[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

обложка книги

Оглавление книги



версия для печати

Маршрут № 43


По реке Луге от города Луги до города Кингисеппа (схема 13).

Протяженность - 172 километра, число ходовых дней - 7, сезонность - май-сентябрь. Категория сложности - I.

Река Луга берет начало из Тесово-Нетыльского болота в северо-западной части Новгородской области и впадает в Лужскую губу Финского залива. Длина Луги-353 километра, средняя ширина-от 20 до 30 метров. Русло песчаное, на порожистых участках галечно-валунное. Глубина непостоянная-из-за наносов и изменчивости русла. Пойма прерывистая, местами изрезанная старицами и заливами. По берегам стоят смешанные и хвойные леса. В районе селений-поля, В верхнем течении Луга протекает в низких, частично заболоченных берегах. Для среднего и нижнего течений характерен холмисто-равнинный рельеф местности. От Толмачева до селения Хилок река судоходна.

Начало маршрута-город и железнодорожная станция Луга (222 км от устья).

Луга-старинное русское поселение, о котором упоминалось в новгородских летописях еще в 1383 году. В 1777 году по приказу Екатерины II здесь начали строить город. С того времени сохранились церковь, построенная в 1786 году (сейчас в ней кинотеатр), и здание почты на Базарной улице, дом 5. В этом здании не раз останавливался А. С. Пушкин во время своих поездок из Петербурга в село Михайловское.

За годы Советской власти Луга из небольшого торгового уездного городка превратилась в значительный культурный и хозяйственный центр. Во время Великой Отечественной войны Луга в течение двух с половиной лет (с августа 1941 г.) была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Советская Армия освободила город 12 февраля 1944 года. Жилые дома и промышленные предприятия были почти полностью разрушены фашистами.

За годы послевоенных пятилеток Луга была не только полностью восстановлена, но значительно выросла и стала одним из наиболее благоустроенных районных центров области. Построены завод «Белкозин», абразивный и литейно-механический заводы, несколько предприятий легкой и пищевой промышленности и др.

От вокзала до реки (по улице Тоси Петровой) - около 600 метров. Удобное место для сборки байдарок-на левом берегу ниже старого моста.

Собрав байдарки, надо идти вниз по течению. Через несколько километров на пути встречается деревня Шалово. Она стоит на высоком левом берегу. На ее окраине раскинулась красивая дубовая роща. Шалово известно тем, что весной 1890 года здесь вместе с матерью отдыхала Н. К. Крупская.

После Шалова река меняет направление и течет на восток среди высоких лесистых берегов. Ниже русло суживается и делится на две протоки, образующие остров размером около одного квадратного километра. Называется он Посольским. Против него на восток отходит узкая протока в озеро Меревское (Бетковское). Очень красив участок реки в районе деревни Крупели: река течет здесь в крутых песчаных берегах, поросших сосновым лесом. На, 194-м километре Луга принимает справа свой самый крупный приток - Оредеж. Надо иметь в виду, что от города Луги до устья Оредежа вода в реке загрязнена и для питья и приготовления пищи непригодна.

Ниже устья Оредежа долина расширяется, и река описывает замысловатые петли в широкой пойме. Здесь много стариц и заводей. На 185-м километре на правом берегу Луги стоит поселок Толмачево. Поселок назван в честь героя гражданской войны Н. Г. Толмачева, погибшего в боях у деревни Красные Горы. В Толмачеве ему установлен памятник.

В XIX веке неподалеку от железнодорожной станции, на правом берегу реки Луги, находилась усадьба Затишье. Летом 1888 года здесь жил и работал М. Е. Салтыков-Щедрин. Недалеко от Толмачева, в имении «Дубки», в 1896-1897 годах жил знаменитый художник-пейзажист И. И. Шишкин, написавший здесь картину «Мельница в лесу на ст. Преображенская». На левом берегу, к западу от моста, в 1902-1904 годах жил изобретатель радио А. С. Попов. На месте его дачи построен жилой дом для железнодорожников.

В августе 1941 года по правому берегу реки Луги проходила линия нашей обороны, здесь насмерть стояли ополченцы Балтийского завода.

В 5 километрах ниже Толмачева на правом берегу реки покажутся здания Толмачевской турбазы.

Через 3 километра ниже в Лугу впадает живописный правый приток-река Ящера, а еще через несколько километров второй-река Кемка. У слияния рек Луги и Кемки расположена деревня Кемка. Ниже по течению на гребне правобережного холма видны дома деревни Бежаны. У подножия этого холма протянулся хороший песчаный пляж.

Вскоре справа открывается живописная панорама деревни Муравейно. Часть домов стоит внизу на пойменном берегу, остальные-на высоком правобережье. Каждый поворот реки открывает новые живописные картины. Иногда это песчаные обрывы, иногда зеленые холмы или луга. В лесах по берегам много ягод, грибов, здесь нетрудно найти хорошее место для стоянки и для купания.

