1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ. 2. ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ПОДЪЕЗД. 3. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА. 4. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ. 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. 6. ИТОГИ ПОХОДА. ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ. Указанные в тексте денежные суммы - до деноминации. Расписание поездов по ст.Печора могло измениться со времени совершения похода. |
о лыжном походе V категории сложности, совершенном в районе Приполярного Урала в период с 6 по 25 февраля 1997 года. Руководитель: ЮРКИНА Лариса Юрьевна 1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.В феврале 1997 года группа туристов ДДЮТ Центрального района г.С.-Петербурга совершила ЛЫЖНОЕ путешествие ПЯТОЙ категории сложности в районе Приполярного Урала. МАРШРУТ: Приуральск - р.Печора - р.Перебор - просека 65° - просека 110° - просека 65° - - р.Гердь-ю - р.Бадья-Ель - р.Лун-Вож - пер.Аранецкий (н/к) - р.Седью - - р.Б.Паток - пер.Безымянный (н/к) - р.Манья - пер.Карниз (1А) - р.Парнук - - пер. через хр.Неприступный (1Б) - р.Повсян-Шор - р.Манарага - восх. на г.Манарага (1Б) - пер.Кар-Кар (1А) - р.Балбан-ю - пер.(н/к) - р. Лимбекою - - Кожимский тракт - Кожим (1952 км) ПРОТЯЖЕННОСТЬ АКТИВНОЙ ЧАСТИ МАРШРУТА: 324 км Продолжительность похода - 20 дней. Состав группы - 11 человек. Заключение по заявочным документам дано: МКК федерации туризма СПб . 2. ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ПОДЪЕЗД. Поскольку маршрут планировалось начать из Приуральска, необходимо было добраться до Печоры, что мы и сделали на двух поездах через Москву: 1-й - СПб-Москва, отправление 0.35 4-го февраля, прибытие 10.25 того же дня; 2-й - Москва-Воркута, отправление 13.15 того же дня, прибытие в Печору 1.48 6-го февраля. На вокзале в Печоре буфет работает 17-7; магазины - часть до 18.00, часть до 20.00, часть круглосуточно. Ближайшая почта недалеко от кинотеатра им.Горького, но без телеграфа. С телеграфом - у военкомата (проехать еще 2 остановки на 1 или 7 автобусе). Работают до 18.00. В Печоре, переночевав в ангаре (вокзал), договорились за деньги подвезти нас до Приуральска с водителем автобуса ПАЗ (самолеты, как мы узнали, не летают). Ехали около двух часов. В местной школе временно приютили, попили чаю с администрацией. Там же и объяснили нам как быстрее добраться до нужной просеки 65°, даже проложили часть пути на "Буране". По указателям от Печоры до Кедрового Шора 27 км, от него до Приуральска - около 25 км. Расписание поездов в Печоре
Также на вокзале в Печоре привлекли внимание следующие сообщения: Первое - "Внимание! Приглашает национальный парк. Для посещения национального природного парка "Югыд Ва" необходимо письменное разрешение, которое вы можете получить по адресу: г.Печора, ул.Социалистическая, д.55. Тел. 5-25-07 (осн.), 2-44-49, 5-16-05". Из схемы расположения национального парка, висевшей неподалеку, мы поняли, что весь наш маршрут лежит именно в этой зоне. Второе - "Печорский поисково-спасательный отряд: Западная, 43. Тел. 5-05-44". Мы игнорировали первое сообщение, однако после первой ночевки на маршруте около 7 часов утра к лагерю подъехали трое с ружьями на "Буране" и попросили предъявить паспорта и разрешение на посещение национального парка, а при отсутствии его оплатить наше пребывание здесь по прейскуранту (5 тыс. руб. в день с человека плюс платная фото- и видеосъемка, а также пользование избами и т.п.). После ссылок на отсутствие информации о таком порядке, на то, что наш маршрут рассчитан на 8 дней и на "бедных студентов" мы заплатили по какому-то другому более дешевому прейскуранту около 350 тыс.р. в обмен на путевку до 18 февраля (маршрут был рассчитан до 24-го, а фактически вышли 25-го числа). Нас обещали "спасти" в случае невозвращения в сроки и попросили после выхода уведомить их контору в Печоре, что все в порядке. На этом и разошлись. В Кожиме (1952 км) касса работает 9-11; 15-17. Зал ожидания открывается перед пассажирскими поездами. В Печору из Кожима на обратном пути доехали на дизеле Инта-Кожва (отправление 13.30, прибытие 17.00). Цена билета 18 600 руб. Из Печоры до СПб двумя поездами через Москву. 3. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА.
