Евгений Седельников статья написана автором для RISK-online Читайте также критику этой статьи, написанную Сергеем Мищиновым |
Обзор аппаратуры Мир гор прекрасен и неповторим. Отснятый фотоматериал должен быть не менее великолепен. Цель достойна, но труднодостижима. Если кадр плох, то не важно, чем он снят -- карданом 13 X 18 или мыльницей. "Лейка" на шее -- это круто, кадры здесь не при чем. Творческие люди в начале пути редко богаты. Когда человек понимает, ему не все равно чем снимать. Поговорим о фотоаппаратуре, которая при невысокой цене достаточно функциональна и качественна, чтобы не стать обузой начинающему после 1-2 лет эксплуатации. Обсуждаем художественную съемку в горах. Ориентиром возьмем достижение приемлемого качества на формате 30 X 40 или журнальном развороте. (Приемлемое качество понятие растяжимое, но не будем педантами.) Итак, выбираем узкопленочную зеркальную камеру со сменными объективами. Начинаем с оптики. В горах, по необходимости, основа -- высококачественные зумы.
Наиболее интересен диапазон фокусных расстояний 24--400 мм. Лучше постепенно формировать линейку оптики из зумов умеренного диапазона, ориентируясь на максимальное качество при допустимой трате (понятно, это индивидуально), чем выбирать зум максимально расширенного диапазона с более скромным оптическим качеством. Например, зум 28--200 сам по себе неплох и требуемое качество на пределе обеспечивает, но дополнять его до диапазона 24--400 будет нерационально. Логично с него сразу переходить на профессиональные зумы и дополнять уже их. Пара типа 24--85(105) + 75--300 мне видится более перспективной. Нижние зумы по оптическому качеству вплотную подошли к профессиональным, значительно уступая им в цене. Такой зум на долгие годы станет рабочей лошадкой фотографа и есть большой смысл купить его "родным", а не у независимого производителя. Диапазон 24--28 мм, ставший доступным в зуме десятилетие назад оказался необыкновенно творчески емким. Думаю, что вскоре можно ожидать появление профессионального зума 24--105/2.8 или 24--85/2.8. Успех ему обеспечен. Кто из фирм первым решится на такой прорыв? Разговор о верхнем зуме особый. Зумы 75--300 сейчас предлагают все производители, они достаточно качественны и недороги. На мой взгляд, нет особой нужды покупать именно этот зум у фирмы-производителя, качество независимых производителей (Tamron, Sigma, Tokina) не хуже, а цена привлекательней. Другое дело зумы, добивающие до 400 мм. Они ощутимо дороже, сильно разнятся в качестве оптики и механической прочности. Для получения максимального качества с этими объективами необходим штатив. Canon давно уже внедрил устройство стабилизации изображения в свои объективы и является безраздельным лидером этого направления. Стабилизатор позволяет снимать с рук не опасаясь смаза при выдержках в 2-3 раза более длительных, чем обычно и в горах становится сильным партнером штативу. Объективом Canon 100--400/4.5-5.6 L IS можно спокойно снимать закат на 400 мм. Стоит этот объектив дорого, но однажды взяв и поснимав им я понял, что попался. Другие объективы просто перестали существовать для меня. Аналогичный объектив со стабилизацией есть только у фирмы Nikon (Nikkor AF VR 80--400/4.5-5.6 D ED), но в линейке он один. Для Canon'а стабилизация стала делом обычным, все профессиональные телевеки снабжены ей и фирма совершенствует механизм стабилизации. Последнее новшество -- про-зум 70--200/2.8 L IS USM с улучшеным стабилизатором. Не остались без внимания и любители -- специально для них фирма предлагает два стабилизированных объектива -- 28--135/5.6 IS и 75--300/4-5.6 IS. Последний особенно хорош, он превосходит своего нестабилизированного близнеца (а заодно и остальных собратьев по диапазону) еще и оптическим качеством. Среди зумов до 400 мм отмечу еще зум Tokina 80--400/4.5-5.6. Качество оптики неплохое. Диапазон 300--400 мм на практике оказался неподражаем, особенно в сочетании со стабилизатором. В прошлом году на зимнем Эльбрусе на его долю у меня пришлась большая часть удачных кадров. А что кроется за "базовым" диапазоном 24--400 мм? Объективами более 400 мм не работал, не знаю. Зум 18--35 мм оказался значительно менее интересен, т.