[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]


Дневник Константина Бекетова

Поход совершен на К-2 в июле 1998 г.
 


Тумча и Кутсайоки

15.07.
Прибыли в Кандалакшу в 4 ч 20 мин утра. Поезд в Ковдор отправляется в 9 ч 20 мин, стоимость билета 23 руб. Поезд - 3 вагона, из них 1 или 2 - перецепные от московского поезда. В Ковдор поезд прибывает в 12 ч 47 мин, во время стоянки в поселке Ёна проходит пограничный наряд (нужны только паспорта). В Ковдоре из багажного вагона выгружали полиэтиленовые каяки. У нас две проблемы: зарегистрироваться у пограничников и найти машину до реки (т. н. "шестая застава" - кодовое название направления). К пограничникам можно проехать на автобусе - несколько остановок, можно пройти и пешком. Формальности заняли 5 минут - нас записали - и все! Сказали, что завтра, может быть, пойдет машина в нашем направлении - что-то типа хлебовозки. Ждать не хотелось, поэтому занялись вплотную проблемой N 2. Выбор был невелик - всего 1 машина (ГАЗ-66). В результате длительных переговоров удалось сбить цену до 200 руб + 0,5 л спирта "Рояль". На том и порешили. ГАЗ-66 на двоих - это довольно шикарно. Дорога, вопреки ожиданиям и заверениям - очень хорошая, можно проехать на любой легковухе. Вторую половину пути дорога идет вдоль проволочных заграждений - до границы еще 5 км, дальние сопки - уже Финляндия. За 1,5 км до моста через реку - пресловутая 6-я застава. Здесь надо отметиться у командира (пока отмечались, у нас из машины украли спирт). Немного ниже моста на левом берегу нас выгрузили - то обычное место стапеля. Впрочем, некоторые группы завозят ниже по реке (это когда туристы надоедают командиру заставы и он запрещает выгружаться на мосту). Ехали мы от Ковдора в общей сложности не больше 1,5 ч. За 3 часа собрались и сплыли. Река шириной метров 15-20, течение пока слабое. Берега вначале болотистые, за редким исключением низкие (исключения в виде отдельных пригорков среди ерника). До хорошего места стоянки плыли около 3 часов, преодолев пару быстротоков и мелководный порожек. Стоянка на левом берегу, в редколесье, поросшем сплошным ковром ягеля. Напротив, на правом берегу - впадение ручья.

16.07.
На реке плесы все чаще сменяются перекатами и порожками. Местность абсолютно ненаселенная. По берегам множество неплохих мест, имеются скальные выходы, большие скальные обломки в воде и прочие красивости. Из препятствий запомнились многоводная шиверка в скальных щеках и, несколько ниже, - порожек с эффектной скалой на левом берегу в конце. На этой скале мы пообедали. Затем было еще несколько запоминающихся порожков с выходами скал - и мы доплыли до развалин бывшей деревни Переправа. Судя по лоции, от этого места начинается "каньон". И действительно, появляются высокие скалы то справа, то слева. В русле сплошные несложные шиверки. Местность живописная, хотя и не дотягивает до настоящего каньона. По окончанию "каньона" начинается "ущелье". Где-то на этой неуловимой границе мы и заночевали. В течении дня мы пытались ловить рыбу на дорожку - и хотя клевало 3 раза, выудить ничего не удалось. Где-то днем проплывали крупные левый приток Ватаманиоки. При слиянии она практически не уступаем Тумче по водности. Есть сведения, что река неоднократно проходилась туристами - заезд на нее не требует посещения погранзаставы.






