[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

Вершина Птыш, Домбай. (фото К.Бекетова)
1. Справочные сведения
   - маршрут
   - определяющие препятствия
   - состав группы

2. Общая смысловая идея похода

3. Изменения маршрута и их причины

4. График движения

5. Техническое описание

6. Обеспечение безопасности на маршруте

7. Итоги, выводы, рекомендации

8. Список снаряжения

при составлении отчета использовались рекомендации из сборника нормативных актов "РУСCКИЙ ТУРИСТ" на 1998 - 2000 год., Москва 1998 г.

СОКРАЩЕНИЯ ПРИНЯТЫЕ В ОТЧЕТЕ
  • п/п - предыдущий пункт
  • ок. - около
  • пхд - по ходу движения
  • чхв - чистое ходовое время
  • гзл - граница зоны леса
  • кр - крутизна
  • в. - вершина
  • пер. - перевал
  • а\л - альпинистский лагерь
  • т\б - тур база
  • в\у - выше указанное



  • ОТЧЕТ
    о горном походе IV категории сложности,
    совершенном в районе Западного Кавказа
    в период с 26 августа по 9 сентября 2000 года.

    Руководитель - Симонян Г.В.


    1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

    МАРШРУТ:  т/б Домбай - р. Алибек - пер. Сквозной (1А, 3100) - лед. Двуязычный - пер Квадратный (1Б, 3150) - р. Алибек - р. Домбай-Ульген - р. Сев. Птыш - пер. Фришфельда (Домбайское Седло) (2Б, 3200) - ур. Буульгенская стена - р. Буульген - р. Клухор - р. Чотча - пер. Хакель-Чотча (2Б, 3200 м.)- лед. Хакель - р. Хакель - т/б Северный приют - р. Кичи-Муруджу - пер. Западный Даут (2А 3600 м.) - лед. Даут - р. Даут - оз. Искровцев - пер. Надозерный (2А 3495 м.) - оз Улу-Кель - р. Кичкинакол - р. Учкулан - а/л Учкулан.

    ПРОТЯЖЕННОСТЬ АКТИВНОЙ ЧАСТИ МАРШРУТА: 183,2 км.

    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 15дней; из них:   - 14 ходовых;   1 полудневка

    ПРОЙДЕННЫЕ ПЕРЕВАЛЫ:
    Вид препятствия Наименование Категория трудности Характеристика Путь прохождения
    Перевал Сквозной 1А 3100м. осыпь, лед р. Алибек - лед. Двуязычный
    Перевал Квадратный 1Б 3150м осыпь, лед лед. Двуязычный - р. Алибек
    Перевал Фришфельда (Домбайское седло) 2Б 3200м скалы, снег, лед,осыпь Лед. Птыш - р. Буульген
    Перевал Хакель-Чотча 2Б 3200м снег, лед р.Чотча - лед.Хакель
    Перевал Западный Даут 2А 3600м лед, скалы р.Кичи-Муруджу - лед.Даут
    Перевал Надозерный 2А 3495м лед, скалы, осыпь р.Даут - оз.Улу-Кель


    СОСТАВ ГРУППЫ
    N Ф.И.О. год рождения Обязаннос-ти в группе туристский опыт
    1 Симонян Георгий Валерьевич 1978 руководитель V к.сл. У Прип.Урал III к.сл. Р З. Кавказ
    2 Потапов Андрей Николаевич 1979 зав. по питанию IIIк.сл.У Кольск п-ов IIIк.сл.У Зап.Кавказ
    3 Блиндеров Сергей Викорович 1977 зав. по снаряжению V к.сл. У Прип.Урал IIIк.сл.У Зап.Кавказ
    4 Буленков Константин Павлович 1980 медик IV к.сл. У Прип.Урал III к.сл. У З. Кавказ


    2. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА

    Повышение уровня спортивного мастерства участников, прохождение перевалов 2Б категории сложности. Знакомство с новым для всех участников районом Западного Кавказа.
    Изюминкой похода считалось прохождение перевала Фришфельда (Домбайское седло) одного из сложных и красивых перевалов Западного Кавказа. Поход должен отвечать требованиям к походам IV горной категории сложности.

    3. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ.

