[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

Николай Капранов
19.11.99.
Санкт-Петербург


Трагедия на Карагемском Прорыве

14 августа 1999 года на Карагемском прорыве погиб известный новосибирский турист - Станислав Воронко. Это был поразительно талантливый человек. Кандидат математических наук и музыкант, предприниматель и меценат. Он спешил жить и хотел успеть всё. Двери его дома были открыты для друзей. Он притягивал доброжелательностью и поразительным жизнелюбием. Ему было 28 лет. Он был моим другом. Я единственный свидетель последних секунд трагедии. На мне долг рассказать о ней.


Организация экспедиции

В основной состав нашей команды вошли питерские водники, а также рижские туристы, постоянно живущие в Санкт-Петербурге. В команду вошли также туристы из Новосибирска и Ярославля. Все мы опытные туристы и хорошие друзья. Со Славой Воронко мы ходили Карагем и Аргут, Чулышман и Башкаус, с рижанами - Башкаус. С ярославцами мы шли вместе первый раз. Руководил экспедицией Валерий Рамкович.

План был такой.
Сначала часть группы из Петербурга и Новосибирска поднимается на Восточную Белуху под руководством "снежного барса" из Новосибирска Дмитрия Давыдова. После спуска часть участников сходит с маршрута, остальные встречаются с пополнением из Новосибирска и Ярославля и едут на Кара-Алаху. Далее следует сплав по Кара-Алахе, Ак-Алахе и Аргуту до Ини. Карагемский прорыв планировалось обнести!

Слава Воронко собирался участвовать во всей экспедиции, но ещё за несколько месяцев до старта поставил условие: после подхода к Карагемскому прорыву он присоединяется к другой группе под руководством Александра Провоторова из Новосибирска для прохождения Карагемского прорыва, и что это является для него главным в этом году.

Нужно сказать, что Слава Воронко и Саша Провоторов готовились к прохождению Брахмапутры. На первом этапе подготовки они весной 1999 года на катамаране-двойке типа "TWIX" прошли Мажойский каскад, а теперь намеревались пройти Карагемский прорыв на бублях.

Была определена дата, когда мы должны были подойти к Карагемскому прорыву - 13 августа, и, если бы нас это не устроило, то тогда Слава не участвовал бы в нашей горно-водной экспедиции, а проходил только Прорыв. Если бы наша группа смогла бы прибыть на Карагемский прорыв в нужное время, то Слава планировал задержаться на нём на пару дней для его прохождения, а наша группа после обноса должна была продолжить сплав по Аргуту. Затем он собирался догнать нас на реке. Как вариант, нам предлагалось так же задержаться на Карагемском прорыве и понаблюдать за прохождением. Сразу же встал вопрос о нашей роли в прохождении. Слава заверил, что у них на Прорыве будет полностью автономная группа, что всё предусмотрено, в том числе и страховка, и что от нас требуется только поснимать само прохождение.

Могли ли мы отказаться? Да, могли. Но это ничуть бы не остановило Славу и всю их карагемскую группу от прохождения Прорыва. Отношения были бы испорчены, а ведь Слава является душой нашей команды. Уйти вниз, оставив его у Прорыва, чтобы он потом нас догонял на одном судне? Это, во-первых, заранее планировать создание аварийной ситуации. Ведь нижний Аргут это не Невский проспект, он не годится для одиночных прогулок. Во-вторых, если бы мы остались на Прорыве, то хоть чем-то смогли бы помочь, хотя от нас это и не требовалось, ведь в карагемской группе всё было хорошо подготовлено и предусмотрено.

В результате было принято решение: идти вместе горную и водную части экспедиции, остаться на Карагемском прорыве для съёмок, после чего продолжить сплав до Ини.






До Карагемского Прорыва

Забрасывались через Усть-Каменогорск, где у Славы Воронко были знакомые спасатели из МЧС. Ночевали на их базе, там же Дима Давыдов проводил с нами тренировки по обеспечению страховки на перилах и подгонял снаряжение индивидуально для каждого.

С огромными трудностями оформили пропуска в погранзону в Усть-Каменогорске, но, естественно, на заставе в Урыли это не помогло и ещё сутки ушли на поиски высокого пограничного начальства, звонки, переговоры. В общем пробились.