Маршрут логически разбивается на три части. Первая: путь от Приуральска до верховий реки Большой Паток - включала передвижение по тайге к горам, переходы через невысокие перевалы с постепенным увеличением нагрузки. Вторая часть: в основном варианте состоящая из восьми дней, - наиболее технически насыщенная, включала несколько довольно высоких перевалов, переходы из Европы в Азию и обратно, а также планировались два восхождения (программа-максимум) на г.Манарага и г.Народная. Заключительная часть планировалась как выход: по долине реки Дурная-Ель на Кожимский тракт и по нему в Кожим. Аварийные варианты выхода. От начала пути до хр.Сабля - возвращение по своей лыжне в Приуральск. Из дол.р.Парнук - на базу Неройка, из дол.р.Манарага - через простой перевал Олений вниз по р.Лимбекою до тракта. На маршруте группа была полностью автономна. В связи с большим количеством выпавшего снега, группа затратила на 1 день больше при подходе к горам из-за тяжелой тропежки (если не учитывать, что вышли на маршрут на 0,5 дня раньше запланированного срока). Еще группа задержалась на 1 день больше во время пути от Саблинского хребта до перевала Безымянный (Европа-Азия). По причине холодов, сильного ветра наверху и, как следствие, затрудненности ориентировки; а также не менее тяжелой тропежки, чем в долинах рек, было принято решение воспользоваться запасным вариантом: обойти 2 водораздела из дол.р.Седью в дол.р.Б.Паток по долинам этих рек. Таким образом, к моменту выхода на основную часть маршрута мы отставали от графика на два дня. Запланированная дневка в дол.р.Манарага и обратные ж/д билеты, купленные на сутки позже запланированного выхода, позволили нам иметь в запасе также два дня. Однако дневку использовать не удалось - по причине непогоды получилась полудневка близ ручья Олений, а на 16-й день путешествия по той же причине пришлось применить запасной вариант выхода- вместо перевала Восток в Правый Нидысей, водораздела в дол.р.Хамбол-ю и перевала Корова-Рузь в дол.р.Дурная-Ель было решено спускаться по р.Лимбекою до тракта и выходить по тракту в Кожим. Так мы наверстали упущенный день. В целях безопасности на основной части маршрута первопрохождение перевала через хребет Неприступный (2А) было заменено запасным вариантом - перевалом через хребет Неприступный (1Б), однако группа все же попала в бурю при спуске с него. Восхождение на г.Народа не совершено по причине дефицита времени и крайне неустойчивой погоды. Маршрут пройден всеми участниками и руководителем полностью. Следует сказать, что, учитывая неустойчивость погоды, основной вариант был запланирован как программа-максимум на случай режима наибольшего благоприятствования. Вместе с тем, запасные варианты предусматривали более простые, безопасные пути на отдельных участках без снижения итоговой сложности маршрута. Что касается восхождений на г.Манарага и г.Народа, то мы рассчитывали, что хотя бы одно из них будет совершено.
Обеспечение безопасности Группа была поставлена на учет в КСС ФТ С.-Петербурга, а также получила путевку от сотрудников национального парка.
Предпоходная подготовка. В состав группы вошли сотрудники туристских отделов ДДЮТ Центрального района, ГО ЦДТ "Молодежное", СППК "Развитие" и выпускники туристских кружков ДДЮТ. Поход проводился в рамках программы повышения квалификации туристских кадров Центрального района. Физическая подготовка обеспечивалась индивидуальной кроссовой тренировкой в течение года, групповыми кроссами в ноябре-декабре 1996 года, лыжными кроссами с рюкзаком в выходные дни (3 раза в месяц) в декабре 1996г.-январе 1997г., а также походом I к.с. по Лен.области в начале января 1997г. После того как был разработан маршрут, группа детально изучила отдельные его участки по отчетам библиотеки СПбФТ, были составлены легенды пути, перефотографированы отдельные картосхемы, сделаны ксерокопии с увеличением некоторых карт. Участники похода имели необходимый туристский опыт. Большинство вместе прошли много походов, начиная с I к.с. и кончая IV к.с. Была проработана тактика поведения группы в различных нестандартных ситуациях в разных точках маршрута, выработана схема действий группы применительно к конкретным обстоятельствам. 4. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ. За каждым участником группы были закреплены постоянные обязанности по обеспечению деятельности группы (завхозы, медик, ремонтник, фотографы, штурмана и т.