    1. Для втягивания в походную жизнь, а также для акклиматизации, группой планировалось прохождение перевала Белала-Кая (2А), но на базе МЧС, спасатели посоветовали отказаться от этого перевала в связи с крупным скальным обвалом и многочисленными камнепадами со стороны лед. Белалакайского (нашего подъема). Это вызвано сильным потеплением в районе, ограниченным выпадением осадков в зимний период, отходом ледников. А также отсутствием свежего описания прохождения, имеющиеся описания перевала не отвечали реальным условиям. Группа разработала запасной вариант (совместно со спасателями и отметкой в их учетном журнале) - прохождение перевала Сквозной (1А) и радиально, перевалом Квадратный (1Б).
    2. Пограничным отрядом Северного приюта было отказано группе в разрешении прохода к Клухорским и перевалу Муруджу озерам несмотря на имеющееся разрешение предварительно полученное в в/ч № 2011 мотивируя это криминогенной ситуацией в близи границы и тем, что в настоящий момент, в близи тропы, был найден артиллерийский снаряд времен второй мировой войны и проводились работы по разминированию. В связи с этим мы решили изменить заключительную часть маршрута и воспользоваться запасным вариантом - прохождение перевала Зап. Даут (2А) из долины рек. Кичи-Муруджу (о чем отмечено в погранзаставе).

    4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

    ДЕНЬ ПУТИ ДАТА УЧАСТОК ПУТИ КМ МЕТЕОУСЛОВИЯ
    1 26.08 Т/б Домбай - пер. Сквозной (1А 3100) 10,8 Переменная облачность, вечером ветер 3-3 м/с, вечер - облачно, мелкий дождь.
    2 27.08 Пер. Сквозной (1А 3100) - пер. Квадратый (1Б 3150 м) - лед. Двуязычный - т/б Домбай 12 Облачно ветер 3-4 м/с, день облачно, дождь, со снегом, вечер сильный град, дождь.
    3 28.08 т/б Домбай - р. Сев. Птыш 8,4 Ветер 5 м/с, утро, день облачно, дождь, вечер с прояснениями.
    4 29.08 р. Сев. Птыш- под седловину пер. Фришфельда (2Б,3200м.) 9,8 Ветер 3-5 м/с облачно, мелкий дождь, на леднике снег. Ночью ветер до 10 м/с
    5 30.08 пер. Фришфельда (2Б, 3200м.)- ур. Буульгенская стена 16,2 Облачно, ветер 2-3 м/с, вечер безветренно, снегопад.
    6 31.08 ур. Буульгенская стена - р. Буульген. 2,4 Утро безоблачно, безветренно, день переменная облачность, вечер мелкий дождь.
    7 01.09 р. Буульген - т/л. Северный Приют 16,8 До второй половины дня облачность, к вечеру с прояснениями.
    8 02.09 т/л. Северный Приют - р. Чотча 5,5 Безоблачно, ветер 7-10м/с, солнце, вечер безветренно.
    9 03.09 р. Чотча - пер. Хакель-Чотча (2Б,3200) - лед. Хакель - р. Хакель 22,2 Утро солнечно, безветренно, день переменная облачность, вечер облачно, мелкий дождь.
    10 04.09 р. Хакель - р. Клухор - р. Кичи-Муруджу 10,8 Солнце, ветер 2-4 м/с, вечер то же.
    11 05.09 р. Кичи-Муруджу - цирк пер. Западный Даут (2А,3600) (полудневка) 2,5 Утро солнечно, безветренно, день ясно ветер 2-3 м/с, вечер ясно, безветренно.
    12 06.09 цирк пер. Западный Даут - пер. Западный Даут (2А,3600) - р.Даут 24 Утро ясно, безветренно. День, вечер переменная облачность, ветер 5-7 м/с, ночью дождь.
    13 07.09 р.Даут - пер. Надозерный (2А,3495) - оз. Улу-Кель 21,2 Утро переменная облачность, день облачно, вечер ясно ветер до 10 м/с. Ночью мелкий дождь.
    14 08.09 оз. Улу-Кель - р. Кичкинакол 8,5 Утро ветер 3-5м/с, переменная облачность, день, вечер то же.
    15 09.09 р.Кичкинакол - аул Учкулан 12 Безоблачно, ветер 3-4 м/с, день переменная облачность, вечер ясно, безветренно.

    в графе километраж указан эквивалентный километраж, подсчитанный по следующей схеме:
    - весь километраж (по карте) умножается на высокогорный коэффициент 1,2
    - перепад высот 1000 метров и более = пять километров по ровной местности
    - преодоление препятствия 2Б категории сл. = 15 км по ровной местности

    При подсчете использовались материалы из сборника нормативных актов "РУCСКИЙ ТУРИСТ" на 1998 - 2000 год., Москва 1998 г.







    5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

    (если не указано особо, левые и правые берега орографически)

    1 день
    т/б Домбай - седловина пер. Сквозной(1А, 3100м.)

