![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 19.07. Утром дождь, вынужденное бездействие. К середине дня погода улучшилась, я уговорил Игоря подняться на катамаране вверх по реке до порога Красивый - за ложкой. Тем более, что это могло послужить хорошей тренировкой перед Кутсайоки. Обнос Ямы по левому (орографически) берегу, длина обноса не более 100 м. Затем порог Узкий, где удалось осуществить обнос прямо по скале в пороге, всего около 3 м, мимо основного слива. До порога Вечерний поднялись на веслах, порог обнесли по острову, справа (орографически) от основной протоки. Имеет место тропа, обнос около 150-200 м. Выше длинный плес на веслах, под порогом Красивый встретили наших знакомых казанцев. Ложна была найдена и спасена, мы в 3-й (в общей сложности) раз прыгнули с нижней ступени Красивого, испили чаю у гостеприимных казанцев и отправились обратно на порог Котел, к своей палатке. Проплыв Яму (нас опять развернуло и вынесло из бочки влево, на этот раз на разгруженном судне), под порогом увидели неожиданно народ и слева и справа - это группы, сплавлявшиеся по Кутсайоки, поднялись от слияния. Слева - латыши, справа - беларусы. Мы проплыли мимо них, но успели быть приглашенными на банкет. "Котел" на этот раз преодолели по левому языку слива, на удивление чисто в него зайдя. Перекусив, прошли по тропе 500 м до латышей, а от них, после довольно долгого общения, беларусы на своем К-2 перевезли нас к себе. Банкет, красная рыба... Чудом переплыли обратно к 5 утра. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 21.07. Утром мимо нас с шумом и гиканьем сплавилась целая орава москвичей на 3 больших катамаранах. Всего их было человек 20, причем в их оснащение входили рации для переговоров между судами. Порог Малый каньонный расположен в узком скальном коридоре, его однозначно приходится обносить при подъеме против течения. Обнос проводили тропой левого (орографически) берега, прямо от места ночлега. Обнос тяжелый из-за узкой тропы и густого подлеска, длиной около 250 м. Примерно в 2 км выше, после плеса, на реке шивера. Русло здесь делает большую петлю, удобно обнести судно по заметной тропе справа по ходу под шиверой. Тропа ведет через невысокую гряду, которую и огибает река. Длина волока 50-70 м, он приводит выше начала шиверы. Еще одна тропа выводит вправо-вверх на грунтовую лесную дорогу, по которой можно выйти в Вуориярви. Следующее препятствие - порог Ступенька. Обнос 200 м по тропе левым по ходу берегом. Обнос очень тяжелый. В 300 м выше небольшой порог, обнос 20 м справа по ходу, по скальным плитам. Затем тянется плес, вскоре сменяющийся мелкими перекатами - их очень много, преодолеть можно только впроводку. У реки на этом участке неплохие берега, в нескольких местах к воде подходят высокие холмы. Перекаты приводят к шивере "Длинной", которую необходимо обнести тропой правого по ходу берега. Решаем заночевать под шиверой в начале тропы, ибо здесь имеется удобная стоянка |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 25.07. Весь день мы героически гребли по водохранилищу, попутно ловя рыбу (крупную щуку отпустили (неспециально), зато окуней несколько все же выудили). Под вечер, километров за 10 от Зареченска, ветер стал встречным и довольно сильным, медленно плелись вдоль левого по ходу берега. Берега всюду замечательные и скалистые – сказка. Много разнокалиберных островов. В 21 час мы подошли к плотине (дамбе). Отсюда до поселка 3 км, но дороги мы не знали. На дамбе перепад уровней не меньше 20 м (больше?), но створки закрыты и за ней сухое русло на месте явно очень серьезного длинного порога. Поэтому, обнеся дамбу, встали за ней в укромном местечке на левом берегу сухого русла. Вода в нем имеется в виде тоненького ручейка. Всю ночь разбирали катамаран, а затем пошли по дороге на автобус, который отправлялся, по описанию, в 6 часов утра. Первый облом заключался в том, что перейдя по грунтовке сухое русло и поднявшись на правый берег, мы обнаружили там полноводный быстрый канал – по нему можно плыть. Второй облом: канал (и дорога, по которой мы шли) закончился колючей проволокой, злой сторожевой собакой и строениями ГЭС. Настоящая дорога до поселка была на другом берегу канала. Мы обошли ГЭС слева (а что оставалось?) и поспешили по лесной дороге. По правую руку в скалах вырублен взрывами поистине грандиозный каньон 35-метровой глубины – дух захватывает от этого зрелища. А пленка в фотоаппарате уже кончилась. Меж тем дорога благополучно кончилась на мысу, на стрелке нового и старого русла, причем старое (слева по ходу) русло оказалось … затоплено. До автобуса – 20 минут. С ощущением катастрофы бежим (35 кг – рюкзаки) вверх по руслу, берег местами заставляет немного увлечься скалолазанием, до того места, где по камням смогли перейти на левый берег). Так рывок через тайгу (150 м), затем прыжок через бетонный водопровод (без воды) и вот мы на дороге. Повернули по ней вправо по ходу, до окраины поселка еще почти 1 км. Ровно в 6.00 я выбежал на мост через реку Иову в поселок Зареченск. От моста 300 м с замиранием сердца до автобусной остановки – и выясняется, что до рейса еще 1 час. Полное расслабление и опустошение души. Автобус пришел, до Кандалакши около 40 рублей/лицо с рюкзаком. Ехать 100 км. Борясь со сном, жду пересечения дороги с рекой Толванд – она оказалась крайне маловодной, хотя и действительно очень крутоспадающей. Слева по ходу движения – красивейшее озеро Толванд: высокие сопки по обоим берегам. Затем асфальтовое шоссе Алакуртти – Кандалакша, знакомые Келесуайв Тунтури слева, почему-то маловодная река Канда, вокзал в Кандалакше с на удивление приятными водниками из Москвы. В час дня – скорый поезд. ![]() ![]() ![]() |
![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
Copyright © группа TAG, 1998. |