17.07.
Полдня преодолевали "ущелье". Река течет в глубокой долине, правый борт более крутой и высокий (перепад высот до 250 м). Встречаются перекаты и шиверы. В начале этого участка на левом берегу - "приток-водопад". С реки слышен шум падающей воды, в лесу несколько водопадиков высотой 2-3 м.
После ущелья начинаются тягомотные плесы, особенно ужастен 6-ти километровый плес перед Алакуртти. Ветер был строго встречный и весьма сильный. В поселке основной ориентир - высокий бетонный мост. В сотне метров за ним начинает порог "Первенец" 4 к. с. Нужно причалить для осмотра к правому берегу, где есть уже целая система удобных троп.
Отсюда же можно сходить на левый берег через мост - в магазин, и на правый берег - к пограничникам. Общая длина порога - около 300 м, до второго (деревянного) моста в Алакуртти. В пороге 3 протоки, мы шли по правой и остальные не просматривали, но вроде как они менее проходимы. В правой же протоке 3 слива: 2 первых небольшие, а затем около 1,5 м со сложной "крученой" струей. В струе навал на камень. Выходная шивера в пороге не сложна.
За деревянным мостом почти сразу следующий порог - "Падун". Мы шли левой протокой после осмотра. В Падуне прямой слив также высотой 1,5-2 м. В целом порог не очень сложный, хотя и устрашающий. Красивы отвесные скальные берега порога.
Почти сразу за Падуном, после островов и проток, небольшой мелководный порог, через 1 км - еще один (здесь, сразу за порогом, еще один мост, это конец Алакуртти). Ниже после плесов, порог Водопадный (4 к. с.), показавшийся несложным. В пороге пологие плиты через все русло, в этом месте широкие. Запомнилась левая маловодная протока, падающая небольшим отвесным водопадом с нависающей скалы. Дальше многокилометровый плес до порога Кривой (сгоревший мост на плесе). Заночевали в 300 м выше Кривого на левом берегу над скальным выходом.






18.07.
Отсюда к порогу ведет лесная дорога. В пороге поворот на 90 градусов влево и ступенька высотой 1,5-2 м (слева по ходу более отвесный, но чистый, правее - камни, бочка). После Кривого плес, затем серия несложных порогов, довольно длинная. Встретили двоих ребят из Казани (Вадик и Оксана) на КНБ. Это первая группа на реке. Лес по берегам приобрел гораздо более южные черты, чем до Алакуртти (причем граница ландшафтов проходит резко через Алакуртти).
С казанцами договорились о встрече на пороге Красивый с целью взаимного фотографирования. Мы двинулись вперед по плесам с резкими несложными перекатами. Перед порогом Красивый сложные островные разбои, красочные берега... Перед началом порога на правом берегу хорошая стоянка, здесь и заобедали в ожидании казанцев. В Красивом ключевое место - в самом конце, это косой высокий слив и не менее косая бочка. Прыгнув с грузом в самую жуткую середину, мы чуть не кильнулись через левый (мой) баллон. Лопнули пряжки на ремнях, которыми крепился крест-накрест груз к раме катамарана. Пряжки были пластмассовые, на 40 мм, фирмы "Апри". Из 4-х пряжек лопнули 2 или 3. Поскольку на правом берегу несложный обнос ключевого участка, мы с Игорем еще раз, уже на пустом катамаране, прошли слив, теперь не пытаясь залезть в большую бочку, а обходя ее. Это получилось более пристойно. Казанцы прошли на немного разгруженной байде, без приключений, и встали на ночлег под порогом на левом берегу. А мы продолжили сплав, решив дойти до порога Котел.
От Красивого до Котла, или немногим более, километров. Вначале длинный плес, затем несложный, с островами, порог Вечерний. От него не более 1 км до порога Узкий - простого и очень короткого. Почти сразу за Узким порог Яма, не сложный технически, но с большой бочкой через все узкое русло и очень мощной водой (за что и имеет, видно, 5 к. с.). После просмотра левым берегом, прыгнули в центре. Бочка тормозит и ставит немного лагом, но быстро выстреливает влево-вбок. Через 500 м плеса (слева - скалы) порог Котел. Выглядит не менее внушительно, чем Яма. Проход возможен совсем слева или, при нашей воде, справа. Прошли справа с грузом и встали на чудесной стоянке на левом берегу над порогом. Здесь небольшой "музей под открытым небом" - всяк ваяет память о своем посещении Тумчи. Имеется пара идолов "Каякер Вася", столб с указанием направлений и расстояний, разнообразные памятные доски прибиты к деревьям.
Весь оставшийся вечер я бегал с фотоаппаратом вдоль порога и искал выигрышные ракурсы (Игорь тем временем понемногу хлопотал по хозяйству). За ужином выяснилось страшное: на обеде я забыл ложку.