Заброска проходила вверх по Белой Берели. В маршрут был специально для акклиматизации включён перевал "Динамо" из долины Белой Берели в долину Катуни. Перевал прошли за день. Следующий день ушёл на подход к ледопаду ледника Геблера. На ледопаде провели тренировку по ледовой технике и поднялись на Голубой балкон. За следующий день мы поднялись на седло, где поставили лагерь. 30 июля в 6 часов утра вышли на штурм Белухи. Поднимались около 350 метров по ледовой стене с наклоном 45-50о. Всего было навешено 8 верёвок, первыми шли Дима Давыдов и Слава Воронко. Дима видимо выполнил двойную работу, так как помогал каждому, подсказывал и следил за страховкой. Поднявшись на стену, перекусили и отдохнули. До вершины оставался небольшой скальный гребень, уже не трудный. Пока отдыхали, Слава сбегал на вершину и обратно, затратив на это 40 минут. Нам на это понадобилось более 2 часов. Спускались осторожно, так как ледовые крючья вытаивали на солнце, приходилось их пересверливать. Спустились на седло в темноте. Последними шли, снимая верёвки, Дима Давыдов и Вадим Муравьёв. На следующий день нам удалось спуститься с ледника до небольшого озера за левобережной мореной. В ледопаде немного заблудились, пришлось даже навешивать верёвку. Всё прошло благополучно, все 10 участников взошли на вершину и спустились без травм, при этом многому научились. В этом безусловно заслуга Дмитрия Давыдова. Там, на ледопаде, а потом на стене, нам очень пригодилась его заповедь: в трудных местах вести себя "равнодушно".

Ещё день мы спускались по долине Катуни по живописной и, местами, трудной тропе, затем погрузились на ожидавшую нас машину и вечером были на окраине села Язовка, где воссоединились со всей группой, идущей на Кара-Алаху. Весь следующий день пробивались на Алахинское озеро. Опять были трудности с пограничниками на Чиндагатуе. На подступах к озеру наш ГАЗ-66 несколько раз вяз в болоте, где местами виднеются остатки старых брёвен. Как выяснилось утром, мы не доехали до озера 1км, хотя в принципе это возможно. Машина обязательно должна быть оборудована лебёдкой для самовытаскивания, ломом и кувалдой, так как деревьев на подъезде нет, и цепляться приходилось за крупные камни.

Если погода солнечная, то на озере - рай, однако у западных склонов видны развалины бараков концлагеря, а в склоне горы видны выходы штолен, расположенные вертикально друг над другом и уходящие в молибденовую жилу. В штольнях мы побывали, они почти все засыпаны и затоплены. Самая нижняя сохранилась лучше - можно пройти метров 30 по высокому каменному коридору с сочащимися водой стенами. Впечатление мрачное, хочется скорее наружу. Неподалёку есть и кладбище с безымянными могилами. Кара-Алаха вытекает из восточной стороны озера неподалёку от его северной оконечности. Тропа туда идёт по правому берегу. В солнечную погоду это самое красивое место на маршруте. Ловится хариус. Есть строительный лес, много дров.
Я не буду подробно описывать лоцию Кара-Алахи, она есть в нашем отчёте. Ограничусь несколькими замечаниями.

При уровне воды выше среднего, как в нашем случае, сплав можно начать прямо от озера. Предпочтительное судно - катамаран-двойка, так как в каньонах есть узости, особенно в последнем - четвёртом. До первого каньона есть один каменистый локальный слив с недостатком воды, затем сразу за ним участок мощной, узкой и каменистой шиверы с большим уклоном и высокой скоростью течения. Берег труднопроходим из-за бурелома.

Первый каньон длинный и мощный. Сначала берега лесистые, русло широкое с камнями и обломками скал. Скорость течения высокая. Требуется хорошая лавировка. Затем есть несколько локальных сливов около 2м. Здесь берег сужается. Затем река несколько успокаивается и на левом берегу можно устроить стоянку. Сразу за стоянкой начинается вторая часть каньона со скальными стенами, навалами на скалы, мощными сливами. Всё идётся участками, но требует хорошего маневра и страховки. Здесь нас настигла зима. Вторую часть каньона проходили в снегопад, который шёл полдня. Выпало около 30см снега. Было очень холодно. Поэтому здесь нужно обязательно иметь полный гидрокостюм.