д.), а также по постановке лагеря. Кроме того, каждый участник отвечал за свой участок маршрута, вместе со штурманом вел группу в соответствующий день. Светлое время в начале маршрута 8 ч, в конце - около 8,5 ч. Светает в 8 ч, смеркается в 16 ч. Запасов бензина хватало на три ночевки в безлесной зоне, было сделано две: в верховьях Повсян-Шора после спуска с хребта Неприступный (немного дров для печки было взято с собой) и в верховьях Лимбекою (также был взят минимум дров для печки, кроме того вечером удалось разжечь костер на редких сучках). Использовались два примуса "Огонек", которые показали себя с лучшей стороны. Тропление лыжни: кроме известной системы тропления челноком с рюкзаками и без них в первые пять дней успешно применялась система разделения группы на две части (6+5). Каждая минигруппа по очереди без рюкзаков тропила и утаптывала лыжню в течение 20-30 минут с автономными привалами, после чего возвращалась, и третий раз шла по этому участку уже с рюкзаками, в то время как другая группка тропила лыжню дальше и т.д. В связи с большими потерями времени при этом способе, такая система оправдывает себя только при особо сложных условиях тропления лыжни, таких как большая глубина снега при большом весе рюкзаков (как в нашем случае - наиболее тяжелые "веса" частично проваливались даже после протропивших пяти-шести человек) или сильный подлип. На ночлеги в избушках лучше не рассчитывать - большая часть находятся в ужасном состоянии или просто отсутствуют. |
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. 6.02. 1 день. Приуральск - р.Печора - р.Перебор (4 км) Выходим на маршрут в 14.50. От здания школы по накатанной дороге до устья р.Печора около 200 м. Снег, юго-западный ветер около 10 м/с, пасмурно. Азимут 120° в направлении протоки между двумя островами. Идем по буранному следу. При подходе к протоке берем чуть вправо и срезаем угол по поляне правого по ходу острова (А=95° - направление небольшого понижения-"ямочки" на горизонте). Глубина лыжни на реке до 30-40 см, на острове до 1 м. Через 200 м выходим на правый рукав Печоры. По сведениям от местного населения, параллельно ему через 0,5 км должен идти зимник. Приходится делать крюк - чтобы напрямую выйти на зимник требуется тропить в очень глубоком снегу по лесу. Идем по правому рукаву Печоры влево до пересечения его с устьем ручья Перебор, по которому мы и хотим выйти на зимник. По устью ручья до зимника около 500 м. Зимник - хорошо накатанная дорога, часто проходят машины, "Бураны". Проходим по зимнику направо около 300 м, после чего ставим лагерь с левой стороны от него в 16.30. Дров много, лес хороший. Весь день температура держалась около отметки -5°, подлипа не было. Ходовое время 1.40. 7.02. 2 день. Просека 65° (12 км) Подъем в 6.00, выход из лагеря в 8.40 (задержка произошла из-за разборок с подъехавшими на "Буране" сотрудниками национального парка, см. раздел "Пути сообщения, подъезд"). От места ночевки проходим дальше по зимнику 1,5 км, где замечаем слева по ходу просеку шириной около 5 м, идущую почти перпендикулярно зимнику. Направление просеки - 65°. Сворачиваем на просеку. Средняя глубина лыжни 50 см, местами до 1 м. Сначала тропим по двое-трое без рюкзаков челноком, затем меняем тактику: снег плохо утаптывается, и идущие с рюкзаками сильно проваливаются. Теперь делимся на бригады (6+5) и прокладываем лыжню таким способом (подробнее см. раздел "Особенности тактики"). Через 2,5 км пересекаем ручей Перебор. Подъем на просеку после ручья очень крутой: лучше подниматься справа от просеки серпантином. Дальнейшее движение по слабопересеченной местности. Лес, в основном, смешанный, с преобладанием хвойного. Преодолеваем несколько обширных болот, озеро, с которого открывается вид на Саблю и соседние вершины, ручеек. После очередного небольшого болота (понижение) и последующего некрутого подъема встаем на ночевку (около 17.00). Ель, береза, хорошие дрова. Температура утром -18°, днем и вечером 20-21° ниже нуля. Солнечно, порывистый ветер на болотах. Общее время в пути 8.20, ходовое время 6.30. 8.02. 3 день. Просека 65° - просека 110° - просека 65° (17 км) Утром температура -15°, выход из лагеря в 7.50. Проходим по просеке 65° 1,5 км до поворота. Новое направление 105-110°. На этой просеке снег глубже (в среднем 65-70 см), обходим пару завалов. Слабопересеченная местность. От поворота просеки до обширного болота 6,5 км. На болоте сильный южный ветер, хорошо видны только небольшие островки леса. Другой берег виден слабо. За один переход проходим все болото, стараясь выдерживать направление просеки. Перешли на тропление лыжни с рюкзаком. Глубина лыжни 35-45 см. Ближе к началу леса снег становится глубже, ветер слабеет. Делаем разведку, чтобы найти продолжение просеки 110°. По ощущениям мы отклонились влево от направления, однако просеку нашли чуть левее нашего выхода к лесу. Тропить тяжелее - переходим на тропежку по двое без рюкзаков челноком. Проходим по найденной просеке 300-400 м и выходим на перекресток просек. Сворачиваем на просеку 65°, проходим по ней около 2 км и в 16.00 встаем. Глубина снега на месте стоянки 180-190 см. Температура воздуха -16°. Общее время в пути 8.10, ходовое время 6.20. 