е. 24-х миллиметров вполне хватало для широкоугольного сюжета. Отмечу отечественный "рыбий глаз" Зенитар 16/2.8. Стоящее приобретение. Через переходники он садится на все камеры. Перейдем к камере. Ее сразу надо выбрать так, чтобы при дальнейшей покупке более продвинутой эта надежно заняла место второй камеры, а не стала "чемоданом без ручки". Поэтому нижние камеры линеек отсекаем. Говорим об АФ-камерах. |
Canon, Contax, Minolta, Nikon, Pentax -- знаменитые марки, в их камерах среднего класса есть все необходимое для творческого роста фотографа. Обсудим нюансы, которые помогут остановить выбор на той или иной фирме. Начнем с диафрагмы. Она не только регулирует количество света, но и определяет глубину зоны резко изображаемого пространства (ГРИП), т.е. непосредственно влияет на художественную сторону снимка. ГРИП можно определить непосредственно по матовому стеклу (необходим репетир диафрагмы) либо по шкале ГРИП на оправе объектива. Но при больших значениях диафрагмы в видоискателе так темно, что трудно что-то разглядеть. В АФ-объективах ход фокусировки стараются делать коротким, сжимается шкала дистанций и шкала ГРИП получается очень узкой, пользоваться ей неудобно. На современных АФ-объективах в лучшем случае нанесены 2-3 пары значений диафрагмы, а то и вовсе шкалы ГРИП нет. Для контроля ГРИП Canon предлагает фирменную разработку -- программу A-DEP, она присутствует во всех камерах. В верхних моделях линейки при использовании A-DEP делаются два полунажатия на спусковую кнопку -- центральным датчиком автофокусировки камере показывается ближняя и дальняя плоскости, между которыми все должно быть резко, дальше камера сама выставляет требуемую диафрагму и положение фокуса. Даже при съемке с рук в неблагоприятных условиях все очень просто. Полный контроль резкозти в кадре. На младших моделях фирма ставит усеченный вариант программы -- камера сама прощупывает кадр всеми имеющимися зонами автофокусировки и делает резким все от ближайшей точки, на которую навелся какой-либо датчик и до самой удаленной. Фирма Minolta в своей новейшей разработке -- Dynax 7 предложила очень интересный вариант -- зона резко изображаемого пространства отображается на жидкокристаллическом дисплее камеры. У остальных фирм контроль зоны ГРИП возможен только по матовому стеклу или по шкале ГРИП на объективе. Фотографы уходят в широкий формат не только из-за кардинального увеличения площади кадра. Карданная камера позволяет получить полную свободу над распределением зон резкозти в поле кадра за счет целой системы подвижек. В зеркальных камерах желание управлять резкозтью в поле кадра более свободно, чем предоставляет простое изменение диафрагмы привело к созданию tilt-shift объективов. Это дорогостоящие профессиональные объективы и есть они не у всех фирм. Репетир диафрагмы еще полезен при съемке против солнца, он дает возможность увидеть расположение солнечных зайчиков на будущем снимке. Чуть в сторону -- и зайчик изчез или лег куда нужно, украсив кадр. Все это видно непосредственно в видоискателе. Матричный замер экспозиции позволяет отвлечся от непростых вопросов правильного экспонирования пленки. Современная зеркалка любого уровня в состоянии вполне грамотно решить этот вопрос. Естественно, в более продвинутой камере реализован более "грамотный" замер и оснащенная соответствующей ее уровню согласованной вспышкой (в большинстве камер есть встроенные) она дольше продержится самостоятельно, без вмешательства фотографа на усложняющемся световом сюжете. Можно сказать по-другому: если интересный сюжет со сложными световыми