фото

Иордания, храм Петра
Фото Владимира Снатенкова


Петра ошеломляет. Какое редкое сочетание красоты ландшафта и архитектурного мастерства! Здесь тоже как у всех всемирно-известных памятников развито туристское мародерство, но и оно отступает под натиском мощных впечатлений от увиденного места. Массивные рельефные горы с каньонами, ущельями, скальными выступами тянутся на сотню километров. Камень, в котором полосами чередуются яркие цвета, удивляет тому, на что способна природа. Красную полосу сменяет белая, а между ними тонкие прожилки цветов желтого, фиолетового, синего, черного. Общий фон скал коричнево-розовый. Кроме удивительной расцветки, крутые скалы изрезаны причудливыми формами, которые сложнее, чем самые мастерские арабески, и которые нужно рассматривать подетально, как ваяние художника. Думается, что эти природные создания послужили образцом для творений зодчих в знаменитых мусульманских мечетях. Сталактиты и арабески, самые сложные и самые выразительные детали оформления священных храмов наверняка скопированы у природы. Аравийский полуостров заканчивается Иорданией, вернее сказать, районом, где находится Петра — набатейская древняя столица. Петра, Вади-Рам, Большой Нефуд, Руб Эль-Хали, Йемен — все это сходные ландшафты, состоящие из скал и песка. Особенно заметно сходство на протяжении всей западной части полуострова, которая возвышается над всей Аравией и по которой извечно проходили караванные пути. Эти необъятные пустыни — историческая родина арабов. Здесь единая природа и единый народ. Такие яркие и сложные выветренные формы камня встречаются только на аравийской земле. Древнейшие мастера времен царицы Савской, а позже и набатеи, в веках усваивали эти природные формы и создавали свое искусство. Эти цивилизации прервались, как прерывались многие цивилизации кочевников и полукочевников. Но когда на историческую арену вышел ислам, арабы вновь восресили природные формы своих скал в мусульманских храмах, а Мекка разнесла ислам и его искусство по всему миру.

© TAG, 1999

Экстремальный портал VVV.RU