 |
 |

Фотографии
О книге
Предисловие
Через Америку
По Африке и Европе
Транссибирский этап
Вокруг Австралии и через Юго-Восточную Азию
Завершение двойной кругосветки
Эпилог
|

|

ЗАВЕРШЕНИЕ ДВОЙНОЙ КРУГОСВЕТКИ
Продолжив путешествие в сентябре 1999г., я проехал на машине через Непал от границы с Индией до границы с Китаем (Тибетом) по маршруту: Какарбхитта - Баратнагар - Джанакпур - Симра - Амлекхгандж - Хитаура - Наубизе - Катманду - Бхадгаон - Далалгхат - Ламосангу - Барабизе - Тенгтали - Татопани - Кодари.
В июне 2000г. завершился седьмой этап кругосветки, проходивший через Китай, Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Китай я пересек по маршруту: Кхаса - Ниалам - Тингри - Нью-Тингри (Шегар) - Лхатзе - Нгамринг - Сангсанг - Рага - Гьягья - Джабдюн - Шуо - Парьянг - Барга (Бага) - Менцер (Алитанка) - Гаръярса (Гарток) - Шицюаньхэ - Джагганг - Рутог (Житу) - Вюджанг (Шаньхэ) - Телунтань - Тяньшуйхай - Дахунлютань - Кангшивар - Шахиндулла - поворот на Мазар - Куди - Кокъяр - Еченг (Каргалык) - Яркенд (Шачэ) - Кашгар (Каши) - Аксу - Бай (Байчэн) - Куча - Чедир - Корла - Карашар - Урумчи - Усу - Утай - Саньтай - Хоргос, а в Казахстане и Средней Азии маршрут следования был такой: (Казахстан) Хоргос - Коктал - Чунджа - Чилик - Алма-Ата - Каскелен - Узунагач - Георгиевка - (Киргизия) Кант - Бишкек - Кара-Балта - Мёрке - (Казахстан) Тараз (Джамбул) - Чимкент - Каратас - Черняевка - (Узбекистан) Черняевка - Ташкент - Карасу - Тойгепа - Бука - Кокарал - (Таджикистан) Бустон - Такели - Сульх (Худжент, Ленинабад) - Нов - (Узбекистан) Бекабад - Зафар - Кокарал - Тойгепа - Ташкент - Черняевка - (Казахстан) Черняевка - Каратас - Чимкент - Тараз - (Киргизия) Мёрке - Кара-Балта - Бишкек - Кант - (Казахстан) Георгиевка - Узунагач - Алма-Ата - Капчагай - Талды-Курган - Сарканд - Таскескен - Семипалатинск - Бельагаш. И далее по России: Локоть - Рубцовск - Барнаул - Новосибирск.
В Китае по мере следования с юга на север последовательно встретились: высокие горы (Гималаи, Каракорум) со снежными перевалами (несколько перевалов около 5 км высотой - Лалунг Ла, Лхакпа Ла, Джерко Ла, Ланак Ла, Сераз и другие), затем - пустыня Такла-Макан (после Каргалыка), полупустынный степной участок и средние (по высоте) горы (отроги Тянь-Шаня). В Казахстане и Средней Азии маршрут пролегал либо по равнине, либо через невысокие горы.
Значения максимальной разрешенной скорости в вышеуказанных странах несколько отличались - например, в Китае она была 110 км/час на трассе и обычно 50 км/час в населенных пунктах, а в Узбекистане соответственно 90 и 70 км/час.
Цена одного литра 93-го (либо 92-го) бензина по мере движения изменялась так: в Китае - 0,33-0,35 доллара (2,87-3 юаня), в Казахстане - 0,26 (140 тенге), в Киргизии - 0,33 (16 киргизских сомов), в Узбекистане - 0,17 (110 узбекских сомов), в Таджикистане - 0,24 доллара (450 таджикских рублей). При этом курс национальной валюты в этих странах был следующий: 1 доллар=8,65 юаней=140 тенге=48 сомов (киргизских)=665 сомов (узбекских)=1850 рублей (таджикских).