В снегу и тумане по быстрой и мощной шивере подошли ко второму каньону. Здесь скалы сходятся, и река через узкий проход падает вниз 10-ти метровым водопадом, дробясь на уступах. Зрелище красивое, тем более всё в снегу. Второй каньон обносится.

Третий каньон длиной около 1км. Сначала шивера, всё более набирающая силу, затем два мощных слива и река устремляется на правом повороте в скальную щель шириной 2,5м. Выставиться на мощной, косой струе трудно, поэтому возможны навалы, прижимы к скалам и, как следствие, оверкиль. Страховка за щелью с воды и с берега. В нашей команде были следующие суда:
  • Катамаран-двойка типа "TWIX" нормального водоизмещения(Николай Капранов и Вадим Муравьёв);
  • Катамаран-двойка типа "TWIX" увеличенного водоизмещения(Станислав Воронко и Александр Галяпин);
  • Катамаран-двойка с "муравьиными" округлыми оконечностями. Внешне неказистый, но надёжный(Юрий Снегирь и Виктор Лукинский);
  • Катамаран-четвёрка большого водоизмещения устаревшей конструкции с деревянной рамой. Он вёз много груза и одного пассажира(Валерий Рамкович, Ольга Рамкович, Юлия Рамкович, Алексей Овсянников, Рейнис Мотте);
  • Катамаран-четвёрка спортивного типа с металлической рамой(Алексей Баков, Леонид Морсов, Дмитрий Сандлер, Александр Артемьев).

    Были сомнения в возможности прохождения порога, особенно пугала возможность войти в щель в оверкиле после мощных сливов. Воронко и Галяпин чётко зашли в первый слив и сразу за ним сумели сделать маневр и грамотно вошли во второй слив (вода в него льётся с трёх сторон, поэтому он называется "Унитаз"), после чего двойка слегка задержалась в щели, распёртая скалами, но, благодаря мягким оконечностям, проскочила на киле. Похоже, что это было первопрохождение порога на двойке. Снегирь и Лукинский удачно прошли первый слив, но из-за недостаточной управляемости их катамарана не успели попасть во второй и выскочили на округлую скалу в центре русла, с которой упали лагом и перевернулись. Катамаран и люди удачно прошли щель и были зачалены нижней страховкой( К-4 спортивного типа). Остальные экипажи порог обнесли.

    Между третьим и четвёртым каньонами река течёт в широкой травянистой долине, петляя и, иногда, устремляясь в короткие, но мощные шиверы, соединяющие отдельные плёсы.

    Четвёртый каньон самый сложный (не считая второго). Левый берег - высокие скалы, просмотр возможен только местами с высоты 30 м. Там по верху идёт хорошая тропа. Правый берег труднопроходим, но всё же просмотр возможен. Каньон начинается 2-хметровой щелью между огромных камней. Слишком крутой маневр, большая вероятность поломки судна, особого смысла в прохождении нет. Все обнесли, хотя Слава Воронко долго сопротивлялся. Далее в 100 м ниже река устремляется в правый слив между огромными камнями, который заперт снизу другим камнем. Место назвали "Затычка" и обнесли по правому берегу. Затем через ~100 м следует мощный слив высотой около 2 м через всю реку и ещё метрах в 100 ниже 2 мощных слива 1,5 и 2 м. Скорость течения высокая, каньон узкий, нужен хороший маневр. Далее следует череда сливов поменьше, и на крутом левом повороте нужно успеть уйти к левой скале в чистый и мощный слив. Все суда прошли каньон нормально, только в одном из сливов вымыло из дуг Ольгу Рамкович, которую экипаж тут же подобрал в улове.

    После четвёртого каньона никаких препятствий на Кара-Алахе нет. Река течёт в широкой долине, медленно петляя. Так продолжается до впадения в Ак-Алаху.

    Шиверы и пороги Ак-Алахи шли с ходу, только просмотрели "Трепач". Ещё раз убедились, что катамараны-двойки очень хорошо себя ведут, а вот большая и тяжёлая четвёрка около 30 минут сидела на камнях на заходе в "Трепач". В этом пороге нужен хороший маневр. Было пасмурно и холодно, вечером был крупный град.