    Из поселка Домбай, с базы КСС, вышли в 8ч 45мин. До а/л Алибек 1ч 20мин по хорошей грунтовой дороге идущей по правому берегу ПХД р. Алибек (по пути зашли на кладбище альпинистов). Через 1км., после а/л Алибек развилка троп, одна идет к лед., Двуязычный, и к Турьему оз., а другая тропа (которую мы выбираем) резко поворачивает на север, и через поля (где иногда теряется), выходит на травянистый склон хр. Теберда, где поворачивает на запад, и траверсирует его вплоть до р. Алибек. Возле реки делаем перекус (на часах 13.00). Внизу видна т/б Домбайская поляна. От перекуса, по тропе, доходим до бараньих лбов, обходим справа ПХД. Тропка теряется, иногда попадаются турики. Обходить лбы слева нам показалось сложнее. С бараньих лбов попадаем на крупнокаменистую осыпь, с нее выходим на снежник перевала. Тур с запиской в центре седла. Лагерь решаем поставить на седловине. Площадку приходится ровнять лопатой. Воду топим из снега. От места перекуса до перевала 4 часа ЧХВ.

    2 день
    седловина пер. Сквозной (1А, 3100м.) - пер. Квадратный (1Б, 3150м.) - лед. Двуязычный - т/б Домбай

    Всю ночь шел дождь, который немного утих утром, шел весь день и вечер с небольшими перерывами и вперемежку со снегом и градом. Утром, дождавшись "окошка" быстро собрав лагерь, спускаемся по крупно каменистой осыпи в цирк пика Квадратный, к каровому озеру. Одеваем кошки и радиально идем в сторону пер. Квадратный. Озеро обходим с северной стороны по леднику. Ледник открытый, крутизна 10-15гр. у оз., и до 30гр. ближе к перевалу. С пика Квадратный иногда прилетают мелкие камешки, на леднике видны следы камнепадов.
    В 13.50 мы на перевале Квадратный. Путь в сторону ледника Джаловчатский, сложности, похоже, не представляет (насколько он просматривается с верху). Скорее всего, удобней подниматься держась северной части ледника.
    Фотографируемся, оставляем записку и идем вниз по своим следам, к озеру. Далее сняв кошки, по средне каменистой осыпи, идем вниз вдоль русла ручья, текущего из в/у озера, по его правому берегу ПХД. Идем плотно т.к. из под ног сильно сыпет. С осыпи выходим на левобережную морену ледника Двуязычный, и с нее на сам ледник. Дальше в кошках и связках по леднику (открытый, множеством трещин) идем по северному берегу до ледопада, затем траверс на южный берег к бараньим лбам. По ним обходим в/у ледопад. Вешаем одну перильную веревку (15-20м.) за крюк т.к. скалы очень мокрые и слегка оледенелые. Дальше путь по скалам нам кажется нерациональным. Не перейти довольно полноводные к этому времени ручьи, превратившиеся в настоящие потоки. Поэтому выходим на ледник, и траверсируем его строго на север. С помощью перил (15-20м., страховка за ледобур) выходим на левобережную морену находящуюся у самого ледника.
    Из-за сильного ливня образуются грязевые потоки (микросели), несущие с собой камни, которые нам приходится быстро пересекать в сторону склона. Дальше, вдоль основного русла ручья идем вниз по еле заметной тропе. В 19ч00мин выходим на поляну с многочисленными местами стоянок. От них через речку проложен мост, ведущий к Турьему оз. С этой поляны, уже по хорошей тропе, (все также по левому ПХД берегу реки), выходим на вчерашнюю развилку. По ней, до дороги и в 20ч 30 мин в полной темноте доходим до базы КСС.
    На базе КСС, нам объяснили, что существует более рациональный путь спуска с ледника Двуязычный. С южного берег ледника по бараньим лбам идет тропа в направлении Турьего оз. Спуск по тропе не требует навешивания веревок

    3 день
    т/б Домбай - р. Сев. Птыш

    Всю ночь, и до 15 часов дня идет непрекращающийся дождь. Как только развиднелось, выходим из лагеря. За 2ч. ЧХВ по хорошей дороге доходим до развилок троп, ведущих: одна на Чучхурские водопады (хорошо видны на фоне зеленого леса), а другая к леднику Птыш. Видны места стоянок, есть вода, и мы организуем ночевку.

    4 день
    р. Сев. Птыш- под седловину пер. Фришфельда (2Б, 3200м.)