9.02. 4 день. Просека 65° - зона болот (12 км) Выходим в 7.45. Видимость плохая, температура -20°. Продолжаем движение по просеке 65°, тропим челноком по одному без рюкзака. Глубина лыжни 35-40 см. Через 5 км после выхода на обширное болото просека окончательно теряется. Дальше идем по болотам с островками леса азимутом 50°. Солнечно, видимость 15-20 км. На открытых участках северный ветер до 15 м/с. На одном из островков леса ставим лагерь в 15.30. Дрова плохие, глубина снега около 2 м. К вечеру температура опустилась до -27°. Общее время в пути 7.45, ходовое время 5.50. |
10.02. 5 день. Болота - р.Гердь-ю - р.Бадья-Ель - р.Лун-Вож (10 км) Выход в 8.10. Температура -29°. Продолжаем идти по азимуту 50-55° по зоне болот. Через 2 ч пересекаем русло реки Гердь-ю, еще через 0,5 ч - русло реки Бадья-Ель. Скоро начинается постепенный подъем. Это один из холмов. В одном месте выходим на нечто похожее на засыпанный аранецкий тракт, но быстро его теряем. Видимость до 5 км, небольшой снегопад, на болотах ветер южный до 10-15 м/с. Поднимаемся по проему между холмов, наиболее соответствующему выбранному направлению движения. Справа на середине склона холма виден небольшой вагончик или что-то похожее. Через 15-20 мин. спуска поворачиваем направо по ходу перед руслом реки Лун-Вож и идем по борту долины около 30 мин. Определяем, что до перевала Аранецкий не больше 3 км, поэтому в 16.00 ставим лагерь. Температура вечером около -28°. Общее время в пути 7.50, ходовое время 6.20. 11.02. 6 день. р.Лун-Вож - пер.Аранецкий (н/к) - ручей с пер.Аранецкий (7 км) Утром температура -27°. Выход из лагеря в 8.10. Идем по борту долины реки Лун-Вож на юго-восток, ветер до 15 м/с, видимость 3 км, идет постепенный подъем крутизной 5-10°. Через полчаса выходим на большое плато с лиственницами, справа по ходу на склоне замечаем избу, о которой нам говорили рабочие из котельной в Приуральске. Дальше неотчетливо видны два прохода: чуть правее нашего направления движения (на юг) - к зоне болот, влево - на перевал Аранецкий (Сх.1,2). Тропить тяжело, плотный снег, лыжня глубиной до 40-50 см. Двигаемся к перевалу по открытым участкам. Температура воздуха -32°. Не замечаем, как начинается пологий спуск с перевала, не более 10° крутизной, сначала участками леса, потом по левому борту долины ручья Аранецкий. Снега много, глубина лыжни до 70-80 см. Решаем ставить лагерь через час спуска в 14.00. Общее время в пути 5.50, ходовое время 5.10. Принимаем решение воспользоваться запасным вариантом - обойти два водораздела из дол.р.Седью в дол.р.Б.Паток по долинам рек. Основания - тропежка одинаково трудна и наверху, и в долинах, как мы сами убедились; техническая простота участка - можно пожертвовать без потери общей сложности маршрута; к тому же на хребтах вполне вероятен сильный ветер и плохая видимость, таким образом, затруднена ориентировка. Пять человек остаются ставить лагерь, а остальные шесть идут тропить лыжню на завтрашний день. Тропим чуть больше 5 км: до устья реки Седью, затем по левому берегу на юг до первого левого притока, откуда срезаем угол по лесу под 45° влево и сворачиваем назад, чуть не доходя до нужного нам второго левого притока. Группа вышла из лагеря в 14.20, вернулась в 17.10. 12.02. 7 день. р.Седью - р.Б.Паток (15 км) Выходим из лагеря в 8.00. Температура воздуха -32°, солнечно, ясно. Двигаемся по протропленной лыжне около 5 км, затем организовываем тропежку по одному без рюкзака челноком. Через 20 мин. выходим на второй левый приток реки Седью. Идем то по руслу, то по берегам примерно на восток. Вскоре после впадения второго ручья слева по ходу входим в зону болот и, пройдя по ней на восток около 2,5 км, оказываемся у русла реки Большой Паток. Устье широкое (до 30 м), местами открытая вода, промоины, обходим их по берегам. Тропежки меньше. Проходим по долине 5 км и встаем на ночевку в 16.00. Общее время в пути 8.00, ходовое время 7.00. 13.02. 8 день. р.