    На следующий день осторожно подошли к "Светлане" и "Азартному". Они разделены коротким плёсом. Обнесли вещи. Слава ушёл смотреть "Светлану". Это самый мощный и опасный порог Ак-Алахи. Мы собирались его обносить, но были уверены, что Слава пойдёт. Каково же было наше удивление, когда он вернулся и сказал, что порог слишком опасен и его нужно обнести. Честно говоря, мы не ожидали такого трезвого подхода и порадовались за него. Воронко и Галяпин обнесли "Светлану" и решили идти "Азартный". Это мощный порог с широким руслом. Просмотр затруднён, так как нужно перебираться на остров через глубокую протоку. Без страховки этого не сделать. Однако сверху видно, что вначале следуют 2 очень мощных слива с широкими бочками, которые надо идти, затем непрерывные валы и бочки около 200 м, но менее мощные. Экипаж второго "TWIXа" тоже решил идти, хотя и не без колебаний. Поставили нижнюю страховку с воды. Воронко и Галяпин прошли всё нормально, только во втором, самом мощном сливе, их задержало в бочке, и они проехали по ней поперёк, но выровнялись. Мы с Вадимом Муравьёвым хорошо выставились, поэтому прошли обе бочки и ушли без задержки в правую часть русла. Глядя на нас, решил идти порог и экипаж третьей двойки. Они так же прошли порог успешно. Обе четвёрки порог обнесли.

    На Аргуте до Карагемского прорыва опасных порогов нет, внимательность нужна, так как мощь воды значительно возросла, валы крутые. На одной из шивер наш экипаж едва не лёг. Здесь нельзя растягиваться, чтобы в случае чего быстро помочь.

    Итак, 12.08.99 г. мы высадились на поляну правого берега перед Карагемским прорывом. Там никого не было, мы должны были ждать подъезда группы Провоторова.






  • Карагемский Прорыв

    Ожидание продлилось полдня, и поздно вечером к нашему костру подошёл Александр Провоторов. Оказалось, что их УАЗик сломался, не доехав до поляны нескольких километров. Помочь с ремонтом вызвался Алексей Баков, и они ушли. Машина появилась утром 13 августа. В ней приехала группа из 3-х человек, собирающаяся идти Карагемский прорыв, с двумя бублями, а также четверо москвичей - случайных попутчиков - с катамараном-четвёркой, собиравшихся, как они сказали, "идти Карагем". Означало ли это реку Карагем или Карагемский прорыв Аргута мы так и не поняли, но ребята стали собирать катамаран на поляне перед Прорывом.

    Через некоторое время выяснилось, что в прорыв собираются идти 2 экипажа на бублях. На одном из них собирались идти Слава Воронко и Саша Галяпин, на втором Саша Провоторов и Юра Скородумов. Из группы обеспечения на берегу у них оставался только один человек с видеокамерой. Страховки не было. Кто-то из наших спросил у Провоторова, есть ли у них основные верёвки? Саша не знал.

    Здесь уместно немного рассказать, что из себя представляет Карагемский прорыв Аргута. Это ущелье, прорезающее Катунский хребет, общей длиной около 5км. Правый берег - отвесные скалы высотой до 100м, по верху идёт дорога. Левый берег лесистый, труднопроходимый, с многочисленными скальными выходами. Я прошёл весь левый берег Прорыва и могу сказать следующее.

    Примерно 1 км от поляны река спокойно течёт в лесистых берегах. Правый берег уже крутой, левый более пологий, пройти легче вдоль кромки воды. Постепенно скорость возрастает, и за плавным левым поворотом это уже достаточно мощный порог с большими валами и камнями в пока ещё широком русле. Отсюда метрах в 500 впереди видно сужение русла и крутой правый поворот. В русле огромные глыбы скал, правый берег - отвесные высокие скалы. Это самое криминальное место Прорыва. Здесь навалены огромные глыбы скал и река падает между ними тремя ступенями водопадов метров по 5 в котлы. Хаос пены и камней. Есть и застрявшие деревья. Уклон огромный. Через 200 м следует крутой левый поворот. Прижим к правому берегу. Далее метров 400 бушующий поток, огромные глыбы в русле и мощнейшие бочки. Затем крутой правый поворот. Здесь с правого берега россыпным водопадом впадает приток Карасу. По его кулуару, поросшему лесом, можно подняться на дорогу, лучше по верёвке. Левый берег имеет здесь маленькую суводь под скалами. После поворота ещё метров 500 мощного порога, оба берега - скалы, к воде не спуститься. Затем плавный левый поворот и ещё метров 500 ослабевающего порога, но с мощным течением и большими валами. Оба берега - отвесные скалы. Затем, за левым поворотом, левый берег резко выполаживается, а правый постепенно снижается. Это выход из Карагемского прорыва. Таким образом, длина криминальной части составляет немногим более 2км.