    В 9ч 00мин выходим из лагеря. Пасмурно, мелкий дождь. По тропе идущей слева ПХД р. Сев. Птыш поднимаемся к Птышским ночевкам (по пути пересекаем несколько ручьев текущих со склонов Домбай-Ельгена). Дошли за 1,5 часа. Дальше, по еле заметной тропе поворачиваем на восток и идем по травянистому склону в сторону бараньих лбов. Тропинка часто теряется и иногда выглядит как русло небольшого ручья. За 2ч. ЧХВ по склону крутизной 25гр. доходим до бараньих лбов. В верхней части склона есть два оборудованных места под палатки. Устанавливаем свой домик и перекусываем в нем т.к. дождь не прекращается. Далее траверсируем влево ПХД под нависающим краем ледника (нужно остерегаться ледового обвала) и вверх 1ч по скалам бараньих лбов кр., до 40 градусов до правого языка ледника. Движение друг за другом т.к. много живых камней. Выход на ледник сложности не представляет. Надеваем обвязки и кошки.
    Здесь основной ориентир - скала разделяющая левый и правый язык ледника остается справа ПХД. Далее придерживаясь правого берега ледника, обходя трещины (попеременная страховка) за 3ч. доходим до снежно каменистого гребня, разделяющего верхние части ледника. На верхней, снежной мульде, на ровном месте организовываем ночевку.

    5 день
    пер. Фришфельда (2Б, 3200м.)- ур. Буульгенская стена

    С места ночевки, по снежной мульде доходим до скального гребня. По снежному мосту пересекаем рантклюфт, и с попеременной страховкой поднимаемся на гребень. Дальше, траверсируя гребень в направлении перевальной седловины нужно спуститься в скальный кулуар. (В зависимости от снежной обстановки на гребне возможна организация перил, мы повесили одну веревку 50 м.) По кулуару выходим на левую ПХД седловину перевала. От гребня до седловины 50 мин. Переход на правую седловину по снежно скальной полке трудности не представляет (ок., 15 м). Тур на камнях между седловинами. На правом седле есть оборудованные места для двух палаток.
    Спуск с перевала удобнее начинать с левой ПХД седловины. По крутому ледовому кулуару (средняя крутизна 60гр.), местами короткие участки 80гр.. (1,5 - 2 м). Ширина кулуара от 10 до 25-30 м, а также в поперечном разрезе имеет уклон в левую сторону от 10 до 30гр.. Протяженность ок., 600 метров. С раннего утра его освещает солнце, поэтому существует постоянная угроза схода лавин и камней, как с левого, так и с правого склона. При наличие хорошего ледового снаряжения, безопаснее спускаться по центральной или правой части кулуара. В левой части имеется ледяной желоб от 0,5 до 2 метров шириной, по которому спускалась группа. (В нашем случае погода была пасмурной, что позволило сразу же спускаться по желобу). На спуске повесили 12 веревок по 50 метров. Все точки страховки в желобе на ледобурах, последний участник на нижней страховке. На 12-ой веревке большой бергшрунд с ледовой стенкой около 10-12 метров и крутизной 70гр.. В этом месте на ледник вылетает все, что катилось и неслось по кулуару, поэтому необходимо особое внимание.
    Со дна бергшрунда, дальнейший спуск затруднений не вызывает. В связках, (ледник закрытый, с трещинами) спускаемся к скалам разделяющим ледник надвое. На ровной площадке ставим лагерь. Спуск с седловины до ночевки занял 6 часов ЧХВ.
    Спускаться с перевала рекомендовано рано утром, с учетом ночевки непосредственно на седловине.

    6 день
    ур. Буульгенская стена - р. Буульген.

    Из-за затянувшегося предыдущего дня выходим в 10 ч. Первый раз за поход абсолютно голубое небо и солнце. Радостно фотографируем то, что вчера не было видно, в том числе и вчерашний спуск. В подтверждение предназначения кулуара обнаруживаем многочисленные следы схода небольших лавинок после бергшрунда. Затем в кошках и связках идем по раскисшему леднику, обходя трещины и за 40мин., доходим до северного края ледника. Здесь, руководствуясь имеющимся описанием, поднимаемся на первую, ПХД, слева, характерную седловину отрога разделяющего цирки пер. Фришфельда и пер. Чучхур (всего седловин три, считая сверху вниз).
    Подъем по преимущественно скальному склону крутизной до 45 градусов. Первый с нижней страховкой. Повесили две веревки по 50 метров. Спуск с этой седловинки, на которой мы оказались (назвали "перевалом Четырех"), получился для нас откровением. Повесили 8 веревок дюльфера по 50 м. по линии падения воды по скалам крутизной от 60 до 85гр.. Точки страховки скальные крючья и петли. Ночевка на травянистой террасе, сразу после небольшого ледничка. Время, потраченное от ночевки на Буульгенском леднике до ночевки в цирке пер. Чучхур, 7 часов ЧХВ.
    Спуск со второй седловинки гораздо проще. Ок. 3-4 веревок, и внизу нет ледника, а только снежник (времени займет приблизительно 4 часа между этими же местами ночевок). Но вполне вероятно подъем окажется на нее сложнее. Спуск с третьей седловинки совсем прост, но подъем на нее со стороны Буульгенского ледника не просматривался.

