интервью взял Константин Бекетов Олег Капитанов Андрей Ершов Виктор Смирнов Марина Ершова Олег Капитанов Виктор Смирнов Андрей Ершов Виктор Смирнов Андрей Ершов Олег Капитанов |
Петербургская экспедиция на Эверест
Интервью с организаторами
Олег Капитанов: - смысл прозрачен: великий город - великая дата - должна быть великая гора. Самая великая гора - Эверест. Таким образом мы хотели заострить внимание и на других направлениях питерского альпинизма. Сейчас большой провал, потеря приемственности. После потери поддержки профсоюзов все стало очень дорого, поэтому мы хотим через экспедицию добиться популяризации нашего вида. Победа на Эвересте нам только поможет. Сейчас повсеместно растет интерес к альпинизму, и к высотному в частности. А ленинградцы еще ничего крупного самостоятельно не организовывали. Безусловно, благодаря Балыбердину, ленинградцы вписаны в историю высотного альпинизма, и это еще одна причина выбрать именно Эверест. Это дань уважения Бэлу. Он ведь первым из россиян проложил путь на Эверест. К сожалению, высотный альпинизм не получил после Балыбердина должного развития. Наша задача - собрать наших высотников, дать им возможность возродить мечту, ходить, совершенствоваться.
Олег Капитанов: - да, сейчас у нас нет эйфории по поводу сверхсложных маршрутов. Чтобы их ходить, компания нужна очень хорошая. Не обязательно одни звезды, просто хорошая схоженная команда, дружная. Команда из одних звезд - это часто проблема, были и у Диренфурта такие экспедиции, которые в итоге разваливались. Марина Ершова: - на северной стене Эвереста весной у русской "звездной" команды могут быть с этим большие проблемы! Олег Капитанов: - мы стараемся пока стоять на своей платформе. Под Эверестом весной будет юбилей, с непальской стороны. Андрей Ершов говорит, что с северной стороны такого ажиотажа не будет. Марина Ершова: - правительство Непала пригласило почти 2000 человек, всех, кто когда-либо поднимался на вершину или имеет к горе прямое отношение. С юга будет столпотворение.
Андрей Ершов: - да, но многое определяется финансированием. Мы сейчас только начали эту работу. Предполагаемый состав: 10 высотников и 3 человека руководство. И на эти 13 человек мы планируем иметь 2 высотных шерпов, которые будут работать от Северного седла до последнего лагеря. Но не выше, потому что принято: если шерпа идет на вершину, то он автоматически получает дополнительно к жалованью бонус в 500 долларов. Для нас это многовато. Мы планируем шерпов только для заброски грузов в лагеря. Мы предполагаем 5 лагерей, в соответствии с традиционной тактикой, и примерно с 8300 будет совершаться штурм вершины. На каждого участника должно быть 3 баллона кислорода; грубо говоря, один вверх, один вниз и один резервный. Плюс еще несколько запасных баллонов для медицинских целей. Помимо названного количества участников, в экспедиции могут принять участие и другие восходители, в том числе иностранцы. Перед ними будет поставлено условие: либо они подчиняются общему плану экспедиции, и имеют больший шанс на восхождение, либо они действуют полностью самостоятельно. Им будут предоставлены услуги по размещению в базовом лагере и совместному проезду. Китайцы на 1 пермит разрешают включать до 20 человек, соответственно падает цена на одного. Обычно для заезда в Тибет используют путь с юга через непальскую границу. Мы хотим попробовать сделать заезд целиком через Китай, прилететь в Пекин, потом в Лхасу, и уже оттуда на машинах под гору. Можно заявить какую-нибудь безумную стену, не сходить - получится пшик. А к юбилею города это не подойдет. На данный момент у нас нет таких элитных кадров высотников. Отдельные люди есть, команды - нет. С финансовой точки зрения заезд из Тибета дешевле, чем с юга из Непала. С Непала стандартно 15000 с человека, с севера около 6000. Для бедных российских альпинистов разница значительная.
Андрей Ершов: - На 13 человек 130000$, то есть примерно по 10000 на человека. Сюда включены организационные расходы, транспорт, оплата всех формальностей, включая пермиты, оплата яков и носильщиков, снаряжение для базового лагеря (его предоставляет китайская сторона). В эту же сумму входят питание и кислород.
Андрей Ершов: - да, чтобы гарантировать безопасность и успех восхождения. Но уже проявилось несколько товарищей, которые считают, что им надо идти без кислорода. Это уже серьезное спортивное достижение, потому что на настоящий момент из 2000 восходителей без кислорода поднялись только 80. Вот Марина, например, хочет идти без кислорода. Олег Капитанов: - опытные высотники обычно так: кто начал ходить без кислорода, тот уже так и долбит до конца. Марина Ершова: - конечно, без кислорода гораздо спортивнее; но я считаю, что если человек не готов идти без кислорода, но хочет подняться на Эверест для себя, для своего города, для своих друзей, то это все равно очень почетно. Почему-то считается, что с кислородом нет проблем, идешь как по асфальту. Это не так. Тем более, что кислород используют начиная с 8300. Андрей Ершов: - 10 человек из 100 погибают на Эвересте, несмотря на кислород.