Большой Паток (16 км) Выход в 7.45. Потеплело: -15°. Ширина реки здесь в среднем 30-40 м, промоины, наледи, ветер западный до 15 м/с. Лыжня в снегу глубиной 30-40 см, местами ледяная корка, фирн. С утра до 12 часов солнечно, дальше видимость ухудшается, пасмурно. Движение большей частью по руслу реки, иногда с выходами на берег. Через 5 км доходим до характерного поворота 2реки между холмами на северо-восток, еще через 1 км - на север. Через 3 км направление вновь меняется на восточное - русло огибает в.624 справа по ходу. Проходим очередную развилку - на северо-восток подъем к перевалу в дол. р.Вангыр. Мы проходим на юго-восток около 4 км и ставим лагерь в 16.00. Общее время в пути 8.15, ходовое время 7.10. 14.02. 9 день. Верховья р.Пр.Б.Паток (10 км) Выходим в 7.50. Температура -12°. Идем дальше по руслу реки Большой Паток. Через 700 м выходим к первой развилке притоков. Двигаемся по левому по ходу в юго-восточном направлении. Ветер 10 м/с в лицо, небольшой снег, лыжня глубиной 30-40 см. Снег плотный, иногда с ледяной корочкой. Русло постепенно сужается до 10-15 м, берега становятся круче, обрывистее. По-прежнему на русле встречаются трещины, промоины. После 11.30 погода изменилась - видимость прежняя (5-7 км), но исчезли ветер и снегопад. Примерно через 4,5 км нашли избу на левом (правом по ходу) берегу. Изба тесная, два небольших помещения, печка, стол, двухъярусные нары, на крыше метровые карнизы. Отдыхаем в избе около 1,5 ч, разжигаем печку, предварительно очистив трубу на крыше. Затем продолжаем подъем по реке. Лес редеет, берега все круче. Не доходя до развилки Левого и Правого Б.Патоков, срезаем угол по лесу. Встаем в 15.30 на одном из притоков. Склон крутой, мало еловых сушин, в основном сухие лиственницы. Общее время в пути 7.40, ходовое время 6.20. 15.02. 10 день. р.Пр.Б.Паток - пер. Безымянный (н/к) - верховья р.Манья - пер.Карниз (1А) - р.Банный (27 км) С утра температура -15°, пасмурно. Определяем направление притока р.Б.Паток, по которому собираемся подниматься. После сверки с картой получается, что наш приток не этот (ведет к вершине 1361, А=65-70°), а следующий. Проходим по лесу на северо-восток около 1 км, где оказываемся у следующего притока, совпадающего с нужным нам направлением (А=40-45°). Начинаем подъем к перевалу Безымянный. Плотный снег, тропежки нет. Крутизна склона 10-15°. Лес кончается через 6 км от слияния Левого и Правого Б.Патоков перед моренным валом. Перевал в верховья р.Манья широкий и низкий (570 м), окаймлен с севера отрогами в.1161, с юга - в.1361. Общее направление движения - восток. На перевале сильный ветер до 15 м/с. Спуск в верховья р.Манья до развилки около 700 м, некрутой (до 15°). Развилка: направо по ходу - спуск в дол.р.Манья, налево - подъем на перевал Карниз в дол.р.Парнук. Поворачиваем налево и начинаем подъем на пер. Карниз (960 м). Двигаемся по постепенно сужающемуся каньону. Ориентир - большой камень - обходим справа, идем по правому склону. Через 0,5 км перед в.999 ущелье раздваивается. Перевал справа, на востоке. Подъем по ущелью шириной до 5-7 м, склоны лавиноопасны, встречаются карнизы, идти посередине. Крутизна подъема 25-30°. Ущелье постепенно сужается до 3-5 м, крутизна увеличивается до 30-35°. Последний участок взлета - по широкому склону серпантином. На перевале ветер, наст, снега мало, мох и камни; стоит тур. Спуск в кошках. Вначале траверс склона вправо 150-200 м с небольшой потерей высоты, затем в лоб, крутизной 35-40°. Глубокий снег. Спуск к озеру около 400 м, занял 1 ч. В 15.40 вся группа стоит внизу у озера. Склон потенциально лавиноопасен. На северо-восточном склоне перевала карниз (100-150 м, козырек 2 м). От озера на лыжах спускаемся в верховья ручья Банный около 6 км до хорошего кедрового леса. Глубина снега чуть больше 1 м. В Азии солнечно, видимость 15-20 км, температура -26°. Общее время в пути 9.20, ходовое время 7.30. 16.02. 11 день. р.Парнук - пер. Неприступный (1Б) - верховья р.Повсян-Шор (16 км) Утром -25°, видимость 10-15 км. В условиях крайне неустойчивой погоды и в целях безопасности, было решено заменить первопрохождение перевала 2А на известный перевал 1Б (запасной вариант). Выход в 7.15. Начинаем движение по р.Банный к месту слияния с р.Парнук. Пройдя 1,5 км, срезаем угол А=0°, тропежка в лесу по одному без рюкзака челноком. Глубина лыжни до 50 см. Через 1 км по снежному мосту переходим на правый по ходу берег р.Парнук и идем то по нему, то по руслу, обходя места открытой воды. До границы зоны леса подъем-тягун крутизной 10-15° на север-северо-запад около 8 км. Чуть выше зоны леса у развилки истоков р.