    7 день
    р. Буульген - р. Клухор - т/л. Северный Приют

    Спуск из долины пер. Чучхур проходит по тропе идущей сначала по правому берегу ручья, берущего начало со снежника перевала, а затем переходит на левый берег и через очень густые заросли кустарника спускается к реке Буульген. Дальше идем по левому берегу реки, иногда прямо по руслу, и приблизительно через 1,5 км., от места слияния удобное место для стоянок. Большая ровная травянистая поляна, вода. Перекусываем. От ночевки до поляны 2,5-3 часа ЧХВ. Чуть дальше начинается дорога (местные сюда ездят на сенокос, стоят стога и видны кострища). За 1,5 часа по дороге, по мосту через р. Буульген и Клухор доходим до асфальтовой дороги, и по ней идем до т/б Северный приют. По пути купаемся в оз. Туманлы-Гель. Вода на удивление теплая.

    8 день
    т/л. Северный Приют - р. Чотча

    Чтобы попасть в долину р. Чотча нужно со двора ГМС пойти в западном направлении. (Перейти ее выше ГМС возможности не представляется) Тропинки вначале практически нет, и начинается она только после небольшой полянки. Идет тропа по верху очень обрывистого берега, и спускается к самой реке в районе слияния Чотчи и р. Хакель. Перейти на другой берег затруднений не вызвало, но ноги пришлось замочить. Местные иногда наводят в этом месте переправу в виде бревна, чтобы ходить на сенокос. Можно воспользоваться им. Далее, по тропинке идущей по восточному берегу р. Чотча, по травянистой пойме реки, по осыпному склону, и снежникам нужно дойти до оборудованных стоянок, расположенных напротив скальных щек (скальные щеки представляют собой две скалы с отвесными стенами расположенные на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга) между которыми идет путь к перевалу Хакель-Чотча и можно заночевать здесь (с этого места, при прочих благоприятных условиях, есть все предпосылки пройти перевал в один день). А можно немного подняться, как это сделали мы, но выше проблематично найти ровное место и нам пришлось площадку для палатки ровнять с помощью камней.

    9 день
    р. Чотча - пер. Хакель-Чотча (2Б, 3200) - лед. Хакель - р. Хакель

    Собрав лагерь, поднимаемся по каменной осыпи до ледника. Одеваем кошки и обвязки. В этом месте желательно быть как можно раньше, т.к., солнце довольно рано освещает ледник и сверху начинают прилетать приветы в виде камней. Мы придерживались левого ПХД края ледника. Подъем с попеременной страховкой, на последнем участке взлета на ледник одна перильная веревка. На этот участок затратили 2ч ЧХВ.
    Затем по 30гр. склону в обход трещин открытого ледника доходим до трех бергшрундов. Первый бергшрунд переходим по снежной пробке с попеременной страховкой. Второй (самый сложный) 3,5 - 4 метра вертикальная фирновая стенка, преодолевается с помощью двух ледорубов участником на нижней страховке (без рюкзака). Вешаем перильную веревку. Третий берг сразу за вторым. Представляет собой 8-10 метровую стенку с нависающим ледовым козырьком, но относительно легко преодолевается по левому ПХД краю ледника, почти у скал. В этом месте склон крутизной до 40гр., первый на нижней страховке вешает перила. Из под ног сыпется раскисший снег вместе с камнями. Осыпь очень неустойчивая.
    От третьего бергшрунда до скал перевального взлета крутизна склона 30-40гр., фирн чередующийся со снегом и льдом. При отсутствии снега потребуется перильная веревка.
    Участок скал можно пройти двумя путями. Первый - прямо вверх, по снежно-скальному кулуару прямо на седловину. Короткий путь. Второй - на снежную полку правее кулуара ПХД, по ней траверс 5-7 метров направо, и вверх вдоль кулуара (две перильные веревки, ок, 70 м). Этот путь длиннее, но нет угрозы схода камней и склон тут положе. Мы шли вторым вариантом.
    От начала ледника до седловины мы затратили 4,5 часа ЧХВ. При большем количестве снега на леднике это время может быть уменьшено на час. Перевальное седло гребневого характера. Сильно заснежено. Турик в скале справа ПХД. Мест для палаток на седловине нет. Делаем перекус. На спуске первый бергшрунд преодолевается по снежной перемычке, в узкой части. Все остальные бергшрунды (до 10 шт.) обходятся. При движении, после первого бергшрунда, необходимо забирать вправо ПХД, траверсируя ледник в сторону пер. Хакель. Поравнявшись с перевалом Хакель необходимо повернуть на север, выбирая удобный путь по леднику, который в верхней части сильно изрезан трещинами. Все они легко преодолеваются. Либо узкие, либо обходятся. Спустившись с верхней части, попадаешь на ровное как огромное футбольное поле среднюю часть ледника. Мы шли прямо по центру. Трещин мало, зато большое количество колодцев (видимо из-за минимального уклона, что мешает нормальному водостоку), что, исключает движение по нему ночью. На леднике очень много воды. Нижняя часть ледника практически без перепада высоты, и мы легко спускаемся на правый берег р. Хакель. Пройдя вдоль русла 15 минут, выходим на ровную площадку с местами стоянок и большим количеством мошкары. Организовываем ночевку.