19.07.
Утром дождь, вынужденное бездействие. К середине дня погода улучшилась, я уговорил Игоря подняться на катамаране вверх по реке до порога Красивый - за ложкой. Тем более, что это могло послужить хорошей тренировкой перед Кутсайоки.
Обнос Ямы по левому (орографически) берегу, длина обноса не более 100 м. Затем порог Узкий, где удалось осуществить обнос прямо по скале в пороге, всего около 3 м, мимо основного слива. До порога Вечерний поднялись на веслах, порог обнесли по острову, справа (орографически) от основной протоки. Имеет место тропа, обнос около 150-200 м. Выше длинный плес на веслах, под порогом Красивый встретили наших знакомых казанцев. Ложна была найдена и спасена, мы в 3-й (в общей сложности) раз прыгнули с нижней ступени Красивого, испили чаю у гостеприимных казанцев и отправились обратно на порог Котел, к своей палатке. Проплыв Яму (нас опять развернуло и вынесло из бочки влево, на этот раз на разгруженном судне), под порогом увидели неожиданно народ и слева и справа - это группы, сплавлявшиеся по Кутсайоки, поднялись от слияния. Слева - латыши, справа - беларусы. Мы проплыли мимо них, но успели быть приглашенными на банкет. "Котел" на этот раз преодолели по левому языку слива, на удивление чисто в него зайдя. Перекусив, прошли по тропе 500 м до латышей, а от них, после довольно долгого общения, беларусы на своем К-2 перевезли нас к себе. Банкет, красная рыба... Чудом переплыли обратно к 5 утра.











20.07.
Погода тихая, в целом пасмурная. От "Котла" до слияния с Кутсайоки 10 м сплава по плесу. Сворачиваем вправо. Ширина реки заметно меньше, чем у Тумчи, поначалу она кажется непривычно узкой (впоследствии Тумча будет казаться неестественно широкой). После длинного плеса первый порог, обнос левым по ходу (правым орографически) берегом, по хорошей тропе, около 80 м. Затем, после небольшого плеса, второй несложный порожек, нижнюю часть которого обнесли по левому (орографически) берегу (т. е. справа по ходу), а входную шиверу провели на веревке. Затем снова длинный плес, на этом участке характерное место - поворот реки на 90 градусов и большая скала, встающая из воды на левом (орографически) берегу на высоту 12-15 м. Т. о. через 2-2,5 часа подъема от Тумчи подошли к порогу Водопадный. Обнос его по правому (орографически) берегу по хорошей тропе. Здесь же 2-3 хорошие стоянки, воспользовались этим местом для обеда (сразу ниже первой ступени этого трехступенчатого порога). Выглянуло солнце, сверху подошла московская группа. В их арсенале были К-2 и К-4, но они не отважились на прохождение 1-й ступени. Не решился на это и Игорь. Но среди москвичей нашелся человек, некий Дмитрий Филатов, согласившийся составить мне компанию. После тренировочного заплыва по 2-й и 3-й ступеням, мы перенесли наш катамаран наверх и удачно прыгнули с 1-й ступени, представляющей собой 3,5 метровый слив водопадного типа. При этом, впрочем, в сливе чем-то долбанули по раме с правой внешней стороны, немного помяв каркас. С берега осуществлялась страховка морковкой, с воды московским К-2. Также проводилась фото и видео-съемка нашего подвига.
Попрощавшись с москвичами, после обеда продолжили подъем по Кутсайоки. Буквально через несколько сот метров от Водопадного путь преграждает очередной порог. Короткий (3-5 м) обнос по скальной плите справа по ходу, затем траверс влево и, обойдя остров слева, также короткий, не более 10 м, волок по скальным плитам левого по ходу берега. Выше несколько перекатов, проходимых на веслах при лавировке во всю ширину русла, а затем путь преграждает довольно длинная многоводная шивера. Ее проводили левым по ходу берегом, глубина иногда почти по пояс, течение сильное. С обоих берегом остатки моста, на дороге следы недавно проехавшей вброд машины типа "Урала". По дороге можно подойти вплотную к массиву г. Пязивара на юг от реки.
За шиверой начинается длинный плес, вверх по течению мы преодолевали его 3,5 часа. На плесе хорошо ловится рыба, мы здесь поймали семгу (кумжу?) в 68 см длины. Берега на плесе почти сплошь малопригодны для ночлега, сильно заболочены. Плес кончается порогом Малый Каньонный, справа по ходу под порогом ночуем на маленькой (под 1 палатку) площадке правее скалистых лбов, если смотреть с воды. В высокую воду площадка заливается.






