[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]


Константин Бекетов


Водные маршруты Ленинградской области


Водные маршруты для весенних выездов.

Камышёвка и Гороховка.

Интересный двухдневный маршрут можно пройти весной по рекам Камышёвка и Гороховка (западная часть Карельского перешейка). Начало - в пос.Каменка на берегу оз.Красавица. Подъехать можно рейсовым автобусом со ст.Кирилловское или из Зеленогорска (что дороже и дольше). Логичнее проехать на автобусе до моста через Камышёвку перед одноимённым посёлком и здесь собрать байдарку на левом берегу реки.
Ширина Камышёвки в паводок 5-15 м. Река сильно петляет, лес по берегам в основном лиственный, но попадаются и хвойные перелески с хорошими стоянками. До слияния с крупным левым притоком Александровкой (по ней также можно проплыть на байдарке, начав путешествие со ст.Куолемаярви) препятствий нет, этот участок можно преодолеть за 4-5 часов. Приятная особенность реки - отсутствие завалов.
После слияния река носит название Гороховка; ширина русла 10-30 м., падение примерно 1 м/км. Река проходится до устья также примерно за 4-5 часов. Под мостом на шоссе на Дятлово первый перекат, ниже по течению преобладает хвойный лес, много хороших мест для стоянки. В нескольких км. ниже моста начинаются пороги, с перерывами тянущиеся почти до устья. Наиболее сложный порог представляет собой несколько крупных камней в узком русле с приличным падением. Весной валы более 1 м., мощные бочки. Это место выборгские туристы называют "каньоном". Несколько обращающих на себя внимание порожков расположены уже в черте пос.Токарево. Начиная от "каньона", берега реки высокие, крутые, наверху сосновый лес.
Ниже Токарево 3 км. тянется поле, затем автодорожный мост, перекат и ж/д мост, обозначающий конец маршрута. В устье на отдельных крупных камнях посреди речного потока воздвигнуты статуи гипсовых пионеров. Они производят неизгладимое впечатление на ранимые души. Приставать лучше за ж/д мостом направо. До ст.Советский примерно 1,5-2 км. на юг по шпалам или параллельно по дороге. Можно уехать дизелем в Питер через Зеленогорск или через Выборг.






Оз. Михалевское - р.Козловка - оз.Любимовское - Вуокса.

Маршрут начинается от станции Бородинское, куда можно добраться из Выборга на дизеле, следующем до Хийтолы или Элисенваары. Для проезда требуется пропуск в пограничную зону. От станции до моста через реку, соединяющую Бородинское и Михалёвское озёра - около 250 м (по шпалам до переезда, далее по асфальту вдоль путей). Место для сбора судов - на левом берегу в 100 м от дороги вниз по течению, в конце бурного порога (несколько проток, перепад около 3 м, длина 150 м, проходим только в большую воду). Дальше 1 км тихой воды до озера Михалевского. Левый п/х берег озера почти всюду плохой, стоянки на правом (скалы, хороший лес) или на островах. Из озера протока в его вторую часть - узкая с течением. Во втором озере тростник, трудно найти исток Козловки. На реке хорошие берега в первой половине пути, особенно на левом берегу (сосновый бор подходит к воде). Изредка у воды скалы. Несколько несплошных завалов. Перед устьем сначала перекат у разрушенного моста (справа - пара домиков). Можно проходить сходу. Через 500 м - порог на месте плотины, перед ним очень низкий мост. Прохождение порога при невысокой воде сомнительное, сплав проводился самой левой протокой, но с трудом, по кустам и не миновав камней. За порогом сразу - озеро Любимовское. Обнос порога возможен справа (тропа по полю). Приставать перед мостом на правый берег. Осмотр порога обязателен.
Дальнейший путь по Любимовскому озеру с выходом либо к Мельниково через оз.Синее, либо в Балахановское озеро через Весёлую канавку многократно описан в литературе.






Хейнйокский пролив (Лосево-Выборг).