    10 день
    р. Хакель - р. Клухор - р. Кичи-Муруджу

    От ночевки под ледником, идя по правому берегу р. Хакель и пытаясь найти тропинку, замечаем на восточном склоне тропу ведущую к Клухорским озерам. Траверсируя обширные заросли кустарника, выходим на нее. Чуть выше видна заросшая дорога. Здесь нас поджидают пограничники заставы Северный приют. Идти вверх, на Клухорски озера нам не дают (см. причины изменения маршрута), и мы, следуя по тропе, мимо заставы и ГМС, по дороге, доходим до моста через р. Кичи-Муруджу. Отсюда, по левому ПХД берегу р. Кичи-Муруджу, по тропе идущей по крутому 35-45гр. залесеному участку, поднимаемся в долину реки, и дальше, по тропе доходим до места обозначенного на карте, как два небольших озерца. На ровном месте, у воды ночуем.

    11 день
    р. Кичи-Муруджу - цирк пер. Западный Даут (2А, 3600) (полудневка)

    От места слияния 2-го и 3-го притока р. Кичи-Муруджу, подымаемся по крутому травянистому склону 30-35гр. между руслами этих притоков. После выполаживания небольшая терраса. Далее вдоль правого берега 2-го притока, минуя водопады, попадаешь в "висячую" долину. Два озера, множество хороших мест для палаток, очень красивый цирк. Искупавшись и подсчитав оставшиеся деньки, решаем, что лучшего места для полудневки нам не найти, и мы остаемся. От слияния 2-го и 3-го притока до этого места затратили 2 часа ЧХВ.

    12 день
    цирк пер. Западный Даут - пер. Западный Даут (2А, 3600) - р. Даут

    От ночевки, поднимаемся по среднекаменистому осыпному склону слева ПХД от бараньих лбов, на правый край ледника Мал. Даут. Левый край ледника обрывается ледопадом. Перевал Западный Даут расположен в северо-восточной части ледника и представляет собой скальный гребень левее ПХД от пика Даут (гора в восточной части ледника треугольной формы). Имеет две слабо выраженные седловины, восточную и западную. Справа, ПХД, от пика Даут широкая ледовая седловина пер. Миронова, еще правее двуглавая вершина, справа от которой несколько седловин пер. Седло. Со стороны р. Кичи-Муруджу удобен выход на восточную седловину перевала Западный Даут. Подъем представляет собой 80 метровый осыпной кулуар, к которому снизу подходит 35гр. ледовый склон. Перевальная седловина - узкий скальный гребень, северная сторона которого 50 метровый скальный обрыв 70 - 80гр. крутизной. Турик слева на камне.
    Спуск осуществляется 50 метровым дюльфером до ледника (рантклюфта нет), и еще 50 метров по снежно ледовому склону крутизной 45гр., через небольшой бергшрунд (высота верхней стенки 3-4 метра). От озера до пер. седловины 2ч 30 мин. ЧХВ. На подъеме в верхней части ледника попеременная страховка.
    После бергшрунда спуск по пологой части ледника в сторону пер. Даутская Щель. Ледник закрытый, множество трещин, постоянно проваливались, иногда по пояс. Движение обязательно в связках. От перевала Даутская Щель вниз, выбирая удобный путь между трещинами. В нижней части ледника нужно выйти к его правому берегу.
    Далее существует два варианта:
    - прямо вниз по льду, но на последнем участке придется повесить несколько веревок.
    - подняться на правобережную морену (есть оборудованное место для одной палатки) и спускаться удобным путем по травянисто осыпному склону (кр., до 45гр.), воль русла небольшого ручейка. Иногда требуется попеременная страховка. (Мы выбрали этот путь)
    С русла ручейка выходим на правобережную морену ледника. В этом месте видны многочисленные места стоянок. Отсюда можно идти вниз в долину реки, а можно по морене, (представляет собой гребень с крутыми осыпными склонами), по тропинке идущей ровно по верху доходим до ручья, текущего с восточного берега р. Даут. Спускаемся в карман морены а с нее, вдоль ручья, поднимаемся по травянистому склону, до крупно каменистой осыпи, по ней до травянистой террасы и на ней организовываем ночевку.