условиями вот вот убежит, думать некогда и нужно полностью довериться автоматике, более продвинутая модель отработает более профессионально -- грамотно раскидает перепад яркости сюжета по широте пленки, ненавязчиво подсветит передний план, увереннее удержит быстродвижущийся объект в фокусе. (В этой статье я не затрагиваю специфику съемки динамики в горах, когда определяющим фактором становится скорость и качество автофокусировки.) При работе со вспышками бескабельное управление особенно удобно. У ведущих фирм такие вспышки уже появились. В горах перепад яркости между освещенными солнцем и затененными участками очень высок. Например, на большой высоте безоблачным утром, когда солнце начинает окрашивать наиболее величественные вершины, он может достигать десяти и более ступеней. Перепад яркости на интересном пейзажном сюжете как правило превосходит широту большинства пленок. Это одна из особенностей съемки в высокогорье. В таких условиях выбор экспозиции существенно влияет на художественную сторону снимка, особенно при съемке на слайд. Сотовый замер камеры свой выбор сделает, он будет неплох. Но чтобы добиться сознательного контроля, фотографу понадобится наличие точечного замера на камере и знание зонной системы экспонирования Ансела Адамса. Minolta в Dynax 7 реализовала замечательную вещь -- на дисплее камера высвечивает распределение яркости сюжета по сегментам (их 13) сотового замера. Наглядно и очень удобно. Вообще эта модель насыщена новыми идеями, к ней стоит присмотреться по-пристальней. Насущный для съемки в горах (особенно зимой) вопрос о зависимости от источников питания элементарно решается выносным батарейным блоком. Далеко не у всех камер он предусмотрен, но это не должно быть решающим фактором при выборе камеры, выносное питание можно сделать и самому. Главное -- энергопотребление. Например, флагман никоновской линейки F5 в горах прокормить будет непросто -- в штатной комплектации он "ест" восемь пальчиковых батарей с завидной скоростью. Пожалуй, это рекордный аппетит. |
Теперь о механических зеркалках. Принципиальное отсутствие зависимости от источников питания, высокая прочность делает эти камеры незаменимыми в условиях низких температур при глубоком отрыве от цивилизации. Как раз для гор. Фирма Nikon со своим FM2 и новейшей разработкой F3A царствует здесь. Не так давно Olimpus, Yashica, Pentax прекратили выпуск механических камер и объективов. Однако и Nikon давно уже перестал совершенствовать линейку чисто механической оптики. Вместо этого предлагается ставить на F3A/FM2 современные АФ-зумы. Здесь возникает такая трудность. Если есть смысл предпочесть F3A/FM2 современной АФ-зеркалке (хотя бы того же Nikon'а), то это для работы в очень жестких, крайне неблагоприятных условиях эксплуатации, где электронной камере придется несладко. Какой смысл в этих условиях использовать АФ-зум на механической камере? Ведь именно эта бесполезная функция делает объектив нежнее (и дороже). Приходится констатировать, что единственная жизнеспособная чисто механическая фотосистема отстает от задач сегодняшнего дня из-за прекращения развития линейки оптики. Во всяком случае механическая зеркалка -- это тщательно продуманный выбор профессионала или искушенного любителя, никак не начинающего. Пора поговорить о пленке. На пленке экономить нельзя, хотя качество фотографии, напечатанной в минилабе радикально зависит от человека, который печатает и в значительно меньшей степени от пленки. Хотите максимальное качество -- это ручная печать. Фотографическая широта современных негативных профессиональных пленок чувствительностью 100-200 единиц доходит до десяти ступеней, резкозть отменная. Они дорогие, но и результат под стать. Слайдовая пленка немного уступает по фотошироте негативной, зато прямо на пленке виден окончательный результат, без промежуточных цепочек. Раньше я делал так: помимо проверенных