От Лосево 2 - 3 часа не спеша по "верхнему" озеру в западном направлении, минуя вход в Вуоксу-Вирта (справа п/х), до мыса Кривой. В глубине его, на материке, строения турбазы, но сам мыс зарос густым сосновым подлеском, и небольшая группа вполне может переночевать здесь незамеченной. Поблизости дров немного, но дальше вглубь берега должны быть.
Дальнейший путь - через пролив на Барышевский плес. Неплохая стоянка на правом п/х (северном) берегу пролива.
Далее следовать, оставляя слева цепь островов (это начало Барышевского оза). На островах сосновый бор, много хороших стоянок, но мало дров. Напротив острова Песчаный (справа п/х) начинает ощущаться течение, наиболее сильное в протоках около острова Ближний. На правом п/х берегу (остров Телячий) песчаные обрывы ~ 4 м высотой. Наверху сосновый бор, стоянки. Слева п/х - подъезд на а/м от Барышево. Выше течение слабее, но заметное. Вдоль зап. берега тянется оз (оз - это вытянутая песчаная гряда, следы ледникового рельефа), на мысах стоянки.
В 300 м ниже острова Скворечный на левом (орографическом) берегу - первый скальный выход на Вуоксе, если подниматься снизу. Сам остров Скворечный тоже скалистый. На берегах имеются хорошие стоянки (лучше на правом берегу, под озом).
Прорыв Вуоксой Барышевского оза именуется порогом Гремучий (др. название - "шлюз Гремучий"). В основной протоке здесь небольшой перепад, прямая сильная струя. Обнос метров 15, не больше, по острову или по северному берегу. Остров удобнее, но является частной собственностью (на берегу табличка). Хорошие стоянки на правом п/х мысу выше Гремучего (мыс Твердый).
Напротив острова Геройский сильное течение, протоки, островки. Идти удобно вдоль острова Озовый; на нем хорошие места для стоянки, сосны, песок, камни. При выходе в расположенное выше озерное расширение - цепочка небольших островов. Еще выше сужение с едва заметным течением, хорошие стоянки на мысах справа и слева. Дальнейший путь к устью протоки из озера Макарьевского проходит среди многочисленных островов с густыми зарослями тростника - некоторые проливы труднопроходимы и едва обнаруживаются.
Протока с сильным встречным течением, местами сужается до 2 м. Недалеко от устья быстроток с перекинутым через реку бревном - здесь проводка. Выше, за небольшим плесом, еще один подобный участок, проводка около 50 м. Выше узкое вытянутое озеро, примерно на полпути по нему справа - хорошая небольшая стоянка со скальным лбом. На скале в 2 - 3 м от воды выбит знак: "FP 1902". В конце озера короткий порожек и деревянный мост на лесной дороге. Помимо основного русла, существует соседняя маловодная (и то при высоком уровне воды) протока без моста (на дороге неглубокий брод). Байдарку можно провести по этой протоке и выйти, таким образом, в залив озера Макарьевского. На противоположном берегу видны опоры ЛЭП над лесом. Пересекаем озеро, на той стороне небольшая бухта, в дальний конец которой впадает ручей из озера Малое Макарьевское. Правее устья ручья - стоянка. Ручей состоит из цепочки озер, соединенных протоками. Первая протока (нумерация снизу вверх)имеет протяженность около 300 м, по воде проходимы первые 30 - 50 м, затем обнос крутопадного участка - 70 м, и далее проводка еще 150 - 200 м. Расположенное выше озеро небольшое, в центре из воды выступают большие камни, над озером проходит ЛЭП. По левую руку остается скальный выход (место для стоянки). Вторая протока короткая, заросшая тростником, течение не сильное, преодолевается на веслах. Вышележащее озеро также небольшое, с заболоченными, в основном, берегами, хотя есть и сухие ровные скальные площадки.
Третья протока имеет длину 250 м, устье трудно найти в тростниках, а также трудно и проплыть по заросшему, извилистому и узкому руслу. Выше русло чистое, без зарослей, но много мелкосидящих камней в воде - проводка. По берегам в лесу - скалы, камни. Расположенное выше озеро последнее пред Малым Макарьевским. Оно уходит узким проливом далеко влево п/х, но идти надо вперед, поперек озера, и искать в тростнике вход в последнюю 4-ю протоку. Она мелкая (проводка), пересекает лесную дорогу (брод). Протяженность протоки пара сотен метров.
Малое Макарьевское отмечается изрезанной береговой линией, большим количеством островов, камней и их скоплений в воде. Много мест для стоянки. Озеро малопосещаемое, прямого подъезда нет. Дальнейший путь возможен двумя вариантами:
1. Подняться дальше по протоке, преодолевая последовательно озера Промежуточное, Воробьиное, и не доходя до озера Палевского совершить волок по дороге в реку Нижняя Липовка или в озеро Восход, из которого река вытекает.
2. Из северо-западного залива озера Малое Макарьевское, "заткнутого" островом, осуществить волок в озеро Лунное, а из него по ручью выйти в озеро Большое Градуевское.
Мы пользовались вариантом № 2.
В заливе озера Малое Макарьевское характерный ориентир - огромный камень-постамент правильной формы, поднимающийся из воды. Он остается по правую руку. Надо найти на берегу тропу волока (вдоль финских противотанковых надолбов) и следовать ей. Волок 500 м, тропа не слишком набитая, но однозначная, достаточно сухая,. Идёт по слабохолмистой каменистой местности.
Озеро Лунное - небольшое, заболоченное, с болотистыми лесными островами в центре. Из западной оконечности вытекает маленький ручей, но он вполне проходим на байдарке на протяжении ~300м. Вначале болото, заросли тростника, затем берега повышаются, ручей входит в скалистый "каньон" (особенно высок правый берег). Ниже ручей непроходим (очень узко, цепочка маловодных "водопадиков"). Обнос 250 м по старой дороге влево п/х до берега озера Градуевского. Вдоль берега проходит ЛЭП, в зоне отчуждения севежевырубленные кусты, их кучи затрудняют спуск на воду. Устье ручья остается справа, а слева - небольшой мыс, на котором имеется природный "грот" в огромных глыбах. Размеры этого "каменного шалаша" таковы, что внутрь можно поставить четырехместную палатку. Рядом имеется менее "экстремальная" площадка.
Дальнейший путь проходит через Малое и Большое Градуевские озера, в дальний западный залив (на острове, что находиться северо-восточнее острова Рыбачий, хорошие стоянки на скальной плите). В заливе множество гигантских камней в воде, запутанная орография (в сужениях - небольшое течение).
Протока в озеро Сибирское - довольно многоводная, шириной 3 - 4 м, бурная, с камнями в русле, длиной 200 м. Берега Сибирского озера высокие, скалистые. На протоке в озеро Губановское небольшой порожек, мост из трех бревен, которые возможно приподнять с берега для удобства прохода байдарки. На протоке озерное расширение, не обозначенное на карте. Протока из озера Губановского в Соколиное - спокойная, в меру быстрая; перед устьем - высокий мост. На Соколином тростниковые заросли, низкие заболоченные острова. Впереди видны постройки поселков Гвардейское и Овсово; 2 подряд моста на дороге, связывающей поселки. Вправо п/х от моста 2 км до ж/д ст. Гвардейское. Возле станции магазин.
Дальнейший путь по постепенно сужающемуся озеру Кунье. Хорошие места по берегам - после половины длины озера, 2.5 - 3 км от моста. Берега повышаются, появляется течение. После пересечения с газопроводом (типа моста) начинается река. Течение быстрое, камни, по берегам - скалы, еловый лес. Через 500 м от трубопровода - порог (над ним мост). Падение 2 - 3 м (общее на 100 - 150 м), имеется ступенька до 1 м высотой в начале порога. Перед порогом заходная шивера. Порог проходить лучше вдоль правого берега. За порогом небольшое озеро, затем на протоке ряд несложных перекатов, но именно они на карте обозначены как порог. Слева п/х строения пос. Озерное. Дальнейший путь - поворот вправо по вытянутому озеру Большое Лисицынское, из которого выход влево к финской плотине разрушенной мельницы. В мельнице несколько проток, можно пройти вначале левой, а затем идти в центральную. Проходили одним гребцом, что не спасло от камней на выходе. Трудно вписаться в поворот. Падение в плотине (пороге) большое, 2.5 - 3 м. С обоих сторон подходят старые дороги, но моста здесь нет. На левом берегу под порогом поляна и стоянка, здесь же, по левому берегу, идет тропа обноса. При малой воде порог непроходим.
Дальнейший сплав - 5 км по озеру Смирновское, затем 500 м по реке до ж/д моста и погранпоста. Дальше без пропуска не пускают.
До станции Пальцево 400 м от моста влево, в сторону Выборга.
При наличии пропуска можно выйти в Сайменский канал и далее в бухту Защитная, откуда войти в городскую черту Выборга и закончить маршрут на набережной возле ж/д вокзала.








[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000

Экстремальный портал VVV.RU