[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]


Водные спортивные походы В.Лысенко Лысенко В.И. 1. Характеристика и краткое описание маршрута
2. Состав группы и максимальный туристкий опыт участников
3. Лоция маршрута
-р.Гаумыш
-р.Джиалису
-р.Ходжаачкан
-р.Сох
4.Итоги путешествия, выводы и рекомендации


ЛОЦИЯ Р.ГАУМЫШ, ДЖИАЛИСУ (99.8 KB)

ЛОЦИЯ Р.ХОДЖААЧКАН
(39.7 KB)

ЛОЦИЯ Р.СОХ
(17.5 KB)



фрагменты ОТЧЕТа
о водном путешествии шестой категории сложности
по р.р.Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай)
совершенном в июле 1988г.

Руководитель группы:
Лысенко В.И.

ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Предлагаемый водный маршрут 6 категории сложности начинается на Алайском хребте и проходит по территории Киргизии и Узбекистана. Общая длина маршрута около 210 км, водной части - 173 км (до кишлака Газнов) или 180 км (до 1-го Головного Бургандийского гидроузла).
Пешая заброска на маршрут осуществляется из Хайдаркена через перевал Гаумыш Восточный (1А, 4075м). Сплав начинается на высоте 3700м сразу после спуска с перевала. На 30 км длины Гаумыш теряет 1036м высоты, т.е. средний уклон Гаумыша 35 м/км. Средний уклон Джиалису (на последних 6 км) - около 30м/км, Ходжаачкана - 21 м/км, Соха (на участке до г.Сох) - 13 м/км. Средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты). Расход воды в р.Сох у г.Сох во время нашего путешествия (в июле) составлял 150 м3/сек. Цвет воды в июле был тёмно-серым (вода несла частицы грунта).
Сплав по Гаумышу начинается с порога-шиверы 4-5 категории сложности с очень узкими проходами (мало воды). Затем идёт каньон "Завальный" 5-6 к.с., где несколько каменных завалов-непроходов. Следующий каньон 6 к.с. также имеет 30-метровый непроход. Затем следуют порог 5 к.с. и каньон 6 к.с. длиной больше 1 км, в котором множество обливных камней, "бочек", мощная струя (а в начале каньона - много больших камней). Следующий струйный порог 6 к.с. заканчивается абсолютным непроходом - большие камни полностью перегородили реку. В пороге много обливных камней, "бочек", большая скорость течения.
Далее следует суперпорог 7 к.с. (так мы оценили препятствия особой сложности, непроходимые на обычных катамаранах, но теоретически имеющих возможность быть пройденными на особо устойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей), заканчивающийся непроходом. Затем идёт порог 6 к.с., в котором много больших камней, мощная струя, есть непроходы. И, наконец, следует самое опасное препятствие Гаумыша - трёхкилометровый Нижний каньон 7 к.с. с огромным уклоном (около 50 м/км), водопадами (до 5м высотой), валами и "бочками" высотой 3м и скоростью реки 25-30 км/час. Заканчивается каньон непроходимым участком. Нижний каньон Гаумыша мы не проходили. Далее следует порог 6 к.с. длиной около 1 км, который постепенно переходит в порог 5 к.с. Им и заканчивается сплав по Гаумышу.
Далее следует пешая заброска вдоль р.Джиалису на 6 км (или более), и сплав продолжается уже по Джиалису. Сначала идёт порог 5 к.с., затем струйный порог 4-5 к.с. длиной почти 1 км (здесь отличное место на берегу для стоянки и есть стройматериал для судов). После этого река входит в двухкилометровый Нижний каньон Джиалису 7 к.с., в котором в изобилии большие камни, мощные сливы, "бочки", водопады. Вода - "бешеная", есть непроходы. Этот каньон мы также не проходили. После Нижнего каньона следует порог 5 к.с. длиной почти 2 км, и сплав по Джиалису завершается.
Гаумыш и Джиалису, сливаясь, образуют новую реку - Ходжаачкан. Сплав по ней начинается с преодоления шивер 4 к.с., затем следует порог Долматова 5-6 к.с. с отдельными мощными сливами. После кишлака Ходжаачкан (на левом берегу) идёт порог 5-6 к.с. с мощными сливами, валом и прижимами. А затем следует почти десятикилометровый Большой (Выходной) каньон Ходжаачкана, первая половина которого, оцениваемая нами 7 к.с., представляет собой непрерывное чередование 2-3метровых валов, сливов и "бочек". Вода "клокочет", скорость реки около 25 км/час. Обнос каркасов судов и гондол осуществляется по хорошей тропе, которая после кишлака Чакуш идёт рядом с рекой. В середине каньона река несколько успокаивается, следует участок 5-6 к.с. Затем идут пороги 6 к.с. и выходная часть каньона 5-6 к.с. (здесь основная сложность для сплава - большая скорость реки). Сплав по Ходжаачкану заканчивается.
Реки Ходжаачкан, Арча-Баши и Ак-Терек образуют реку Сох. В отличие от сплава по Гаумышу, Джиалису и Ходжаачкану (нам известна лишь одна неудачная попытка пермяков в 1983г. сплавиться по Ходжаачкану), сплав по Соху до нас уже был осуществлён, как минимум, двумя группами. Поэтому описание Соха дадим лишь вкратце. Ниже кишлака Зардалы идёт Верхний каньон Соха 6 к.с. с двумя непроходами. Затем - вплоть до конца кишлака Аугул - идёт шивера-порог 5-6 к.с. (основная сложность для сплава - большая скорость реки). А от фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между ними) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 - для больших. Ниже щели 5 вплоть до г.Сох идёт набор препятствий 5 и 6 к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы). После г.Сох река разбивается на протоки, и последние препятствия (4-5 к.с.) встречаются перед кишлаком Умбара - в месте, где строится плотина будущего водохранилища. Далее река спокойна.
Сплав можно закончить или в кишлаке Газнов, или в совхозе "Бурганди" непосредственно перед 1-ым Головным Бургандийским гидроузлом, откуда вода Соха уже течёт по трём каналам.
Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР.