    13 день
    р. Даут - пер. Надозерный (2А, 3495) - оз. Улу-Кель

    С места ночевки, по каменистой осыпи, взбираемся на один из отрогов хребта и с него траверсируем на оз. Искровцев. Всего путь от правобережной морены ледника (по которой мы шли вчера) до оз. Затратили 2ч. 30 мин. По пути многочисленные места для стоянок и стада туров. От оз. Искровцев по осыпному склону, обходя слева ПХД бараньи лбы, без трудностей, за 1час доходим до седловины перевала. Сам перевал Надозерный в виде щели, как от удара топора, справа от характерной трапециевидной горы. На седловине с трудом размещается два человека с рюкзаками. Турик на скале слева ПХД.
    Спуск, 10 м., траверсом влево по наклонной полке и 100 метров (две веревки) до верхней части ледника. Крепить веревки можно за петли оставленные предыдущими группами. Ледник открытый, без единой трещины. От него, до верхнего Улукельского оз., осыпной склон. На озере есть многочисленные места стоянок. По его левому берегу идет тропинка на нижнее Улукельское оз., на котором мы остаемся на ночевку. С седловины перевала до нижнего оз., спускались 3ч 20 мин.

    14 день
    оз. Улу-Кель - р. Кичкинакол

    По тропе идущей по правому ПХД берегу ручья Кичкинакол доходим до стойбища скотовода, возле которого есть мост на левый берег ПХД ручья, и далее по тропе доходим до слияния Кичкинакола и р. Учкулан. Здесь, у воды, организовываем лагерь, и желающие подымаются вверх по реке на 2-3км., на нарзаны.

    15 день
    р.Кичкинакол - аул Учкулан

    С утра по левому ПХД берегу р. Учкулан доходим до дороги и по ней до аула Верхний Учкулан.






    6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

    Все опасности, с которыми может столкнуться группа при прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:

    1. Обвалы льда, снега, камней, сели.
    2. Техническая безопасность - срыв на крутом склоне, падение в трещину.
    3. Болезни, травмы обморожения и т.д.

    6.1 Обвалы льда, снега, камней, сели.
    Во время прохождения нитки маршрута опасность лавин, обвала, схода селя является проблемой, и с ней необходимо считаться. Мы наблюдали сход лавин со стен массива Малый Домбай-Ельген, видели старые лавинные выносы во многих цирках района ГКХ. Камнепады же в летних горах - явление практически постоянное и еще менее предсказуемое чем лавины.
    На опасных участках маршрута группа использовала следующие средства:
    -выбор наиболее безопасного пути прохождения, пользуясь известными рекомендациями и информацией из описаний.
    -обязательное наличие каски на голове каждого участника.
    -При возможном аварийном прохождении группа отказывалась от
    преодоления препятствия ( см. п.3.1)
    В наиболее опасном, с точки зрения лавин, кулуаре пер. Фришфельда, каждый участник находился на страховке, в точках перестежки использовалась самостраховка. Все на ледобурах., что практически исключало срыв даже при сходе лавины. ( с собой имелась лавинная лопата и лав.шнур у каждого участника )

    6.2 Техническая безопасность - срыв на крутом склоне, падение в трещину.
    Всеми участниками были пройдены горные похода третьей категории сложности на Кавказе. Все участвовали в лыжных походах 4-5 категории сложности. Что позволило держать физическую форму на должном уровне. При подготовке к походу были проведены скальные занятия, а в зимний период ледовые занятия в пос. Саблино. На контрольном выезде было тщательно проверено снаряжение, которое предполагалось использовать. Склоны крутизной до 30° с самостраховкой ледорубами и при необходимости с попеременной страховкой . Более крутые склоны проходились с использованием альпинистского снаряжения. Мы применяли его на всех перевалах . Из специального снаряжения у нас имелось: 3 основных веревки, несколько расходных петель, скальный молоток, ледорубы, 12 титановых ледобуров, 20 швелерных крючъев разнообразных размеров и видов, карабины. В комплект снаряжения каждого участника входило: жумар или аналог, устройство для спуска, прусик, самостраховка, обвязка беседка, кошки. Все снаряжение использовалось в полной мере. Первоочередной задачей при прохождении локальных препятствий ставилось безопасность. При возможном аварийном прохождении группа отказывалась от преодолении препятствия.
    Участь последнего, двигающегося с нижней страховкой была облегчена разбрасыванием его рюкзака по рюкзакам остальных участников. То же самое касалось при прохождении бергшрундов вверх.