Андрей Ершов: - Это глупые песенки мальчиков с форума Mountain.ru - "дайте мне кислород и гида, и я зайду куда угодно". В коммерческие экспедиции не берут новичков. Там участвуют опытные люди. Достаточно прочитать того же Букреева, посмотреть опыт тех клиентов, что были с ними в 1996-м... А сейчас UIAA разработала требования для участников и руководителей гималайских экспедиций. Марина Ершова: - неопытные люди выше первого лагеря не поднимаются, даже выше базового. А опытный человек сам оценивает свои силы, сам выбирает: идти ему с кислородом или без. Андрей Ершов: - помимо кислорода есть еще один аспект: высотные шерпы. Подготовка шерпа к высоте в несколько раз превосходит нашу. Если бы русские появлялись в Гималаях так же давно, как англичане или немцы, опыт был бы примерно одинаковый. Местные лучше подготовлены к высоте, и на технически простых маршрутах (а большинство "классических" маршрутов на восьмитысячники относительно просты) шерпы имеют превосходство. Из двух классических маршрутов (с юга и с севера), наш северный все-таки посложнее: и по погодным условиям, и по техническим. Это звучит более весомо, чем восхождение через Южное седло. Поэтому мы и планируем восхождение с севера.
Андрей Ершов: - все будет зависить от нашей возможности найти дополнительные деньги. Этот вопрос будет решаться Анатолием Мошниковым, как старшим тренером. Наши кандидаты - действующие спортсмены, и они тренируются сами. Естественно, мы не можем сейчас дать гарантий, что тот или иной человек обязательно попадет в состав команды. У нас пока нет полной ясности с финансами. Может быть, мы наберем команду 10 человек, а денег найдем только на шестерых. Поэтому устраивать такие серьезные отборы, как это было в советских гималайских экспедициях - мы не можем.
Андрей Ершов: - в 70-80 годы состав высотников был очень впечатляющим, после лавины на Ленина многие просто погибли. А основная проблема - с деньгами. В основном люди, занимающиеся высотой - это люди старше 30 лет. В наших условиях - это директора контор, у них много проблем со своим бизнесом, и они не могут выезжать надолго в горы. А если сравнивать с Москвой - уровень примерно одинаковый. Свердловск - он не только в высотном альпинизме, он в любом виде сейчас на первых позициях. Они умудрились не потерять связь поколений, молодцы. УПИ - как была традициционно сильная секция, так и осталась. А у нас клубы рухнули в перестройку. Олег Капитанов: - люди должны выехать в горы. А там, в горах, их уже потянут Большие горы. Ведь высотники все вышли из обычного, технического альпинизма. Когда я сам впервые оказался под пиком Ленина, я как будто зов услышал, зов Высоты. Высота - это не только восьмитысячники. Вот японцы - они не стали заострять внимание на гималайских гигантах, они сейчас очень много ходят в Китае, открывают новые районы, новые семитысячные вершины, издают книги, буклеты. Они осваивают эти горы. А мы пока плетемся в хвосте. Андрей Ершов: - все это здорово, но в случае с новыми неисследованными областями есть опасность не добраться даже до базового лагеря, как это случилось в прошлом году с моими голландскими друзьями. Они собирались на Улуг-Музтаг, но застряли на машинах где-то в Тибете, в 90 км от горы. То есть это просто не годиться для такого мероприятия, как 300-летие города.
Андрей Ершов: - У него свой проект. он полностью занят им, и не меняет ориентиров. И, кроме того, подавать одинцовские восхождения как подарок городу можно только после их совершения - велик риск неудачи на таких сложных стенах, и было бы неправильно в этой связи рисковать репутацией. Гарантий в горах давать нельзя. Одинцов немного пренебрежительно относится к высотному альпинизму, он прирожденный технарь. Жанну - высокая гора, но его ведь там привлекает именно стена, а высота не важна. Восхождение на Эверест всегда высоко оценивается, всегда престижно - для всех. А покорение "придорожных скал" вроде Баффиновой Земли1. - это очень круто, это большой успех, но это интересно только таким же альпинистам. Спроси на улице любого прохожего - Эверест знают все, а в чем крутизна полярных стен, и где это вообще находится все - мало кто скажет. Вот здесь и кроется основная разница между нашим проектом и проектом Одинцова. "Придорожные скалы" - в смысле, что объект восхождения - именно стена, а не вершина как таковая Список кандидатов на участие в экспедиции "Санкт-Петербург Эверест - 2003"Составлено: 22.10.2002
|
Copyright © группа TAG, 2002 |