21.07.
Утром мимо нас с шумом и гиканьем сплавилась целая орава москвичей на 3 больших катамаранах. Всего их было человек 20, причем в их оснащение входили рации для переговоров между судами.
Порог Малый каньонный расположен в узком скальном коридоре, его однозначно приходится обносить при подъеме против течения. Обнос проводили тропой левого (орографически) берега, прямо от места ночлега. Обнос тяжелый из-за узкой тропы и густого подлеска, длиной около 250 м.
Примерно в 2 км выше, после плеса, на реке шивера. Русло здесь делает большую петлю, удобно обнести судно по заметной тропе справа по ходу под шиверой. Тропа ведет через невысокую гряду, которую и огибает река. Длина волока 50-70 м, он приводит выше начала шиверы. Еще одна тропа выводит вправо-вверх на грунтовую лесную дорогу, по которой можно выйти в Вуориярви.
Следующее препятствие - порог Ступенька. Обнос 200 м по тропе левым по ходу берегом. Обнос очень тяжелый. В 300 м выше небольшой порог, обнос 20 м справа по ходу, по скальным плитам. Затем тянется плес, вскоре сменяющийся мелкими перекатами - их очень много, преодолеть можно только впроводку. У реки на этом участке неплохие берега, в нескольких местах к воде подходят высокие холмы.
Перекаты приводят к шивере "Длинной", которую необходимо обнести тропой правого по ходу берега. Решаем заночевать под шиверой в начале тропы, ибо здесь имеется удобная стоянка