    Мы попытались отговорить Славу от попытки прохождения, но это не удалось, видимо, он уже видел перед собой Брахмапутру, не хотел отступить на глазах у всех. Страховка? Так разве это первый раз? Слава сам нам рассказывал, как они с Провоторовым этой весной шли одним экипажем на катамаране-двойке Мажойский каскад без всякой страховки. Хотя идея витала давно, но решение ехать пришло внезапно: сели в машину и через день были на реке. Они одни шли каскад, а по берегу ехала машина и велись съемки. Катамаран-двойка типа "TWIX" отлично себя показал, но и он ложился три раза. Один раз Славу оторвало от катамарана, но он его догнал, так как оказался сзади. Если бы оказался впереди, то ушёл бы вниз один. Ему повезло. С учётом нескольких чалок для просмотра, на весь Мажой у них ушло около 2 часов. Видимо, приходится говорить о стиле.

    Нам ничего не оставалось, как попытаться организовать страховку. Мы обнесли спортивную четвёрку и поставили нижнюю страховку с воды на выходе из Прорыва с ярославским экипажем. Страховка в Прорыве с берега спасконцами совершенно не эффективна, так как суводи отсутствуют, а у людей, идущих на аварийном судне и, тем более, плывущих рядом с ним, нет ни секунды на рассматривание берега и ловлю спасконца. Все силы уходят на то, чтобы сделать вовремя вдох и удержаться на встающем на дыбы бубле. Тем не менее по просьбе Провоторова на левый берег были переправлены два человека со спасконцами, и выставлены по одному оператору на каждом берегу. В задачу страхующих спасконцами входило помочь зачалить бубли перед водопадом, затем перейти вниз и встать на страховку в маленькой суводи у левого берега напротив впадения Карасу.

    Несколько слов о бублях. Один из них прошёл несколько походов, несколько раз ремонтировался, последний раз после "Селевого" на Башкаусе, где ему изрядно досталось. Схема обычная: два кольцевых баллона, три поперечины. Внутренние баллоны из ПХВ. Второй бубель был новый, несколько больших габаритов. Он имел увеличенную ширину палубы за счёт дополнительной ёмкости вдоль наружного борта. Кроме того, палуба была ограждена снаружи невысоким, но мощным поручнем, имевшим посередине торчащий вверх резиновый упор (амортизатор от "Жигулей"). Наружная оболочка была из "совтранса".

    Далее события развивались следующим образом.

    14 августа. Экипажи бублей, просмотревшие весь Прорыв накануне по левому берегу, договорились, что стартуют с интервалом и поочерёдно зачалятся перед водопадом на левый берег с помощью людей на берегу. Затем ещё раз просмотрят и пойдут Прорыв. Было условлено, что первыми идут Воронко и Галяпин на новом бубле. Планировали стартовать в 11.00, но, так как люди на левом берегу долго пробирались по труднопроходимому берегу на свои места, стартовали около 15 часов. Оба бубля успешно зачалились выше водопада, но у старого бубля лопнула в валах наружная оболочка, уже ремонтировавшаяся ранее. Отсюда экипажи ещё раз сходили к водопаду и осмотрели его. Второй экипаж остался у водопада для наблюдения, страховка со спасконцами стала перебираться на новые места ниже по течению, а экипаж Воронко вернулся к своему бублю. Уславливались только по времени, так как радиосвязи предусмотрено не было, а сигнальщик на дороге плохо виден.