Парнук обзорный холм, сделали фотопанораму. Небольшая потеря высоты при спуске с холма и вновь подъем по правому по ходу истоку в нижний цирк - широкое ущелье, крутизна 25-30°. Придерживаемся правой по ходу стороны долины. Нижний цирк - небольшое озеро восточнее в.1651. Н=850 м, на левом склоне остатки бревенчатой избы. За избой - понижение. Чтобы не терять высоты, траверсируем правый по ходу склон. Крутизна подъема 30°. Погода солнечная, мороз -22°, слабый ветер. Через 1,5 км второй взлет крутизной 35° в верхний цирк. Высота 1100 м. В 13.15 стоим в верхнем цирке. Подъем на перевал - направо на гряду камней, затем по снежному языку крутизной 35-40° в кошках серпантином - занял около 2 ч. Во время подъема ухудшается видимость, пасмурнеет, ветер 10-15 м/с. Плато Неприступного имеет пологий уклон к Парнуку. Перевальная точка между вершинами 1639 (слева) и 1583 (справа). Спуск находится в северо-западном углу плато, где оно переходит в гребень, ведущий к вершине 1639. Погода заметно ухудшается, усиливается ветер. Спуск с хребта, около 50 м вперед от плато. От угла плато траверсируем его до каменной осыпи, затем прямо вниз по снежному языку с часто выступающими камнями. Встречаются участки фирна, крутизна спуска 40-45°, через 80 м высоты сброс 45-50° (около 15 м). Камни под тонким слоем снега. Последний участок спуска без камней крутизной 40-45°. Спуск до озера 1061 занимает чуть больше 1,5 ч. Под перевалом ветер юго-восточный, в спину, до 30 м/с, сбивает с ног, видимость до 20 м. С большими усилиями переодеваем кошки на лыжи и осторожно спускаемся вниз по фирну, держим направление северо-запад. Через 40 минут спуска находим большой надув на третьем озере в верховьях ручья Повсян-Шор, под которым разбиваем лагерь. Строим снежную стенку для защиты от ветра. Общее время в пути 10.00, ходовое время 8.00. 17.02. 12 день. р.Повсян-Шор - р.Манарага (12 км) Утром около -18°, погода прежняя - сильный ветер со снегом, видимость 10 м. Шатер за ночь завалило снегом, металлический кол согнуло буквой "Г", с краев шатра все придавлено на 1-1,5 м. На раскопки шатра и лыж ушло около 4 ч. Почти все откопали. Наконец, спуск на лыжах по фирну до зоны леса в дол.р.Повсян-Шор - 40 мин. К 12.00, по мере спуска, видимость улучшается до 1 км. Срезаем угол по отрогам в.823 в дол.р.Манарага и идем по руслу Манараги на северо-восток. Глубина лыжни 20-25 см. На реке сильный ветер в лицо, поэтому стараемся идти по левому по ходу берегу. Встаем у ручья из-под юго-восточного гребня г.Манарага. Общее время в пути 5.10, ходовое время 4.00. 18.02. 13 день. Восхождение на г.Манарага (1Б, 1663 м) (11 км) Выход из лагеря в 8.45. Утром -24°, солнечно. Начинаем подъем по ручью из-под юго-восточного гребня г.Манарага. В зоне леса неглубокая тропежка. До безлесной зоны проходим 2 км. Дальше держим направление на хорошо видный перевал Студенческий. Крутизна подъема до 20°. Около точки между г.Манарага на западе и в.1034,7 на востоке прячем лыжи и идем в кошках по отрогу хребта на северо-запад. Плотный снег. Крутизна склона 5-10°. Потом поднимаемся по юго-восточному гребню. Вначале крутизна 35-40°, плотный снег. Доходим до обзорной площадки на высоте около 1400 м. Последний участок до 1-го зуба преодолеваем свободным лазанием по камням. На особо крутых участках перильная страховка. Узловая возвышенность на стыке юго-восточного и восточного отрогов. В 13.40 мы у цели. На вершине трига, табличка памяти погибшего председателя клуба туристов Инты "Манарага". Сильный и холодный ветер. Спуск легкий и быстрый по пути подъема. Общее время в пути 7.00, ходовое время 5.20. |
19.02. 14 день. р.Манарага - р.Олений (7 км) Полудневка. Погода испортилась: видимость 1-2 км, мелкий снег, ветер северо-восточный порывами до 15 м/с, температура -20°. Двигаемся вверх по долине р.Манарага на северо-восток, но уже через пару часов решаем ставить лагерь на правом берегу р.Манарага недалеко от ручья Олений и пережидать непогоду. Строим снежную стенку. Общее время в пути 3.00, ходовое время 2.40. 20.02. 15 день.р.Манарага - пер.Кар-Кар (1А) - верховья р.Балбан-ю - пер. в Лимбекою (н/к) - р.Лимбекою (35 км) С утра солнце, слабый ветер, видимость 10 км. Температура -35°. Двигаемся в верховья р.