Если о Китае и его жителях в целом сложилось хорошее впечатление (горные виды потрясающе красивы; дороги улучшаются; города становятся еще краше; особенно понравился город Урумчи - столица Синьцзянь-Уйгурского автономного района; правда, ради справедливости, нужно отметить, что неоднократные на маршруте проверки вещей, в частности, на предмет наличия антикитайской литературы, не поднимали настроение; кстати, на пути встретилось много военных колонн - везли в Тибет бензин и прочее), то Средняя Азия поразила масштабом рэкета со стороны представителей государственных силовых и подобных структур (милиции, таможенной и пограничной служб). Началось с того, что на границе Китая и Казахстана казахстанские пограничники стали требовать от меня казахстанскую визу (хотя для граждан России в Казахстан безвизовый въезд, как, впрочем, и наоборот) либо 20 долларов. Киргизские милиционеры в Бишкеке при "проверке" моих денег украли у меня 10 долларов, а узбекские "стражи порядка" в Черняевке - 300 российских рублей. Дальше было еще хуже. Другие узбекские милиционеры говорили прямо: "Либо мы у тебя найдем наркотики (оружие и пр.), либо заплати нам 100 (150, 200) рублей". Таджикские таможенники заявили, что я не могу перевозить через границу фотоаппарат с заряженной пленкой. Узбекский спецназ предположил, что я связан с таджикскими (а, может быть, даже и афганскими) душманами. И т.д., и т.п. Лишь после получения от меня какой-либо суммы денег (российских рублей) все обвинения тут же снимались, и меня пропускали дальше. Короче, задерживали меня подобным образом 11 раз (из них 7 раз в Узбекистане), и я потерял на этом почти 1,5 тысячи рублей. Я бывал в семидесяти странах мира, но подобного безобразия (особенно в Узбекистане) не встречал нигде. К тому же оказалось, что и в Таджикистане свободно путешествовать нельзя. Как мне объяснили сотрудники таджикской милиции (после того, как тщательно осмотрели все мои вещи), в Таджикистан российскому гражданину можно въехать либо по приглашению, либо с весомым сопроводительным документом (например, маршрутной книжкой). Так что свободно путешествовать по Узбекистану и Таджикистану я никому не рекомендую.
Затем (в июле) я проехал по России (с радиальным заездом на Украину и в Молдавию) и частично Белоруссии (через Лиозно, Витебск и Езерище) до Никеля (Мурманская область).
...В августе 2000г. был проведен заключительный марш-бросок - до самой северной точки неостровной Европы мыса Нордкин (Норвегия) и самой северной точки Евразии, куда можно доехать на легковом автомобиле, мыса Нордкап (на острове Магерейа, также Норвегия). После этого через Финляндию я вернулся в Россию. Общий маршрут следования был такой: Никель - Борисоглебск - Киркенес (Норвегия) - Нейден - Бугайфьорд - Грасбаккен - Варангерботн - Тамабрю - Рустефйелбма - Ифьорд - Хопсейдет - Мехамн - мыс Нордкин (до него от Мехамна доплыл на моторной лодке, так как до самой северной точки мыса дорога не доходит около двадцати километров) - Мехамн - Лаксельв - Индре Биллефьорд - Олдфьорд - Кафьорд - тоннель на остров Магерейа - Хоннингсвог - Скарсвог - мыс Нордкап - Лаксейв - Карасйок - Каригасниеми (Финляндия) - Кааманен - Инари - Ивало - Рая Йоосеппи - Лотта (Россия).
Бензин в Норвегии и Финляндии очень дорогой - по 1,1 доллара за литр (в Норвегии - 9,89 кроны/литр при курсе 1 доллар=8,7 кроны; в Финляндии - 7,39 марки/литр при курсе 1 доллар=6,4 марки), а ввезти из России позволяют лишь 10 литров бензина сверх умещающихся в топливном баке машины.
Ограничение скорости на дорогах Северной Норвегии и Лапландии (северной части Финляндии) обычно 80 км/час, иногда - 60 (в поселках - 50).
Природа Северной Норвегии весьма строга (и при этом потрясающе красива), а в Финляндии (провинции Лапландия) - более мягкая и разнообразная (как у нас в Карелии). В обеих странах часто дорогу перебегают олени.
На мысе Нордкап с утра до полуночи работает большой туристский центр.
