[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

 Опытный образец толкающего устройства с движителем Неждановского Евгений Чучин

Гусеничный вариант во время летних испытаний



Возвращаемся к вопросу снежного транспорта для зимних путешественников через четверть века
(По следам статьи Е.Прочко "Использование механического транспорта в зимнем туризме" опубликованной в 11 номере Ветра Странствий за 1976 год)


Колёсный вариант машины В ожидании снега...
25 лет минуло с тех пор как в Ветре Странствий была опубликована статья Е.Прочко "Использование механического транспорта в зимнем туризме". Тогда, в 1976 году, когда снегоходы были в Советском Союзе ещё редкостью, когда зимние туристы не знали что такое пластик на лыжах, когда большинство их ходило с "абалаковскими" рюкзаками, когда даже коврик из пенки был у считанных счастливчиков, единственным выходом для организации дальних походов было создание туристского механического мобильного снегохода. Не всем эта идея тогда пришлась по душе. "Нельзя смешивать туризм и механический транспорт!" - шумно реагировали ортодоксы. "Это не спортивно!"
Но идея подобного, описанного у Прочко, сверхдальнего путешествия с применением снегохода всё-таки оставила след в душах настоящих путешественников. В конце 70-х, начале 80-х появились необычные снегоходы на шинах низкого давления, которые на многие годы завоевали своих поклонников. В деревнях и посёлках средней полосы и севера умельцы взялись за создание своих похожих моделей из подручных средств. Во многих местах эти машины эксплуатируются и до сих пор! Тогда же, в конце восьмидесятых, на самодельных снегоходах с шинами низкого давления были совершены уникальные путешествия по арктичесому побережью, на Полярном Урале, в Сибири. Гусеничные же снегоходы выпущенные отечественной промышленностью не позволяли из за своего веса и габарита использовать их туристам. Да и у тех кому они нужны были по характеру их деятельности они вызывали массу нареканий.
Пришедшая 10 лет назад "новая жизнь" всё поменяла. Нахлынувший поток импорта дал возможность приобрести дорогие мощные и скоростные импортные снегоходы тем кто "выдвинулся в богатые". Правда многие из этих "новых русских" сразу же на этих самых снегоходах и покалечились, а то и вообще разбились (и продолжают разбиваться). Остальной народ богаче жить не стал, и поэтому временно оставил идею снежного транспорта - настоящий снегоход простому россиянину не по карману, ставить его негде, чтобы перевозить ещё и автомобиль с прицепом нужен, да и вообще - не до того сейчас.
А природа в России сильно не изменилась с 1976 года. По-прежнему зимой холодно и идёт снег, по-прежнему деревни и посёлки остаются отрезанными снегом на долгие зимние месяцы, по-прежнему огромны наши просторы. И необходимость снежного транспорта по-прежнему существует. Эти размышления заставили меня пару лет назад взять в руки старый журнал и опять прочитать то, что в 1976 написал Прочко. И ряд его предложений мы учли в разработке одной из конструкций нашей необычной снегоходной машины.
Сегодня я бы хотел рассказать читателю о наших работах по созданию механического зимнего транспортного средства которое можно было бы использовать в том числе и в туризме. И это будет мой конкретный ответ Евгению Игнатьевичу Прочко через четверть века после его статьи.
Ещё в середине 80-х во время одного из лыжных походов в Хибинах мы в группе обсуждали различные идеи вспомогательных устройств для движения в горах на лыжах. Тогда впервые была высказана идея подталкивающего сзади устройства. Это несколько "не спортивно", но очень здорово когда тебя на длинных подъёмах подталкивает небольшой механизм с мотором. А то, иной раз, сил нет по сторонам смотреть - так приходится "пахать" на "тягунах". И не видишь красоту окружающего тебя пейзажа! Позднее я сконструировал и изготовил такую подталкивающую машину на широких надувных колёсах с цепким протектором и мотором в 5 лошадиных сил. Мой приятель Серёжа Иванов когда увидел её, то тут же назвал "махарайкой". "Махарайка" звучало немного насмешливо, но когда мы попробовали прокатиться с ней, то насмешки исчезли. Это было неожиданно здорово! Совершенно необычное транспортное средство, новая концепция снежного транспорта! Оказалось лучше всего ездить с ней ("махарайкой") одев горные лыжи. Уже на первом испытании нам удалось разогнаться километров до 30 в час! При этом машина оказалась совершенно безопасной. С ней невозможно было упасть и даже новичок, одев впервые горные лыжи, чувствовал себя вполне устойчиво.