Манарага. Глубина лыжни 20-30 см. Скольжение нормальное. По мере подъема глубина лыжни уменьшается, а выше зоны леса весь снег сдут ветром - идем по фирну. Ветер 3-5 м/с. Пройдя 6 км, подходим к характерному повороту реки направо по ходу. Видимость 2-3 км, выше 500 м плотная облачность закрывает горы. С поворота на восток просматривается характерный цирк у вершины 1441,2 с озерами на дне. Это первая ступень подъема на перевал Кар-Кар. Миновав поворот долины на юге, видим первую ступень подъема на перевал Голубые Надежды, просматривается слабо - все в облаках. Время движения до поворота 2 ч. Подходим к первой ступени подъема на перевал Кар-Кар. В кошках поднимаемся в скальный цирк. Крутизна подъема 25-30°. Пересекаем цирк по дну на юго-восток 700-800 м с небольшим набором высоты и подходим ко второму взлету крутизной 30-35°. Он круче, но и короче первого. Перевал - классическая седловина, спуск хорошо просматривается прямо с нее, несмотря на облачность. На перевале тур, снята записка группы Московской Государственной академии тонкой химической технологии им. Ломоносова, взявшей перевал в радиальном выходе со стороны дол.р.Балбан-ю в августе 1996 г. С перевала можно подняться на г.Народная - на юг по ребру с выходом на плато г.Народная. Восхождение отменяем в связи с дефицитом времени, неустойчивостью погоды и недостаточной видимостью. Спуск в верховья р.Балбан-ю к озеру 1133,5 и далее на север-северо-восток пологий, на лыжах, крутизной не больше 20°. Тропежки нет, плотный снег. Примерно поравнявшись во время спуска с озером в цирке у в.1347,5, постепенно меняем направление движения на северо-западное и начинаем подъем на водораздел в Лимбекою. Наибольшая крутизна склона около 15°. Легко преодолеваем предперевальный взлет на лыжах серпантином. Протяженность взлета 200 м. Седло классическое, на перевале фирн, камни, стоит тур. Сразу же начинаем спуск в дол.р.Лимбекою. Спуск пологий (10-15°), около 500 м. Фирн и лед на реке Лимбекою чередуются с небольшими снежными участками. Встаем примерно в 6-7 км до зоны леса в редком кустарнике. Общее время в пути 10.00, ходовое время 8.40. 21.02. 16 день. р.Лимбекою - верховья р.Алькес-Шор - р.Лимбекою (24 км) Вышли с места ночевки в 8.00. Температура -32°, облачно. Проходим 2 км по р.Лимбекою, затем срезаем влево с набором высоты чуть выше в.684, постепенно меняя направление с северного на юго-западное (по р.Алькес-Шор на перевал Восток (1А)). На подъеме видимость не более 50 м, ветер постепенно усиливается до 20 м/с, в лицо. Приходится отказаться от штурма перевала и спускаться вниз по ручью Алькес-Шор до реки Лимбекою. По мере спуска ветер ослабевает. Внизу, отогревшись, анализируем обстановку: мы уже опаздываем на 1 день; при такой непредсказуемости погоды даже если на следующий день нам удастся пройти перевал Восток, то после можно застрять в долине Правого Нидысея, что чревато опозданием на поезд. Поэтому принимается решение выходить по запасному варианту: вместо перевала Восток в Правый Нидысей, несложных водораздела в дол.р.Хамбол-ю и перевала Корова-Рузь в дол.р.Дурная-Ель было решено спускаться по р.Лимбекою до тракта и выходить по тракту в Кожим. Поэтому продолжаем движение вниз по р.Лимбекою на северо-восток. На русле несколько раз проваливались - приходилось тщательно очищать лыжи. Встаем в хвойно-лиственничном лесу на правом берегу в 15.30 почти напротив в.748 хребта Ябтик-Нырд. Общее время в пути 7.30, ходовое время 6.00. 22.02. 17 день. р.Лимбекою - тракт (22 км) Утром морозно, -35°, солнечно. Спускаемся по руслу реки Лимбекою. Глубина лыжни 15-20 см, тропить легко. Через 6,5 км доходим до впадения р.Хамбол-ю с запада. Продолжаем двигаться вдоль русла р.Лимбекою преимущественно по левому берегу. Встречаются места открытой воды, иногда в воду проваливаются лыжи. Чуть дальше слияния рек в нашем направлении идет буранный след. Слева и справа открытые безлесные участки. Немного не доходя до слияния р.Лимбекою и р.Кожим легко находим кожимский тракт. Направление - северо-запад. Проходим по тракту 1 км и встаем слева по ходу в хорошем лесу в 15.30. Общее время в пути 7.00, ходовое время 5.30. 23.02. 18 день. Кожимский тракт - дол.р.Дурная-Ель (28 км) Погода вчерашняя: -36°, ясно, яркое солнце. Выход в 7.45. На тракте буранный след, хотя и занесенный снегом. Первые 5-7 км приходится тропить лыжню глубиной 30 см, затем тропежка уменьшается. Направление движения по тракту прежнее - северо-запад. Лес сменяется открытыми безлесными участками. Через 12 км пересекаем русло ручья Джогал-Ябтик-Шор по снежному мосту и начинаем подъем к ущелью в хребте Западные Саледы. Протяженность подъема 2 км. В ущелье нет снега - камни, песок, здесь шли пешком около 1 км. Спускаемся по тракту на лыжах в дол.р.Дурная-Ель. Изба через 8 км слева сгорела - на ее месте лишь остатки печки. Проходим еще 2 км в поисках места для лагеря и, наконец, встаем справа от тракта в 14.30. Снег глубокий. Общее время в пути 6.45, ходовое время 5.00. 