СОСТАВ ГРУППЫ И МАКСИМАЛЬНЫЙ ТУРИСТКИЙ ОПЫТ УЧАСТНИКОВ:

  1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана):
    VI-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.), VI-У(Башкаус), V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь), V-Р(Серлиг,Ожу,Бий-Хем), V-Р(Сандалаш,Чаткал), VI-Р(Большой Нарын,Нарын), VI-Р(Матча,Ягноб,Фандарья,Зеравшан).
  2. Чуркин Алексей (матрос катамарана):
    V-У(Чуя,Урсул,Катунь)
  3. Береговая группа
Сплав проведен на катамаране-двойке при береговой страховке.








ЛОЦИЯ МАРШРУТА
I.Река Гаумыш.

  1. - порог-шивера IV-V к.с. с очень узкими проходами (мало воды), l"2 км.
  2. - каньон "Завальный" V-VI к.с., l"2 км. Много каменных завалов-непроходов, мало воды. На берегах - арча. Первая часть каньона (l"0,5 км) - практически непроход, лишь во второй половине можно "проскрестись". Стены - из мягких пород. Во 2-ой части (l"300 м) есть ряд мощных 2-3метровых водопадов, но они замыкаются на непроходах, т.е. чалка должна быть принудительная, страховка - супернадёжная. Затем 0,5 км тихой воды. Часть 3 (l"0,3 км): вход - непроход; затем середина IV к.с.; непроходы; выход - спокойный. На выходе на берегу - летовка.
  3. - каньон "Простой" III-IV к.с., l"0,5 км. Расположен через 0,8 км после каньона 1. В конце каньона 2 бревно-мостик (в 3 части каньона 1 также можно перейти реку по мостику).
  4. - цепь шивер III-IV к.с., l"1,5 км.
  5. - цепь шивер III-IV к.с., l"1 км. После препятствия 4 - широкая галечная пойма.
  6. - шивера III-IV к.с., l"300 м. Через 400м - порог 6.
  7. - порог VI к.с. с 30метровым непроходом, l"2 км. Берег - отвесный (конгломератный и осыпной). В конце порога река дважды делает зигзаг. Характер препятствий - в основном, струйный. Много полуобливных камней и "бочек". Порог 6 переходит в:
  8. - порог V к.с., l"1,5 км.
  9. - шивера IV к.с., l"1,5 км. После неё - галечная равнина около 2 км до следующего каньона, много проток.
  10. - порог "Залом" IV к.с., l"150 м. Из-за залома непроходим, в нём завалы, бурно переходит в каньон 10.
  11. - каньон VI к.с., l"1,5 км. Мощная струя, множество обливных камней, "бочек". В начале каньона - много больших камней. Между препятствиями 10 и 11 - 1 км спокойно.
  12. - порог IV к.с., l"100 м, есть завал.
Между 11 и 12 - низкий мост (слева - перевал Кызылбель, 1Б).
  1. - струйный порог VI к.с., заканчивается 100% непроходом - камни перегородили реку. Большая скорость воды. Много обливных камней, "бочек".
  2. - суперпорог VII к.с. с огромным падением воды (огромный уклон), много больших камней, мощная струя, l"200 м. Ориентир слева - скала "Спящий бобик" (10м х 3м). Уклон "10м/100м, т.е. порядка сотни метров на 1 км. В одном месте русло почти перекрыто. Система водопадов.
Между 13 и 14 - 300м препятствия III к.с.
  1. - порог VI к.с., l"0,5 км, много больших камней. Мощная струя. Два места проблематичны с точки зрения прохождения.
  2. - порог V-VI к.с., начинается на резком S-образном повороте (между 14 и 15 - около 200м). Порог струйный, мощный вал, мощные сливы. В пороге двойной S-поворот, l"300 м. Порог 15 заканчивается водопадом-водосливом 16 (косым - падение к левому берегу).
  3. - водопад-водослив "Ледниковый" VI к.с., разделён на несколько ступеней. Очень большой уклон. После 16 сразу суперпорог 17.
  4. - суперпорог VII к.с., l"0,5 км. Огромный уклон. Много больших камней, есть непроходы.
  5. - порог VI к.с., струйный, l"300 м.
  6. - суперпорог VII к.с., l"0,5 км. Огромное падение воды, большие камни. Заканчивается серией косых 3-5метровых водопадов 20.
  1. - порог VIсупер к.с. (проходится на пределе возможностей хорошего плота), l"1 км, похож на 19.
  2. - система водопадов 5-10м, непроход, l"200 м.
  3. - порог VI к.с., l"1 км, постепенно переходит в V к.с. Камни, мощные сливы, большой напор воды. В конце его - мостик и горячий источник. После мостика - порог 24, IV-V к.с., струйный (главным образом), l"0,5 км.
II. Река Джиалису.
  1. - порог IV-V к.с., струйный, l"1,5 км. Здесь тропа спустилась к реке. Отличное место для стоянки - арчевый и прочий лес. Мост. На левом берегу - разрушенные домики из камня, много материала для строительства судов.
