240 года русские воины под водительством князя Александра Ярославича разбили шведское войско. За эту победу князь Александр был прозван Невским. В 1957 году в память о славной битве в селе Усть-Ижора установлен гранитный обелиск. Неподалеку от него, у. нынешнего дома поселкового Совета, установлен другой памятник-участникам войны со шведами в 1788-1790 годах.

На этом участке берега Ижоры густо заселены, и мест для стоянки нет. Закончить путешествие можно в районе моста на шоссе на Петрокрепость. Рядом остановка автобусов, идущих к Ленинграду.



[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2001

Экстремальный портал VVV.RU