22.07.
Тропа обноса длиной около 800 м. Катамаран пришлось разобрать на 2 половины и идти с "надувными бревнами". Рельеф трудный – камни, скалы. Река беснуется в скальном ущелье с высотой отвесных стен до 10-15 м. Честно говоря, это не шивера, а порог II-III к. с. За шиверой озеро, выход из него в дальнем левом по ходу углу. Короткая протока с заметным течением приводит к следующему озеру. В его конце остатки моста (вправо по ходу по лесной дороге 7 км до деревни Вуориярви). Сразу за озером начинается еще одна цепочка перекатов (сплошная проводка вдоль левого по ходу берега, затем в основном вдоль правого). Берега заметно повышаются, появляются скальные выходы. Участки перекатов разделены плесами. Река входит в грациозный каньон. Высокая отвесная скала справа по ходу, спускающаяся к самой воде, является ориентиром порога Тесный, который нужно обнести слева по хорошей тропе 100 м. Порог обносят и при движении вниз из-за габаритных непроходов.
За Тесным 2 км практически ровной воды до водопада Маманя. Лишь примерно на середине этого отрезка имеется небольшой перекат. Под водопадом плес округлой формы, есть небольшие стоянки на левом и правом берегах. Хваленая стоянка на левом (орографически) берегу чуть ниже водопада на самом деле не очень-то хороша – почва под палатку неровная, с неустранимыми камнями, да и то только под одну палатку. К тому же дров здесь уже нет, а тащить их сверху по скалам и осыпям затруднительно. Самое реальное – за дровами плавать на другой берег. Несмотря на все эти беды, мы все же встали именно на этой стоянке.
Водопад Маманя имеет высоту метров 15, поток несется по скальной плите под углом около 35 градусов, внизу колоссальная водобойная яма. По левому берегу имеется тропа над скальными сбросами, по которой можно подняться на верхний барьер водопада. Пока мы ставили лагерь, на тропе появилась группа, сразу внесшая масштабность в картину буйства стихий. До появления человеческих фигурок размеры водопада просто не с чем было сравнивать. (Позже выяснилось, что это группа из Ярославля, сплавляющаяся на рафте московской фирмы RAFT master (бывший Магрип)). Погода, которая до того с самого утра не баловала нас солнцем, решила резко улучшиться, тучи пронесло. Решили отправиться вверх по реке в пешеходную прогулку с осмотром достопримечательностей, по левому берегу.
В обход водопада Маманя прошли по тропинке, путь осложняют скальные выходы и многочисленные камни. Выше водопада плес, окруженный высокими скалистыми берегами, тропа полностью исчезла, пришлось карабкаться по стенам, преодолевая прижимы. За поворотом вправо по ходу – водопад "Оба-на": высотой 8-10 м. Это не совсем водопад, скорее большой слив, где основная масса воды катиться по наклонной плите ближе к левому берегу; угол падения примерно 15-20 градусов. У правого берега меньшая часть потока образует настоящий водопад. На правом берегу видна короткая волоковая тропа, на левом над водопадом имеется стоянка. В 300 м выше по течению находится порог "БСТ", печально известный гибелью барышни из Рязани. Порог маловодный, поток разбивается здесь на несколько струй, основная часть воды идет вдоль левого (орографически) берега, но на выходе бьет в большой камень с застрявшим под ним на уровне воды бревном – именно здесь и произошел несчастный случай, байдарку забило под камень. Остатки байдарки и личные вещи трупа так и лежат по сей день (ЧП было в 1995 г.) на левобережной скале. Здесь же установлен маленький памятник. Остается загадкой название порога: "БСТ". Есть предположение, что при взгляде с правого берега, где имеется стоянка, скальные островки в пороге образуют как раз эти буквы по своей форме.
Выше "БСТ" расположен, за коротким плесом, порог Муравей. На первый взгляд, здесь могут возникнуть габаритные ограничения, хотя и менее жесткие, чем в пороге Тесный. От этого порога, для сокращения пути, решили вылезти из речной долины на кромку плато. Подъем туда – по сильнопересеченному склону, крутизна варьируется в очень широких пределах. На плато ландшафт в целом такой же, тропы нет и в помине. Срезав угол, образованный поворотом долины, вышли к склону над порогом Сомнительный; увидев на реке людей и плавсредства, решили спуститься и пообщаться. Оказалось, 2 группы; причем одна из них – из Гатчины.
Порог Сомнительный – самый первый на реке, не считая перекатов после Голубого озера, в районе слияния с "Карельским Башкаусом". Порог представляет собой 3 слива, наиболее высокие и мощные – 1 и 2. Левый берег образуют большие скальные плиты, правый – отвесные стены.
На наших глазах гатчинский экипаж катамарана – четверки сначала вполне удачно прошел порог на своем собственном катамаране, а затем они стали перегонять чей-то другой катамаран. Он оказался менее маневренным и после 2-го слива ребята со всего размаха влетели правым баллоном в камень. Охваты были на этом судне крайне паршивые, поэтому в мгновение ока второй правый номер занял место первого, а первый правый, естественно, оказался в воде. Впрочем, он быстро вскарабкался на береговые глыбы и пошел вниз по течению на плес, откуда его и забрали вторым катамараном. Вывод: а все-таки неповоротливая штука "четверка"!
От "Сомнительного" мы снова поднялись на бровку плато и продолжили движение вверх по течению Кутсайоки. Берега понемногу выполаживаются, хотя на противоположном (правом орографически) берегу нет-нет да и встретится отвесная стенка в несколько десятков метров высотой. Наш же путь лежит по сосновому бору с обилием валежника и сухостоя. Пройдя около 1 километра, искупались и повернули назад (т. о. Немного не дошли до впадения "Карельского Башкауса"). Вообще-то, приток "Карельский Башкаус" – не что иное, как сама Кутсайоки, а вот речка, впадающая в так называемые Голубые Озера и ошибочно считающаяся Кутсайоки – как раз таки приток. Ходят слухи, что на этой речке-притоке выше (на несколько километров, может на 10?) моста имеются очень интересные препятствия в настоящем скальном каньоне, но проходимые только в высокую воду. Якобы, туда можно заехать, имеется там и мост, который даже именовали "Чертовый".
В достигнутой нами "точке купания" напротив первых шиверок на Кутсайоки после Голубых Озер имеется несколько троп, рыбацкие стоянки – все указывает на близость дороги, по которой можно дойти сюда от Вуориярви.
Будучи изрядно покусанными мошкой, бесславно повернули в обратный путь. Памятуя о трудностях движения вдоль воды, шли до водопада "Маманя" все время поверху. С некоторых точек открывается панорама на запад, северо-запад, где видны отдельные вершины в массиве Рахмойва Тундр – пологие, но выходящие за зону леса. Идти вдоль верхней бровки долины все же легче, чем вдоль воды. Рельеф немного менее пересеченный, хотя приходится часто перелезать врезы маленьких боковых притоков. Чуть в стороне от края склона долины видны следы обширных вырубок.
Перепад высот от края плато до подножия водопада "Маманя" – не менее 130 м. Игорь ушел вниз к стоянке, я же еще немного продвинулся вниз по течению, траверсируя крутой скалистый склон в верхней его трети. Поводом к подобным действиям были фотоработы. Сильно одолела мошка.
Выяснилось, что пока мы гуляли, ярославская команда сбросила в "Маманю" свой рафт и он удачно прошел водопад! Увы, мы все прозевали… Говорят, что судно (полностью разгруженное, of cause) сначала застряло в верхней части слива и его сталкивали с берега длинным шестом. Затем рафт все-таки упал с водопада и на ощутимое количество времени просто скрылся из вида в пенной яме. У владельцев уже начали вытягиваться лица… Но водоизмещение в 2 тонны все же выкинуло рафт на поверхность – и он оказался абсолютно целым. Непонятно только, что было бы с пассажирами, случись им тоже находится в лодке в момент прыжка.