В начале 90-х, работая в Соединённых Штатах, я познакомился с несколькими инженерами и заинтересовал их созданием подобного "махарайке" снежного транспорта. Мы организовали корпорацию Direct Action Corporation, где наряду с другими проектами занимались и проектом новой машины для лыжника.
Но не бывает прогресса без огорчений. Попытки продавать машины в США встретили препятствие - страховку. Поскольку аппарат наш необычный, то для его продажи по американскому закону необходимо застраховать её аж на миллион! И если ты этого сделать не можешь, то не можешь и продавать машину. Но есть здесь обходной путь который и пришлось использовать. Можно продавать части из которых сам покупатель будет собирать наши машины. В этом случае он уже сам становится ответственным за возможные "несчастные случаи".
Поездки на ряд зимних фестивалей и показ машины принёс огромное число отзывов. К сожалению только места для катания очень мало. Кругом частные территории. Главным образом всё это происходило на замёрзших озёрах. Толпа любопытных с интересом наблюдала как прицепленный к необычной машине человек на лыжах мчался наперегонки с мотоциклами.
В России также было сделано несколько машин. И мои друзья катаются уже несколько сезонов на горных лыжах по подмосковным лесам, вызывая любопытство у остальной лыжной братии. Более того - такую же машину как универсальное движущее устройство мы адаптировали для детского снегоката "Аргамак", для самоката, для велосипеда, для роликовых коньков и лыжероллеров. Концепция автономного толкающего привода была нами запатентована.
Но к сожалению проходимость колёсного движителя по рыхлому и глубокому снегу оставляла желать лучшего. А ведь именно это определяет использование машины как внедорожного зимнего транспорта. И здесь я вспомнил про статью Евгения Игнатьевича Прочко. В ней автор предложил оснастить компактный туристский снегоход движителем Неждановского - русского инженера, соратника Н.Е.Жуковского. Ещё до революции Неждановский построил снегоходный аппарат характеристики которого не превзойдены до сих пор.
Толкач для лыжника с гусеницами спроектирован и построен нами как прдолжение всё той же концепции. Он оснащён движителем Неждановского и уже может идти по снегу любой глубины и плотности и не только толкать водителя, а и как его колёсный предшественник везти сзади на санках приличный груз. Сегодня, после постройки машины с движителем Неждановского, имеющей также и возможность перестановки её на колёса за считанные минуты, мы можем уверенно сказать что механический транспорт для зимнего туризма создан.
Пока выпускается эта машина в США по заказам. С 2002 года начинается их сборка и в России - на одном из авиационных предприятий из поставляемых из Америки узлов.
Машина имеет четырёхтактный 5 л.с. двигатель с ремённым вариаторм. Цепная передача крутит приводной вал который вращает две решётчатые гусеницы вокруг полиэтиленовых лыж. Усилие от которых через корпус движителя и соединительный элемент передаётся на спинку водительской подвесной системы. Подвесная система - это что-то вроде сбруи вокруг тела водителя которая не мешает его движениям и соединяет с машиной. Две ручки как лыжные палки, на одной из которых установлен рычаг газа и кнопка останова двигателя, позволяют поддерживать равновесие ещё и с помощью рук. Стоя на лыжах, как и в колёсном варианте, водитель выбирает ручкой газа оптимальную скорость, а поворачивает своими лыжами. Машина послушно следует за ним. А, не дай бог, сломалось что-то, снимаешь гусеницы и толкач становится простыми санками - вези куда хочешь. Тем более что водитель уже на лыжах. А для накатанного зимнего пути устанавливается на ту же базу ось с колёсами и ещё одна приводная цепь. И тогда можно мчаться как и на прежней, чисто колёсной конструкции, со скоростью до 40 км/час! А вся перестановка займёт 15 минут.
Пригодится машина не только туристам. В ближайшем будущем она составит реальную конкуренцию (особенно в России) гусеничным снегоходам по ряду важных характеристик - по весу (машина весит всего около 40 кг), по компактности (можно первозить в вагоне пассажирского поезда и хранить на балконе!), по расходу топлива (до 1,5 литра бензина в час), по запасу хода, по удельной грузоподъёмности, по проходимости, и главное по стоимости. Цена нашей машины практически в пять раз ниже цены снегохода! А скорость? Думаем, что скорость на гусеницах до 20 км/час вполне достаточна и не помешает любоваться красотами зимнего пейзажа, для чего собственно всё это и было сделано.


















[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2001

Экстремальный портал VVV.RU