На 128-м километре в Лугу впадает правый приток - Лемовжа. В 5 километрах от ее устья находятся пристань и поселок Хилок. Здесь заканчивается судоходная часть Луги. Впереди, у Большого Сабска, начинается порожистый участок-Сабские пороги (5 км). Река разливается здесь до 100 метров в ширину и быстро бежит среди многочисленных камней. Особой сложности лужские пороги не представляют, их легко пройти, а при очень низкой воде суда нетрудно провести. В Большом Сабске (на 109-м километре) в Лугу впадает второй по величине левый приток-река Саба, а на 107-м километре правый приток-река Вруда.

В июле 1941 года фашисты подошли к Луге и захватили плацдарм на ее правом берегу в районе Большого Сабска, но здесь они были задержаны курсантами пехотного училища имени С. М. Кирова и артиллерийского имени Красного Октября. На берегах реки еще остались обвалившиеся блиндажи, заросшие траншеи, воронки. В Большом Сабске установлен памятник героям-курсантам.

В 6-7 километрах ниже Сабска на правом берегу Луги фашисты захватили второй плацдарм, но их продвижение было остановлено 2-й дивизией народного ополчения. На правом берегу Луги в 250-300 метрах от насыпи бывшего Лыченского моста со времени войны остался полуразрушенный блиндаж. Рядом с ним стоит сосна, на которой прибита металлическая дощечка со словами: «Здесь в VII-VIII-41 года защищали город Ленина студенты ЛИСИ, солдаты 8-й роты 3-го стрелкового полка 2-й дивизии народного ополчения».

Между устьем Вруды и ее левым притоком - рекой Лыченкой - Луга течет в красивых обрывистых берегах. У бывшей деревни Большое Сторонье (уничтожена во время войны) начинается порожистый участок (2,2 км). Эти пороги проходятся легче, чем Сабские, так как русло здесь уже (90 м), а глубина больше. На 93-м километре путь проходит мимо устья левого притока-реки Долгой, а на 89-м, у деревни Поречье, в Лугу впадает правый приток-река Хревица. Здесь же начинается последняя группа перекатов (1,3 км) Муравейнские. По мере приближения к Кингисеппу начинает сказываться подпор Кингисеппской ГЭС.

Маршрут заканчивается у плотины ГЭС, неподалеку от Кингисеппа. Отсюда в город ходят автобусы.

Кингисепп расположен в 60 километрах от устья Луги на пересечении железной дороги и шоссе Ленинград-Таллин. Первые сведения о городе (в прошлом Ям, а затем Ямбург) в русских летописях относятся к 1384 году. В XIV-XV веках Ям был форпостом Великого Новгорода. На высоком правом берегу, чуть ниже шоссейного моста, видны следы крепостного вала и рва. На месте бывшей крепости сейчас разбит городской сквер. Со второй половины XVIII века до Великой Октябрьской революции Ямбург был уездным городом Петербургской губернии.

В городе сохранилось несколько памятников архитектуры XVIII и первой половины XIX века: Екатерининский собор, построенный известным архитектором А.Ринальди в конце XVIII века, манеж, два из четырех зданий бывшего Гостиного двора. На левом берегу Луги, недалеко от моста,-парк Комсомоловка, в котором находится могила одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала К. И. Бистрема (памятник работы скульптора П. К. Клодта).

Многие места в городе тесно связаны с событиями гражданской и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На Базарной площади Ямбурга у собора был казнен, захваченный белыми, командир 3-й бригады Красной Армии бывший царский генерал А. П. Николаев. Сейчас эта площадь носит имя А. П. Николаева. В северо-западной части города в сосновой роще белые палачи расстреляли и замучили сотни советских людей. Позднее в память погибших роща была названа «Рощей пятисот», в ней установлен памятник.

В 1922 году город был переименован в честь руководителя Коммунистической партии Эстонии В.Э.Кингисеппа, погибшего от рук белоэстонцев.

В Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Кингисепп был ареной ожесточенных боев. В бою под Кингисеппом впервые на Ленинградском фронте были применены реактивные минометы («катюши»). После войны город был поднят из руин, сильно разросся. Современный Кингисепп - крупный промышленный центр. Главное предприятие района - объединение «Фосфорит», выпускающее сложные минеральные удобрения.

Прервать маршрут можно в Толмачеве, Большом Сабске и Большом Кленно. В Большом Сабске остановиться надо на правом берегу, не доходя 200 метров до моста на шоссе. Отсюда 150-200 метров до остановки автобуса на Ленинград и Кингисепп. В Большом Кленно - выход на правый берег не доходя моста железнодорожной линии на Гдов. До разъезда - 400-500 метров.



[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2001

Экстремальный портал VVV.RU