23.07.
У Игоря забастовка - после завтрака он завалился снова спать. Я стащил катамаран на воды и переплыл на противоположный берег. По каменистому распадку поднялся в обход гряды, преграждающей путь реке и образующей водопад "Маманя". Распадок приводит как бы к перевалу – этот проход лишь немного выше, чем тот, что пробила река.
Дальнейшее движение – вдоль правого берега до порога БСТ. По пути я отснял водопад "Оба-На" с более удобного, нежели вчера, ракурса. Между "Оба-На" и БСТ тропа плохая, на пути несколько скальных прижимов, где необходимо либо лезть, либо обходить верхом.
Целью моей вылазки была пресловутая ледяная пещера над порогом БСТ. Описание крайне невнятно сообщало о местонахождении сего природного феномена. Долго я лазал по склону, среди гигантских гранитных глыб. Дырок под камнями было множество, но они на пещеру не тянули ну никак. Уже практически отчаявшись, на обратном пути, я вдруг наткнулся на искомое: на высоте около 30 м над рекой, в скалах посредине между порогом БСТ и водопадом "Оба-На". "Пещера" представляет собой щель шириной примерно 1 м в коренной породе, уходящую вертикаль6но вниз на 5-7 м. На дне действительно лежит лед, но немного 2-5 квадратных метров. Основная трещина соединяется с системой перпендикулярных меньшего размера, т. о. Можно вылезти со дна другими ходами. Кроме этой, наиболее крупной, неподалеку есть трещины поменьше, в этих дырах льда или снега не обнаружено. Сохранится ли лед к осени? – вопрос темный, пещера и лед в ней упоминаются в описании, датированном 2-24.08, т. е. в конце лета.
Продолжая возвращаться к катамарану, я обнаружил еще одну подобную "пещеру" над омутом между водопадом "Оба-На" и "Маманя". Это вертикальная трещина в склоне, прослеживаемая на большом расстоянии. Примерно на середине склона по высоте имеется вход, можно пройти вглубь скалы метров на 10-15. На дне лед, в щели холодно и сыро. Похоже, что для нагорья Манселья и долины Кутсайоки в частности, подобные щели – "пещеры" с сохраняющимся в них льдом – явление не столь уж уникальное. Если лед уверенно перелетовывает – это самые южные ледники на Северо-Западе (и, вдобавок, самые маленькие по размерам).
Спускаясь в осыпной кулуар, по которому поднимался утром, оставив катамаран, левее него нашел в скалах несколько потаенных гротов; их можно вполне использовать для забросок или каких-нибудь других нычек. Здесь никто не шастает.
Переплыл в лагерь, начали собираться в плаванье по бурным водам Кутсайоки. Покинув лагерь, дошли по ровной воде плеса до впадения правого притока, издающего сильный шум в кустах и изливающегося в основную реку несколькими потоками с небольшим и примерно равноценным расходом в каньон. Разведка вверх по ручью уже через 100-150 м дала потрясающие результаты: ручей вошел в узкий (2-5 м) каньон, образуя в нем каскад отвесных водопадов. Недостаток времени не позволил идти высоко вверх по течению, но судя по карте, общий перепад каскада водопада должен быть не менее 120 м – ждите красот!
Порог Тесный обнесли по тропе правого берега. Дальше перекаты, здесь у нас начала ловиться рыба (форель). Быстро мчась вниз по перекатам, невольно поражаешься самому себе, затащившему по ним вверх груженое судно. На плесах выше развалин моста видели местных жителей, ловящих рыбу – т. е. деревня Вуориярви еще жилая.
Вниз, вниз, вниз! Прошли "Длинную" шиверу, более похожую в 1-й половине на порог II к. с. (а то и III, если сравнивать с классификацией на Тумче). Во 2-й половине шиверы очень мелко и очень много камней – жаль мне наши гондолы!
Порог Ступенька пришлось обнести из-за категорического отказа Игоря. А жаль. Обнесли мы по правому берегу основную ступень (обнос по плитам 30 м). Дальше несколько сот метров мощная шивера, в ней мы почему-то насобирали тьму тьмущую камней. Байдарке "Таймень" точно настал бы конец.
Оставшиеся до порога Водопадный препятствия сложности уже не представляли и были всей пройдены с ходу. Наиболее запоминающееся место – порог Малый Каньонный, это ущелье завораживающей красоты, даже неясно, что же притягивает столь сильно к себе взгляд. Течение, хоть и незаметное на глаз, здорово прибавляет в скорости хода: большой плес ниже порога Малый Каньонный при подъеме отнял у нас 3,5 часа хода, а вниз – 2 ч 10 минут.
Пройдя ниже большого плеса шиверу с остатками моста, а затем перекат и несложный порог "В трех протоках", обнесли верхнюю ступень Водопадного и заночевали на правом берегу на той самой стоянке, где обедали при подъеме, когда я прыгал с первой ступени с Димой Филатовым. Вокруг на удивление мало дров.