    6.3 Болезни, травмы, обморожения и т.д.
    Серьезных травм за время путешествия не было. У каждого участника имелся индивидуальный перевязочный комплект, имелась групповая аптечка со всем необходимым. Большинство состава группы участвовали в различных соревнованиях, где отрабатываются различные критические ситуации возможные в походе (в том числе и с транспортировкой пострадавшего в волокушах)
    Погодные условия хотя нам особо не благоприятствовали, сильных морозов не было, поэтому опасность обморожений была невелика. У всех было проверенное теплое личное снаряжение (см. список снаряжения.). Со всех точек маршрута были проработаны варианты выходов в населенный пункт.

    7. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

    Поход пройден в установленные сроки с обоснованными, небольшими отклонениями от основного маршрута. Группа воспользовалась запасным вариантом и отказалась от прохождения пер. Кичи-Муруджу Сев.
    Маршрут позволил получить всем участникам похода разнообразный опыт по горному туризму, на чередующемся между собой скалам, снегу, льду. Мы наглядно увидели многочисленные варианты ледового рельефа (закрытые и открытые ледники, желоба, колодцы и т.д.).
    Погода была сильно переменчивая, как правило в худшую сторону, особенно в первой половине похода. Как выяснилось, погода в районе пика Даут лучше и отличается большей стабильностью от погоды вблизи ГКХ.
    Перевалы Надозерный и Западный Даут, превосходящие по высотным отметкам остальные перевалы, из -за континентальной углубленности, имеют выраженный скальный характер. А перевалы вблизи ГКХ наоборот снежно-ледовый.
    Серьезной недоработкой оказалось неполноценное описание спуска с пер. Фришфельда в долину р. Буульген, что привело к оставлению большей части скальных крючьев на пути спуска, и также повлияло на вопрос о прохождении пер. Кичи-муруджу Сев. Некоторую информацию о перевалах можно получить в ПСО на т/б Домбай, но как правило она носит устный характер непосредственно от самих спасателей.
    При проведении похода в районе т/б Северный приют, при подходе со стороны т/б Домбай, необходимо сразу же отметиться в погранотряде, для избежания дальнейших осложнений в отношениях с пограничниками.
    Рекомендовано, все таки, для похода на Кавказе использовать привычное время - середину лета.






    Пути сообщения, подъезд
    Проблем подъездов в район похода нет. Летом многочисленные поезда, идущие каждый день. До самих гор мы добирались от Невинномыска. Из-за малочисленности группы позволили себе ехать не на рейсовом автобусе а на частной легковой машине. Плюсы в том, что мы без сложностей заехали в город Черкесск для оформления пропуска в погранзону (в/ч 2011 около Дворца правосудия). Необходима маршрутная книжка и желательно бумага со списком группы, оформляемая у директора СПбСТК Муравьева А.В. А также заехали в пос. Теберда (перед мостом направо, пер. Бадукский д. 1 инд. 369210) у главного лесничего Бок Алексея Николаевича (или Кикеев К.С.) оформили пропуск в заповедник (стоит это удовольствие 15 рублей) Поездка на а/м вышла каждому в 300 руб.
    Обратная дорога получилась по времени дольше, зато намного дешевле. На трех перекладных автобусах, 150 рублей, и мы снова в Невиномысске. Проблем также нет. Постоянные рейсовые автобусы и платные маршрутки (в крайне случае просто частники) легко довезут до любого населенного пункта. Желательно правда начинать выезд с утра. К вечеру машинопоток спадает.

    8. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ.

    НаименованиеКоличествоВес,кгПримечание
    веревка основная50 м.3,13 бухты
    опорные петли3 шт 0,73-4 м
    скальный молоток1 шт.1 
    крючья ледовые12 шт.1,2титановые
    крючья скальные20 шт.1,5титановые, разного размера
    ледоруб 1шт.0,8 
    кошкипара1 
    обвязки,прусикиверхн, нижн.0,5прус - 6 мм
    жумар1 шт.0,1 
    спуск. устройство1 шт.0,1 
    карабины3 шт.0,1 
    лав. шнур1 шт.0,115 метров
    палатка1 шт.4 4-х местн. с тентом и дугами
    свечи7 шт.0,7одна на два дня
    фонарик налобный1 шт.0,3 
    батарейки к немукомплект0,2 
    будильник1 шт.0,05 
    лопата лавинная1 шт.0,7одевается на ледоруб
    примуса2 шт. шмели
    воронка, жидкий спирткомплект0,2 
    котлы с крышкой2 шт.1,2 
    стеклоткань1 шт.0,2 
    ершик, поварешка1 шт.0,2 
    бензин  9,5в герметичной упаковке
    аптечкакомплект3,6 
    рем. наборкомплект3,6 
    фотоаппарат2 шт1 




    [начало][навигация][ссылки]

    Copyright © группа TAG, 2001

    Экстремальный портал VVV.RU