    В этот момент, не дожидаясь перехода страховки вниз, Воронко и Галяпин стартовали, видимо, под влиянием сильного психологического напряжения. Их увидели, когда они появились из-за поворота непосредственно перед водопадом, причём баллон, на котором находился Воронко, медленно оседал, а экипаж не предпринимал усилий выброситься на камни. Так как бубель был новый, то предположить, что в одной из уже мощных бочек лопнула оболочка, маловероятно. Скорее всего они поймали острый камень, к ним бубли особенно чувствительны. На Башкаусе Слава плыл на том же бубле, на котором сейчас собирался плыть второй экипаж. И в одной из простых шивер они поймали камень, разрезавший обе гондолы на длину 1 м.

    Бубель ушёл в водопад, где его изрядно месило, но оба человека ещё сидели в гондолах. Затем бубель выкинуло к прижиму правого берега, перекинуло через обливную скалу в котёл, там поставило вверх ногами и в этот момент из уже полупустой гондолы вымыло Славу Воронко. Он плыл впереди, держась за бубель. При такой высокой скорости потока и непрерывных мощных бочках он предпринимал попытки протиснуться между осевшим на палубу баллоном и поручнем. Когда он почти успел это сделать, бубель врезался в скалу его бортом. Через несколько секунд судно появилось из-за скалы, Слава был на гондоле и боролся, хотя та почти вся была под водой, а его всё время накрывало валами и кидало через камни. Впереди был особенно мощный слив в котёл, над которым клубилась водяная пыль. Бубель упал в котёл, вся рваная гондола исчезла, несколько секунд бубель трясся в котле, потом его бросило на правую скалу, где он разломился, гондола с Галяпиным встала вверх ногами, потом легла на воду и только тогда в 10 метрах ниже мелькнул в пене жилет Славы и снова пропал, вынырнул снова, удар валом и он пропадает ещё секунд на 5, затем уже на крутом правом повороте у устья Карасу мелькнуло в пене что-то оранжевое и унеслось за скалу. Похоже, что в этот момент гондола Галяпина тоже получила повреждения обломками труб и за поворот бубель ушёл полностью разрушенным, но Галяпин был на обломках гондолы. Это последнее, что я видел сам.

    Нижняя страховка измучилась в ожидании и неведении, но из дуг ребята не вылезали. Внезапно с дороги раздался крик - это водитель машины увидел в реке что-то оранжевое. Четвёрка бросилась на перехват и вытащила на берег Сашу Галяпина без сознания. Его стали откачивать. В это время заметили Славу Воронко, он плавал в улове под скалой, голова была под водой. Сашу Галяпина откачали, Славу Воронко спасти не удалось, не смотря на инъекцию кардиомина (помощь с уколом пытались оказать случайные геологи). При внешнем осмотре было обнаружено, что у Славы выбиты зубы, других видимых повреждений не было.