После достижения этого мыса у меня укрепилось желание (появившееся еще в Австралии) завершить на автомобиле (опять же первым в мире) "крещение" (если позволительно так выразиться) всех континентов (разумеется, кроме Антарктиды, по которой проехать на обычной машине нельзя), то есть соединить попарно ниткой своего маршрута доступные для легкового автомобиля самые северную и южную, а также западную и восточную, точки континентов. На практике это означало завершить двойное кругосветное путешествие.
Следующий этап кругосветки был проведен в ноябре-декабре 2000г. Мы (вместе с Виталием Мельничуком) пересекли Алжир, Мали, Гвинею и Сенегал от границы Туниса и Алжира до Конакри и Дакара, преодолев при этом 10000 км (из них 1200 км - по пустыне Сахара в Алжире и Мали). Маршрут следования был следующий: (Алжир) Соук Ахрас - Гуэлма - Константине - Сетиф - Алжир - Релизане - Сайда - Айн Сефра - Бешар - Абадла - Адрар - Реггане - Бордж Мухтар - (Мали) Тесалит - Анефис - Гао - Мопти - Сегу - Бамако - Кайес - Бамако - Дуэллесебугу - Кангаре - Тага - (Гвинея) Няни - Мандиана - Канкан - Маму - Киндиа - Конакри - (Сенегал) Сеудебу - Тамбакунда - Каолак - Дакар.
Литр бензина стоил: в Алжире - от 17,5 динара=0,22 доллара (в столице) до 30 динаров=0.4 доллара (в Реггане); в Мали - 440(обычный)-530("Супер") франков СФА=0,6-0,7 дол.; в Гвинее - 1600 гвинейских франков=0,8 дол.; в Сенегале - 490 франков СФА=0,65 доллара.
Во время нашей поездки 80 алжирских динаров приравнивались одному американскому доллару.
В Алжире знаки объезда препятствия (которые в России красного цвета) - синие (а в Ливии и Тунисе они - черные).
Алжир - сельскохозяйственная страна, много обрабатываемых полей. В то же время на востоке страны встречаются сравнительно высокие горы. В городе Алжир на горе - высокий монумент независимости Алжира от французов и Национальный музей, в котором большинство экспонатов посвящено именно борьбе за независимость. Музей - достаточно большой.
После столицы опять встретились горы, довольно высокие.
Очень много полицейских и военных постов, проверяют багаж. То есть мусульманская оппозиция не дремлет, и ее выступления против правительства продолжаются и в настоящее время (кстати, через месяц после нашего посещения Алжира там были убиты четыре российских гражданина). Простые люди боятся ездить по ночам. Сначала мы тоже ехали только днем.
Далее опять - поля, поля… После Бешара началась полупустыня, а затем - пустыня. Барханы причудливой формы. Асфальтовую дорогу иногда заносит песком.
Адрар - город красного цвета, все здания - из красных камней и красной глины.
После Реггане начинается настоящая (классическая) Сахара. От Реггане до Бордж Мухтара - 600 км песчаной каменистой пустыни (каменистое плато покрыто слоем песка, лишь местами глубоким, а в основном - умеренным), и идти большей частью можно с высокой скоростью (вплоть до 100 км/час, а иногда даже быстрее). А вот в Мали Сахара (кстати, раскинувшаяся в этой стране также на протяжении почти 600 км) уже не такая суровая, встречаются отдельные кусты, а после Тесалита - даже несколько оазисов, здесь бродят верблюды, ослы и козы.
Если в алжирской Сахаре собственно дороги нет (хотя от Реггане на юг строят асфальтовую дорогу), а есть широкая полоса, на которой видны многочисленные параллельные колеи (лишь иногда сходящиеся), то есть дорога условная (хотя правильное направление указывается маркировочными знаками и брошенными автопокрышками), то в Мали уже - одна четкая колея. Если между Реггане и Бордж Мухтаром встречается только один дом (где все проезжающие ночуют), то в Мали - несколько деревень.
Так как мы ехали в конце ноября, то в Алжире днем было тепло, а ночью - достаточно прохладно ("на улице" мне даже в свитере было холодно). Но в Мали по ночам стало теплее.
На границе Алжира и Мали местные валютчики меняют один алжирский динар на 7,5 франков СФА ("сифа"). Эти франки СФА используются как единая валюта в ряде стран бывшей Французской Африки (Мали, Сенегале, Камеруне и т.д.). А в Гао за один доллар дают 500 "сифа", хотя в Бамако (столице Мали) этот курс вырастает уже до 750.
