![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() "ЭКСтрем", N 3 Сергей Шибаев, Марк Энд |
![]() |
![]() 16 августа оперативный дежурный МЧС КБР получил информацию из Эльбрусского ПСО о пожаре в самом высокогорном отеле Европы - "Приюте 11-ти" (4200м). В это время в гостинице находилось около 100 человек - в основном иностранцы. По начальной информации, в роли Нерона выступил то ли венгр, то ли словак, возившийся на кухне с примусом. Открытый огонь достал канистру с бензином и здание вспыхнуло, как ёлочка в новый год. Хотя люди в одних трусах выпрыгивали из окон, никто не пострадал. Лишь 30-летний француз Дидье Рено получил травму позвоночника, дюльферяя с третьего этажа. Зато сгорела масса имущества, документы и деньги. В последнее время, несмотря на возрастающую популярность восхождений на высшую точку Европы, возрастали и жалобы на ухудшающееся обслуживание в "Приюте" - при возрастающей же стоимости проживания. С российских восходителей брали за проживание до 50 руб/день, с иностранцев - ещё больше. С учётом подъёма на канатке, групповой оплаты гиду (до $150 за восхождение), расходы на покорение Эльбруса выливались в круглую сумму. Отдельной строкой в графе "Экзотика" стояло посещение "приютского" WC и вид на помойку. Наша справка: В 1909 году группа восходителей из 11 человек экспедиции Р. Лейцингера, основателя Кавказского Горного Общества (1901), ночевала среди камней на месте будущего отеля и написала краской на скале - "Приют 11". В 1929 г. на этом месте была установлена деревянная будка, обшитая железом; в 1932 - здание барачного типа на 40 человек. Из-за недостатка мест палатки иногда ставили прямо на плоской крыше барака. "Плечом к плечу" там помещалось ровно четыре "памирки". Строительство нынешнего "Приюта 11" было осуществлено в 1937-39 гг. По проекту альпиниста-архитектора Н. Попова был возведен 3-этажный корпус с закруглённой верхней частью, напоминающий дирижабль. Первый этаж (там разместились кухня, душевые комнаты и складские помещения) был сложен из камня. Второй и третий этажи - деревянные, утеплённые специальными теплоизоляционными плитами (здесь были комнаты на 2-8 человек, столовая на 50 мест, "элитные" номера). Два верхних этажа и крыша были обиты оцинкованным железом. Радовали глаз натёртые до блеска паркетные полы и отделанные линкрустом стены и потолки. При гостинице была котельная и электростанция, работали центральное отопление, водопровод с горячей водой, канализация. Как писал В. Кудинов в книге "Эльбрусская летопись": "Некоторые из иностранных альпинистов, не вдумываясь в трудности строительства на Эльбрусе, требовали такие вещи, как рояль, джаз и даже... чистильщика обуви! А один француз выразил возмущение отсутствием лифта". Во время войны даже немцы, оставив "Приют", не стали его ни взрывать, ни минировать. После войны гостиница много лет была в безнадзорном состоянии и только с 1957 г. вновь начала функционировать. По словам Александра Воронова, неоднократно водившего группы на Эльбрус, он не раз удивлялся, почему подобное не случилось раньше. Четырёхкомфорочная газовая плита явно не удовлетворяла потребностям альпинистов в приготовлении пищи. Если раньше никто и подумать не мог о разведении примуса внутри гостиницы, то в последнее время это стало обыденным явлением. Руководство отеля жалело денег на лишние газовые плиты и баллоны. В результате, сэкономив копейки, потеряли миллионы. В эпицентре событий оказались именно питерские гиды со своими группами. В этот момент в "Приюте" и около него находились А. Воронов, И. Царук, Е. Лобачёв, В. Панасюк, С. Бодров, Н. Шустров, А. Лопатко. Группа В. Панасюка и С. Бодрова - директора фирмы "Валвик" - в 14 часов спустилась с вершины Эльбруса и занималась приготовлением пищи. Около 16 часов Сергей Бодров находился на кухне: "Я стоял в полушаге от вспыхнувшей канистры. Когда загорелось, автоматически выплеснул воду из своей кастрюли на огонь. Мне показалось, что почти сразу появился Вася Панасюк с огнетушителем в руках. Помня, что где-то неподалёку есть ещё один огнетушитель, я отправился на его поиски. Честно говоря, я был в шоке. Когда нашел огнетушитель и пошёл обратно к столовой, то не смог пробиться сквозь толпу, ломанувшую на выход. Венгры на кухне были, но они не при чём. Фокус с канистрой сделал кто-то из наших, по-моему, даже местных". Его рассказ продолжает Василий Панасюк: "Огонь моментально охватил столовую и попёр по коридору. Уже через пять минут французы не могли спуститься с третьего этажа и им снизу бросили верёвку для спуска. Один из них здорово ударился о каменный парапет между первым и вторым этажом. Мы стали эвакуироваться: взяли только то, что сгребли руками. Пока будили нашего немецкого камарада - Дирхофа, - который после спуска с вершины принял снотворное и спал крепким сном, времени собирать шмотки уже не осталось. Жаль, не допили французский коньяк - кайфовали перед обедом. Известный Юра Соловьёв так вообще вышел в одних трусах. Но он, правда, был поддавши. Венгры были без сопровождающего, вот на них и хотели всё свалить..." Гостиница горела почти сутки. Сохранился лишь остов первого этажа. Возбуждено уголовное дело. P.S. Наша загадка: В духе доктора Шпака венгерская группа предъявила иск, в котором значилось N-количество курток гортексовых, ботинок пластиковых, ледобуров титановых и т.д. Отгадайте с трёх раз: какую фигуру из трёх букв показал им в ответ представитель "Эльбрустуриста"? Угадавшего ждёт туристская путёвка на Бермудские острова (на двоих). Пилот Формулы 1 стартует на Эльбрус и чудом избегает гибели Мимо средств массовой информации прошла настоящая сенсация. В середине лета в России побывал не самый последний в прошлом гонщик Формулы-1 Katayama Ukyo. В Кабардино-Балкарию Юки прибыл с целью выполнения очередного этапа личной программы "7 вершин". В рамках этой программы, предусматривающей покорение высочайших вершин всех материков планеты, Юки оставалось покорить Эльбрус, Эверест, Денали и пик Костюшко. И японец оттянулся на всю катушку! Он не только покорил 16 августа вершину Эльбруса в составе группы С. Бодрова, но и, спустившись, попал в пламя горящего "Приюта". По свидетельству очевидцев, Юки вел себя абсолютно невозмутимо. Видимо, сказалась привычка. Ведь в стартах Формулы его болид горел пять или шесть раз. Карьеру гонщика Катаяма закончил после гонки, в которой когда погиб великий Айртон Сенна. Юки вёл свою машину сразу за Сенной и чудом избежал аварии. Сейчас он испытывает моторы "Нonda" и занимается их промоушеном. |
![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||
Copyright © группа TAG, 1999 Copyright © журнал "ЭКСтрем", 1998-1999 |