марок всегда брал в поездку два-три ролика незнакомой пленки, а потом сравнивал результат. Сейчас снимаю только на Fuji Velvia 50, редко на негатив -- Fuji Superia Reala 100. Есть еще пленка Kodak ProFoto 100 -- неплохая по характеристикам и самая доступная по цене профессиональная пленка. Идеальный вариант для учебы. У пленок Kodak невысокая механическая прочность, в сильный мороз и ветер надо быть осторожным. До сих пор разговор шел о технике и ни слова о том, как добиться художественной выразительности снимка. Об этом может быть в другой раз, хотя сразу можно сказать одно: перед тем, как снять кадр попробуйте сначала подумать над ним, а потом проанализировать, получился ли он таким, каким вы его задумывали? Это будет интересней, чем перебирать чужие мнения о том, как снимать. Если не получился, то почему? Не хватило технических возможностей камеры или объектива -- не беда, просто вы выросли из той техники, которой снимали до сих пор. Пора приобрести что-то новенькое... Подведем итог. Современная узкопленочная АФ-зеркалка среднего класса и соответствующий ей зум -- оптимальный вариант начала творческого фотопути. Покупая первую камеру с объективом, вы делаете стратегический выбор целой фотосистемы, поэтому нужно видеть перспективу дальнейших приобретений. Пройдусь еще раз по фирмам-производителям и отмечу те изделия, которые мне представляются наиболее подходящими в качестве первой покупки. Canon. Камеры EOS 5 и EOS 300. Объективы 24--85/3.5-4.5 USM и 75-300/4-5.6 IS USM. По-моему, Canon -- наилучший вариант фотосистемы, построенной на узкопленочной АФ-зеркалке для серьезной работы в походных условиях, особенно при дальнейшем переходе на профессиональную L-оптику и камеру EOS 1V. |
Contax. Камера N1, объектив 24--85/3.5-4.5. По цене и по сути эти изделия никак не вписываются в средний класс. Это продукция высшей пробы. Через переходники на N1 становятся АФ-объективы от Contax 645 с сохранением всех функций камеры (кроме фокусировочной вилки). Так что приобретение N1 может быть разумным вариантом, если в дальнейшем планируется уход в средний формат. Contax N1 и 645 -- единая фотосистема с возможностью использования оптики от камер Hasselblad. Minolta. Новейшие разработки фирмы -- камера Dynax 7, объективы 24-105/3.5-4.5 (D), 100--300/4.5-5.6 (D) Apo заслуживают самой высокой оценки. Несомненно, фотографу будет приятно расти вместе с продукцией этой замечательной фирмы. Leica. Для меня дальномерная механическая М6 -- это символ непокорной индивидуальности среди всеобщей утилитаризации, чистота концепции максимального качества. Nikon. Камера F3A (или FM2) и верхний зум 100-300/5.6. "Неубиваемая" камера. Хочется надеяться, что фирма не оставит лучшее свое детище без оптической поддержки и миру предстанет полноценная развивающаяся чисто механическая фотосистема. Потребность в ней есть. В ожидании чуда можно копить деньги на объективы с постоянным фокусным расстоянием, они того стоят. Pentax. Камера MZ-5N, объективы 24--90/3.5-4.5 и 100--300/4.7-5.8. Pentax -- это единая фотосистема в форматах 35, 645 и 67. Совместимые объективы, вспышки и проч. В настоящее время узкопленочная часть этой системы переживает не лучшие времена, зато в расцвете недавнее новшество -- АФ система Pentax 645 N. Да и старейшина формата 67 недавно реинкарнировал в Pentax 67 II, пользуется заслуженным уважением профессионалов. Olimpus. Хотя несколько лет назад эта фирма прекратила выпуск механических зеркалок, в комиссионках ее продукция еще имеется. Профессиональные объективы с постоянным фокусным расстоянием по низкой цене, также, как и сами камеры. Они еще могут потрудиться в условиях, где электронной зеркалке просто крышка. Ах да, в горах еще интересен поляризационный фильтр (лучше циркулярный) и надежный (т.е. тяжелый) штатив. А сами горы? Мир гор прекрасен и неповторим. |
||||||
Copyright © группа TAG, 2001 |