  2. - порог VIсупер к.с., l"0,5 км, заканчивается непроходом (река перегорожена камнями). Ряд водопадных сливов, "бешеная" вода.
  3. - порог VIсупер к.с., большие камни, большой напор воды. Мощные "бочки", сливы, водопады.
  4. - порог VI к.с., главным образом - струйный, мощная вода.
  5. - пороги VIсупер к.с. в глухом каньоне, не менее двух порогов VII к.с., l"0,5 км.
  6. - струйный порог V к.с., l"2 км.
III. Река Ходжаачкан.
  1. - ряд шивер III-IV к.с.
  2. - порог V-VI к.с., l"2 км, много камней (огромных глыб) в русле, отдельные мощные сливы. На левом берегу - памятник Долматову (Пермь, погиб 7 сентября 1983г.).
  3. - струйный порог IV-V к.с., l"200 м (в 1 км от р.Голид), большой вал.
  4. - струйный порог IV к.с., l"300 м.
35-37 - "Выходной" каньон Ходжаачкана. Перед ним - порог V-VI к.с., мощные сливы, вал, прижимы. В начале каньона - порог "Вход в каньон" V к.с., вал.
  1. - цепь порогов VI-VIсупер-VII к.с., l"3 км, v"25 км/час, вал 3м, сливы 3м, вода "клокочет".
  2. - пороги V к.с., l"1,5 км, большая скорость реки, зелёные лужайки на берегах.
  3. - выходная часть каньона, ряд порогов VI-VIсупер к.с., большие камни, щели-проходы, большая скорость течения. Мост в районе к.Кульп - здесь тропа переходит на правый берег и раздваивается: одна идёт в к.Чакуш, вторая - вдоль каньона вниз по течению.
IV. Река Сох.
  1. - "Верхний" каньон Соха, VI-VIсупер к.с. В нём ряд препятствий, в т.ч. а-в.
    1. - VI к.с., 1-ая и 2-ая ступени - вал до 3м, сливы до 3м. После 2-ой ступени 300м спокойно, но нужно пристать в улово (хорошее) у левого берега, т.к. через 300м - непроход (ступень 3).
    2. - VIусл к.с., заканчивается непроходом (там же мост). Затем - 1 км спокойно (IV к.с.).
    3. - VIусл к.с., заканчивается непроходом. Потом справа впадает крупный ручей. Далее - вплоть до конца кишлака Аугул - в глубоком ущелье-каньоне идёт шивера-порог V-VI к.с. (основная сложность для сплава - большая скорость реки). Одно из опасных мест - большой камень в русле за мостиком в к.Аугул.
  2. - каньон VI-VIсупер к.с. От фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между щелями) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 (s"1м) и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 (s"3м) - для больших (для малых судов - VIсупер к.с., щель 4 долгая и кривая). Между щелями 4 и 5 - шивера-порог VI к.с. у к.Кштут, l"1 км.
Отсюда - Узбекистан.
Через 3 км после щели 5 (начиная с препятствия 40) вплоть до г.Сох идёт набор препятствий V и VI к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы).
  1. - порог V к.с., l"1 км.
Через 1 км:
  1. - щель 6 - VI к.с. для малых судов (s"3м), для больших - непроход.
  2. - порог V к.с., гряда камней.
  3. - каньон V к.с. (через "3 км после 42).
Ещё через "3 км:
  1. - каньон VI к.с. - у к.Таян.
Далее, через 0,5 км:
  1. - каньон V к.с., l"0,5 км.
Ещё через 0,5 км:
  1. - каньон V к.с., l"1 км.
  2. - каньон VI к.с., на выходе камень перегораживает реку - проход (s"3м) справа.
Через 1 км:
  1. - два порога V и V-VI к.с. (второй - "Трубопровод", s"3м).
  2. - порог "Баткенский мост" V-VI к.с. (только для малых судов, т.к. s"2м) или непроход (для больших), мощный слив.
  3. - порог V к.с. (через 100м после моста), в русле камни.
  4. - порог V к.с. (через 1 км после преп.50), v"15 км/час. Рядом - г.Сох.
Далее река Сох делится на множество проток и в таком виде течёт на протяжении 10 км.
  1. - преп.IV-V к.с. в месте строительства плотины водохранилища (поднимет воду на h=84м). Здесь долина резко сужается, на левом берегу - скалы.
Через 0,5 км:
  1. - преп.IV-V к.с. перед к.Умбара. На правом берегу - чистое озеро.
Далее остаётся около 26 км до Газнова (или 33 км до 1-го Головного Бургандийского гидроузла), река спокойна.
В месте попадания в канал - преп.54 VIсупер к.с.: вал и "бочки" выше 3м, вода бурлит, но из-за низкого мостика (низкой высоты проёма гидроузла) h"0,5м - непроход.
Через 20 км центральный канал снова разделяется на несколько каналов - здесь (в Сарыкургане) находится 2-ой Головной гидроузел. Сох как река прекращает своё существование.







ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
  1. Впервые пройдены (с обносом препятствий VIсупер и VII к.с.) река Гаумыш, последние 6 км реки Джиалису и река Ходжаачкан до Выходного (Большого) каньона. Непройденными остались Нижний каньон Гаумыша (длиной 3 км), Нижний каньон Джиалису (2 км) и Выходной каньон Ходжаачкана (длиной почти 10 км).
  2. В целом пройден очень интересный маршрут по рекам Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан и Сох (средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты)). Прошли пороги до стандартной VI к.с. включительно, пороги VIсупер и VII к.с. не проходили.
  3. Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень манёвренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР.


Комментарий автора в 2001г.: Препятствия, оцененные нами как VII к.с. соответствуют 6 к.с. современной европейской классификации, VIсупер - 5++. Идти нужно летом, в большую воду, и маршрут будет не менее опасен, чем Брахмапутра или ущелье Ронду на Инде. Впрочем, желающим идти в суперсложное ущелье Ронду на Инде или на Брахмапутру я бы рекомендовал сначала пройти маршрут по Гаумышу (начиная, скажем, с препятствия 10, или Джиалису), Ходжаачкану и Соху летом. Это в три раза дешевле маршрута по Инду и в тридцать раз дешевле маршрута по Брахмапутре, а острых ощущений, удовольствия, самоутверждения и удовлетворения от прохождения получите не меньше.







[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000

Экстремальный портал VVV.RU