Все пограничные формальности "проходятся": в Алжире - в Бордж Мухтаре, а в Мали - в Тесалите.
Хотя в Алжире встретилось много военных и полицейских постов, эта страна нам понравилась. Хорошие люди, гостеприимные. Арабы открыто помогают друг другу, угощают друг друга (и гостей) всем тем, что у них есть. Это их обычная норма поведения.
В малийской Сахаре (на первой половине пути до Гао), несмотря на отдельные приличные участки, в целом дорога не очень хорошая - часто встречается глубокий песок.
Много останков брошенных машин (естественно, с них сняли всё, что только можно увезти). Это напомнило мне "зимник" на востоке России между Чернышевском и Тахтамыгдой, где мы также встретили скелеты брошенных машин.
Сахара отделяет арабский мир от негритянского. Начиная с Мали, пошла "черная" Африка.
В Гао - неплохой отель. Сразу же за этим городом - переправа на пароме через великую африканскую реку Нигер. После Гао идет хорошая асфальтовая дорога, и начинается саванна. Дорога, в целом, идет параллельно реке Нигер, но мы ехали в противоположном течению реки направлении. Много ослов возле дороги, некоторых даже сбивают машины.
Встретились (с обеих сторон дороги) возвышающиеся над плоской равниной "дома" - скалистые возвышенности, имеющие форму крепостей, постаментов или столбов. Это всё - горы Хомбори. Самая высокая гора здесь имеет высоту 1080 м над уровнем моря.
Бамако (а местный люд его называет Бамаку) - 2-3-этажный город, в нем лишь несколько высоких зданий (один из них - банк). Река Нигер разделяет город на две половины. Прямо в Бамако рыбаки ловят в Нигере рыбу. В городе много рынков, кругом - суета. Народ достаточно дружественен.
Чем дальше едешь от Бамако в сторону Кайеса, дорога становится хуже (размыта водой в сезон дождей), но за Кайесом она опять хорошая.
После Мали мы поехали в Гвинею. Здесь 1 доллар приравнивался двум тысячам гвинейских франков.
Дорога в Мали вблизи гвинейской границы и в Гвинее от границы с Мали до Канкана - грунтовая, не очень хорошая. На территории Мали проехали мимо большого водохранилища, образованного плотиной, перегородившей реку. Народ вдоль дороги жег высокую траву.
Мандиана - первое большое село в Гвинее. Город Канкан - 1-2-этажный, зато в нем есть университет. Через Канкан протекает река Мило - крупный правый приток Нигера, причем вода течет от Канкана в сторону Бамако и далее - Гао.
Столица страны Конакри расположена на атлантическом побережье. Это уже достаточно большой город.
Если в Мали одним из немногих недостатков местных порядков было малое количество уличных кафе (это целая проблема - выпить в Бамако стакан, скажем, чая "Липтон" или кофе; здесь популярен перекипяченый чай - по-нашему, "чифир" - в маленьких, размером с большой наперсток, стаканчиках, его пьют только для удовольствия), то в Гвинее и кофе, и чай продают на каждом углу.
Особого отличия (такого, какое было при нашем попадании из арабского Алжира в негритянскую страну Мали) между образом жизни жителей Мали и Гвинеи мы не заметили. При этом важно отметить, что и Мали, и Гвинея - мусульманские страны, в определенные часы все дружно начинают молиться, слышится знакомое: "Аллах акбар".
Важная мелочь: при попадании из Мали в Гвинею и Сенегал требуется сертификат о прививке от желтой лихорадки. Без него через границу, конечно, в конце концов пропустят, но придется раскошелиться.
И чисто гвинейская особенность. Проехав треть страны (до Канкана), мы не смогли заиметь в своих паспортах штамп о въезде в Гвинею - никто не хотел его ставить. Наконец, в Канкане мы сами пошли в полицию и попросили зафиксировать наше присутствие в стране. Но полицейские заупрямились: "Или платите по 3 доллара каждый, или штамп не поставим и езжайте без него дальше (при этом у вас могут быть неприятности)". Пришлось деньги заплатить.
|

|
|