    Причины трагедии и рекомендации

    Основная причина трагедии - порочный стиль хождения сложнейших препятствий "на время", лихим кавалерийским наскоком без детальной предварительной подготовки всего мероприятия. Такая подготовка должна была включать:
    1. Строительство судов повышенной надёжности
      Скорее всего это всё же бубель, но у него не должна рваться оболочка за несколько метров до порога. Видимо, внутренний баллон должен быть многосекционным, по крайней мере, его нижняя половина. Так, чтобы при разрыве любой ёмкости в районе днища не происходило ослабление ремней, крепящих гребца. Наружная оболочка должна быть новой и достаточно крепкой. Оболочка второго бубля лопнула просто от давления воды, а не от камней. Экипажу повезло, что это случилось выше последней чалки.
      Видимо, нужно увеличить количество ремней усиления на наружной оболочке, чтобы они держали основное давление, а не капроновое полотно, и чтобы в возможные разрывы не могли вылезти внутренние ёмкости.
      Диаметр баллонов всё же не должен быть очень большим, так как пропорционально увеличению поверхности баллонов возрастает и давление воды, а в этом случае никакое усиление набора не поможет - вода сломает всё. Так было со вторым бублём в 1998г. в пороге "Селевой" на Башкаусе с экипажем из Славы Воронко и Алексея Овсянникова. В начале порога один баллон забило в щель между глыбами, и вся мощь реки навалилась на второй баллон. Овсянников рассказывал потом, что бубель трещал и скрипел, но, слава богу, не лопнул. Лопнул продольный подпалубник, а поперечина диаметром 60 мм согнулась под 25 градусов.
      В каком бы положении бубель ни находился, на любой его стороне должны быть лямки, нашитые кольцом вокруг баллона, чтобы плывущий рядом человек мог схватиться. Я видел, как Галяпин с трудом держался на опрокинутой гондоле, когда она уже плыла вверх ногами перед тем, как уйти за поворот.
      Чем меньше на бубле лишнего "железа", тем лучше. Наличие поручня на наружной стороне палубы следует признать ошибкой, так как он мешал Воронко залезть в гондолу.
      Не следует и увеличивать площадь палубы, так как это приведёт к увеличению нагрузки от падающей сверху воды.
      Нужно ещё раз продумать крепление всяких верёвок - чалок и парашютов. Они не должны разматываться ни при каких ситуациях. Галяпин вспоминал, что уже в полубессознательном состоянии резал на себе верёвки.
      Нужно также обратить внимание на пояс, фиксирующий гребца. Это слабое место бублей. Липучки, применяемые в них, забиваются мусором, перестают держать и расстёгиваются при больших усилиях. Так было у А. Овсянникова в "Селевом". В результате весь порог он провисел на руках.
      В качестве материала для внутренних ёмкостей, пожалуй, нужно вернуться если не к БЦК, то к старому доброму "дождю" - однозначно.
      Из всего этого следует, что бубель должен пректироваться специально для такого экстремального сплава и что у него будет несколько больший вес, чем обычно. Да, это так. На это нужно идти сознательно.

    2. Личное снаряжение
      Сплав на бубле в Карагемском прорыве характеризуется тем, что после того, как судно прыгнуло в водопад, от гребцов уже мало что зависит. Поток настолько мощный и перегрузки так велики, что силы двух людей расходуются, в основном, на то, чтобы удержаться на судне при падениях в бочки и переворотах вверх ногами. Нужно ещё постараться не врезаться в обломки скал в русле. Это допускает использование спасжилета большого объёма, но такого, который не мешал бы вылезать из воды на гондолу. Слава Воронко погиб потому, что после того, как его смыло, он больше находился под водой, чем на поверхности. Кроме того, необходимо, чтобы потерявший сознание гребец не плавал лицом вниз в уже спокойной воде.
      Шлемы фирмы PRIJON смыло у обоих. Застёжки оставляют желать лучшего. Шлем должен иметь забрало.
      На Воронко были каякерские тапочки с прочной подмёткой на липучке фирмы PRIJON - его выловили босым. На Галяпине были обычные вибрамы на шнуровке - один он потерял. В данном случае вибрамы лучше кед, шнурки должны быть новыми и не должны болтаться.
      Защита на штанах и рукавах обязательна. Естественно, должен быть полный мокрый гидрокостюм. Обязателен острый, проверенный нож с удобной рукояткой.

    3. Организация страховки
      Страховка должна была быть организована ещё до выезда на реку. Для этого должна была быть составлена схема Прорыва, должна была быть изучена видеозапись всего Прорыва, утверждены основные методы страховки, определено необходимое количество людей и снаряжения.
      К страховке я отношу и связь. Минимальное количество портативных радиостанций - 4. Одна на месте последней чалки перед водопадом, вторая на нижней страховке с воды, третья на дороге в месте, где видна большая часть порога, и четвёртая на самом судне в гермоупаковке. Связь должна быть проверена на работу в каньоне.
      Нижняя страховка - лучше 2 катамарана, поставленные как можно выше по течению, вплоть до спуска их по верёвкам в те места, откуда они уже смогут сплавиться без оверкиля. Возможно ставить их придётся с разных берегов. Для страховки катамараном с левого берега его придётся собирать уже на месте страховки, так как берег труднопроходим. Можно подумать и о страховке другим бублём, который занести ещё выше или собрать на месте в средней части Прорыва ниже устья Карасу. Участок выше Карасу бубель идёт вдоль правого берега на большой скорости, падая в мощные бочки. По камням правого берега там можно пробраться. Поэтому имеет смысл организовать принудительную чалку на правый берег в районе прижима ниже водопада перетягами, вплоть до использования волейбольных сеток (были и такие случаи).
      Всё это, безусловно, требует времени, сил и расхода нервной энергии, особенно у участников сплава.
      Из альпинистского снаряжения понадобятся основные верёвки для перетяг и спуска в каньон, карабины, жумары, обвязки.
      Нужны несколько спасконцов для вспомогательных нужд, а также спиннинг для наведения перетяги или переправы.
      Один катамаран должен оставаться и выше начала порогов в районе Карагемской поляны для переправы, так как путь по левому берегу от водопада вниз займёт пол дня, при этом желательно иметь верёвку, а вверх отсюда ближе и проще.
      Аптека должна быть на нижней страховке. В ней должны быть средства для оказания помощи при остановке сердца, переломах, болевых шоках. В группе спасателей должен быть врач. Все участники должны уметь делать инъекции и откачивать утонувшего.
      На стартующем судне должен быть минимальный ремнабор. В группах страхующих должны быть фонари, минимальные аптечки и сухие пайки. Все участники страховки на берегу должны быть в касках и спасжилетах. В группе должна быть автомашина, готовая к немедленному отъезду.
      Сплав по Карагемскому прорыву без чалок займёт около 15 минут, подготовка страховки на месте займёт несколько дней!