24.07.
Утром на разгруженном катамаране успешно прошли 2-ю и 3-ю ступени Водопадного, загрузились и отправились на встречу со старой знакомой Тумчей. До нее не более 2,5 часа сплава. 2 порога по пути относительно просты, особенно первый из них.
Тумча после Кутсайоки кажется очень величавой рекой. Успешно доплыв до порога Карниз, причалили к левому берегу. На пороге полный паноптикум, что твое Лосево: сразу несколько разномастных групп катаются, проходят, что-то обсуждают на берегу. Были тут и пресловутые московские каякеры на полиэтилене, которые по часу авторитетно курили над каждым серьезным порогом, а затем быстро его обносили. (Впрочем, следующие за Карнизом "троешные" пороги Каньонный и Змея они при мне прошли с ходу и вполне успешно). Встретили на Карнизе мы и старых знакомых казанцев и даже вновь оказали им фотоуслуги, запечатав их прохождение порога.
Порог Карниз – "самый мощный на реке", как пишут в описании. Мы прошли его левым вариантом (через собственно "карниз"), прыгнув с примерно 2-хметрогово крутого слива в большую бочку. Там нас остановило на секунду, но мы удачно выгреблись. Вторая, выходная, часть порога не сложна – так, большие волны.
Следующий порог – Каньонный – один из самых красивых на реке. Левый берег образован отвесной скалой высотой до 20 м, правый – более пологий и низкий. Над скалами левого берега отличная стоянка с обзором и сдуванием всех комаров, минус только один – за водой надо отправлять самого молодого.
Здесь мы устроили обед, после него я прогулялся к следующему порогу – "Змея", а по пути насобирал в лесу грибов: они наконец-то начали появляться. Пока мы обедали, мимо проплыли все те же казанцы (докричались, что встретимся на Шляпе – это последний порог на реке), а за ними целой оравой свалились "пластмассовые" каякеры из Москвы. Мы пристроились к ним в хвост, и так в кильватерном гордом строю преодолели Каньонный и Змею (красивые пороги!). Шляпа почти сразу за Змеей (минут 5-10 сплава). Порог назван так из-за большого лесистого острова, разделяющего две протоки. Остров в плане имеет такую форму: Основной проход – в левую протоку, где имеется сложный поворот на 180 градусов. Нужно прострелить струю, начав от левого по ходу берега. Для этого необходимо пройти крайнюю левую часть первого слива, а она имеет выраженную винтовую структуру. На катамаране сделать это удалось, а вот на байдарке, забегая вперед, - нет. Правая протока узкая, в отвесных скальных стенах, с большой "косоватой" бочкой.
На острове – "шляпе" хорошие стоянки, таковые имеются также и на левом берегу, а ниже порога на этом же левом берегу – вагончики бывшего лесоучастка Тумча.
После нашего удачного прохождения пошли казанцы. Легли они уже в первом сливе, я все это подробно отснял на их фотоаппарат ("продвинутую мыльницу" от SAMSUNGа). Спасали их те самые пижонистые москвичи-каякеры, с левого берега. Вдоволь накупавшись, казанцы, переплыли на Шляпу, где и остановились ночевать.
А мы продолжили сплав, ибо уже сильно спешили. Река дальше спокойная, течет все тише, начинаются подтопленные акватории Иовского водохранилища. Заблудились мы всего 1 раз, уплыв вперед-вправо, почему-то проигнорировав протоку влево по ходу (ну не почему-то, а доверившись описанию более, чем своему опыту – а зря!). В итоге путь был найден (особая примета: в первом озере не плыть в направлении видимых далеко впереди отвесных скал); после протоки вышли в водохранилище со множеством островов на одном из которых и заночевали на уютной и часто посещаемой стоянке.