24.02. 19 день. Тракт - р.Сывью (21 км) Вышли из лагеря в 7.45. Чуть потеплело: -25°, ясно. Тракт распахан, идем по колее. Через 2 км движения пересекаем русло реки Дурная-Ель. Небольшие подъемы на тракте чередуются со спусками. Примерно через 14 км пересекаем русло ручья Пальник-Шор, сразу за ним начинается подъем в лесной зоне на отрог хребта Обеиз. Через 500 м подъема переваливаем на западные склоны хребта. Спуск в долину реки Сывью пологий. Через 5 км пересекаем русло р.Сывью и, пройдя чуть далее, ставим лагерь в 14.30 слева по ходу. Общее время в пути 6.45, ходовое время 5.10. 25.02. 20 день. Тракт - Кожим (18 км) Выход в 7.30. Утром -15°, облачно. Идем по колее на тракте. Через 5 км движения поднимаемся на хребет Сыл-Бок-Чугра, затем спуск с хребта 3 км до характерной треугольной скалы справа по ходу. На этом участке пути тракт меняет направление от 120° до 30°. Через 3 км движения по тракту проходим карьер слева по ходу. Затем тракт выходит к обширным болотам. С этого момента усилился юго-восточный ветер (3-5 м/с). Пройдя 6 км от карьера, выходим к повороту налево по ходу, где тракт идет вдоль железной дороги. Проходим 300 м вдоль ж/д в юго-западном направлении и в 12.00 выходим на станцию Кожим (1952 км) - конечную точку маршрута. Общее время в пути 4.30, ходовое время 3.40. Итого пройдено 324 км. 6. ИТОГИ ПОХОДА. ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ. За 20 дней группа в полном составе 11 человек прошла маршрут протяженностью 324 км. В том числе пройдено 7 перевалов; из них: Тактическая схема маршрута, включавшая: первую часть - подход к горам по тайге, основную технически сложную часть и заключительный участок - выход, себя оправдала, позволив группе акклиматизироваться к суровым условиям похода за более чем недельный срок до начала основной части, снизить вес рюкзаков перед ней, добиться постепенного набирания сложности. Вариант подхода к горам со стороны Приуральска удобен, однако в Печоре нужно договариваться по поводу транспорта. Нужно также предусмотреть возможность столкновения группы с сотрудниками национального природного парка, для чего иметь с собой резервную сумму денег и паспорта. В целом для февраля на Приполярном Урале характерны низкие температуры воздуха и неустойчивая погода, что и подтвердилось в нашем походе. Это внесло свои поправки в первоначальный план путешествия. Короткий световой день снижает возможность тактических маневров группы в случае неблагоприятных погодных условий, т.к. трудно наверстать вынужденную задержку. В частности, при неудаче прохождения перевала Восток мы не имели возможности переждать непогоду из-за дефицита времени и вынуждены были идти по запасному варианту (Лимбекою - тракт - Кожим). Ясная безветренная погода в эти сроки - редкое исключение из правил. Поэтому, планируя прохождение сложных участков, требующих длительного пребывания в безлесной зоне, вблизи вершин хребтов, надо обязательно предусмотреть возможность внеплановых холодных ночлегов, а также запасные варианты там, где это возможно. Наша группа воспользовалась запасными вариантами трижды. Желательно все же стараться сдвигать сроки походов на март (большой световой день, устойчивость погоды, комфортные температуры). Один из плюсов походов в феврале - отсутствие обледенелых склонов там, где в марте можно пройти только в кошках. На весь маршрут группа имела неплохие фотокарты и увеличенные ксерокопии особо сложных участков маршрута, что дало возможность уверенно ориентироваться на всем пути. В состав группы входило 11 человек (заявлено 12). Это большая группа для походов IV - V категории сложности. С одной стороны, облегчается вес рюкзаков, тропление лыжни, с другой стороны, труднее добиться группового единства. Большинство участников вместе прошли не один поход, вместе тренировались, работали со школьниками. Поэтому добиться слаженности взаимодействия было несложно. Группа молодежная: основной возраст 19-21 год. В целом группа была хорошо подготовлена к совершению похода. Система подготовки себя оправдала. Выход в Кожим по тракту - удобный вариант отъезда. При большой глубине снега для разведения костра использовали настил из сырых бревен, чтобы не рыть большую яму. Еще одним решением этой проблемы является костровая сетка. Из специального снаряжения использовались кошки (перевалы Неприступный, Карниз и Кар-Кар, г.Манарага), а также веревка для страховки на отдельных участках восхождения на Манарагу. |
||||||
Copyright © группа TAG, 2000 |