    Выводы

    1. Причина трагедии в порочном стиле хождения сложнейших препятствий - "на время", лихим кавалерийским наскоком, без детальной предварительной разработки всего мероприятия. Приверженцами этого стиля были все участники сплава по Карагемскому прорыву, все они - опытные водники и понимали на что идут, поэтому винить в случившемся только руководителя сплава - несправедливо, хотя его авторитет среди водников Новосибирска и сыграл свою роль при принятии решения о сплаве.
    2. Присутствие на Прорыве нашей походной группы, выставившей нижнюю страховку, спасло жизнь Александру Галяпину. В противном случае погибли бы оба члена экипажа. Тем не менее участники нашей походной группы, также опытные водники, видимо сделали не всё, чтобы отговорить Воронко и Галяпина от сплава.
    3. Карагемский прорыв принципиально проходим. Участники сплава должны отдавать себе отчёт, что идут на смертельный риск, при этом путём детальной предварительной разработки прохождения этот риск должен быть сведён к минимуму. К такой предварительной разработке относятся:
      • снятие и изучение видеоматериалов о Карагемском прорыве;
      • проектирование и строительство судов повышенной надёжности;
      • разработка тактики страховки и подбор необходимого снаряжения;
      • формирование группы обеспечения;
      • разведка Прорыва на месте и установка страховки;
      • уточнение тактики прохождения;
      • координация взаимодействия всех участников экспедиции в различных ситуациях.
    Идти в Карагемский прорыв без детальной предварительной разработки прохождения - это всё равно, что лезть на Эверест без палатки и спальника!

    Заключение

    В ближайшее время Карагемский прорыв, безусловно, будет успешно пройден.
    Цель этой статьи - передать опыт, за который заплачена высокая цена, тем, кто пойдёт в Прорыв.
    Когда мы видим на экране телевизора, как западные каякеры под весёлую музыку легко прыгают в головокружительные водопады, надо помнить, что эта лёгкость видимая, это лишь конечный результат огромной работы. Чудес не бывает. За этой лёгкостью стоят годы упорных тренировок и фанатичной преданности этому виду спорта, за эту лёгкость заплачено деньгами и судьбами.
    И последнее. Есть команды, руководители которых, прославленные участники Клуба кинопутешествий, бросают ничего не соображающих новичков в узкий скальный тоннель, который никто не ходил и который невозможно просмотреть, тоннель, в котором одного бревна хватит на всех. Есть команды, экипажи которых "героически" проплывают по шивере перед видеокамерой, а затем бросают вёсла в бочке. Есть команды, в которых рассуждают о "долге" и "подвиге", а плавают на бурдюках, скреплённых кое-как жердями. Как правило, все эти команды собираются чего-то там "покорять", с кем-то там "сражаться", а потом, после трупа, "вернуться и отомстить!" кому-то.
    Обходите эти команды за версту. Мой вам совет.




    [начало][навигация][ссылки]

    Copyright © группа TAG, 1999

    Экстремальный портал VVV.RU