25.07.
Весь день мы героически гребли по водохранилищу, попутно ловя рыбу (крупную щуку отпустили (неспециально), зато окуней несколько все же выудили). Под вечер, километров за 10 от Зареченска, ветер стал встречным и довольно сильным, медленно плелись вдоль левого по ходу берега. Берега всюду замечательные и скалистые – сказка. Много разнокалиберных островов. В 21 час мы подошли к плотине (дамбе). Отсюда до поселка 3 км, но дороги мы не знали. На дамбе перепад уровней не меньше 20 м (больше?), но створки закрыты и за ней сухое русло на месте явно очень серьезного длинного порога. Поэтому, обнеся дамбу, встали за ней в укромном местечке на левом берегу сухого русла. Вода в нем имеется в виде тоненького ручейка. Всю ночь разбирали катамаран, а затем пошли по дороге на автобус, который отправлялся, по описанию, в 6 часов утра.
Первый облом заключался в том, что перейдя по грунтовке сухое русло и поднявшись на правый берег, мы обнаружили там полноводный быстрый канал – по нему можно плыть.
Второй облом: канал (и дорога, по которой мы шли) закончился колючей проволокой, злой сторожевой собакой и строениями ГЭС. Настоящая дорога до поселка была на другом берегу канала. Мы обошли ГЭС слева (а что оставалось?) и поспешили по лесной дороге. По правую руку в скалах вырублен взрывами поистине грандиозный каньон 35-метровой глубины – дух захватывает от этого зрелища. А пленка в фотоаппарате уже кончилась. Меж тем дорога благополучно кончилась на мысу, на стрелке нового и старого русла, причем старое (слева по ходу) русло оказалось … затоплено. До автобуса – 20 минут. С ощущением катастрофы бежим (35 кг – рюкзаки) вверх по руслу, берег местами заставляет немного увлечься скалолазанием, до того места, где по камням смогли перейти на левый берег). Так рывок через тайгу (150 м), затем прыжок через бетонный водопровод (без воды) и вот мы на дороге. Повернули по ней вправо по ходу, до окраины поселка еще почти 1 км. Ровно в 6.00 я выбежал на мост через реку Иову в поселок Зареченск. От моста 300 м с замиранием сердца до автобусной остановки – и выясняется, что до рейса еще 1 час. Полное расслабление и опустошение души.
Автобус пришел, до Кандалакши около 40 рублей/лицо с рюкзаком. Ехать 100 км. Борясь со сном, жду пересечения дороги с рекой Толванд – она оказалась крайне маловодной, хотя и действительно очень крутоспадающей. Слева по ходу движения – красивейшее озеро Толванд: высокие сопки по обоим берегам. Затем асфальтовое шоссе Алакуртти – Кандалакша, знакомые Келесуайв Тунтури слева, почему-то маловодная река Канда, вокзал в Кандалакше с на удивление приятными водниками из Москвы. В час дня – скорый поезд.

       




[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 1998.

Экстремальный портал VVV.RU